"Школа- социокультурный центр"
статья
В статье говорится о необходимости взаимодествия школы с социальными субъектами за пределами школы, об организации школы как социокультурного центра.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Школа как социокультурный центр
Приятелева М.К., ст. преподаватель
Нижегородский институт развития образования, г. Нижний Новгород,
Спасибова Т.В., учитель начальных классов,
МБОУ«Средняя школа №17 имени Арюткина Николая Васильевича»
г. Заволжье, Нижегородская обл.
Аннотация. В статье говорится о необходимости взаимодействия школы с социальными субъектами за пределами школы, об организации школы как социокультурного центра.
Ключевые слова: социальное значение, социальное партнёрство, социокультурный центр, школа.
School-social and cultural center
Priatelia M. K., senior lecturer,
Nizhny Novgorod Institute of education development, Nizhny Novgorod
Spasibova T. V., primary school teacher,
MBOU " Secondary school No. 17 named after Aryutkin Nikolay Vasilyevich»
Zavolzhye, Nizhny Novgorod region.
Мы живём в очень непростое и противоречивое время. Изменились жизненные ценности, идеалы, взгляды на мир. Часто взрослому не под силу разобраться в действительности, найти правильное решение. А как же быть ребёнку? Его мировоззрение только ещё начинает формироваться. Поэтому именно в данный момент очень важно уделить особое внимание фундаменту нравственных ценностей (2).
К сожалению, в современном учебном процессе социальное знание часто оказывается почти вытесненным предметным знанием и носит не столько гражданский, сколько обывательский характер, что приводит к дефициту гражданского социального образования у детей. А получить эти знания ребёнок сможет через творческую деятельность, активное участие в жизни класса и школы, разработку проектов, взаимодействие с социальными субъектами за пределами школы. Следовательно, образовательное учреждение должно стать не только центром образования, но и социокультурным центром, занимающимся формированием физически здоровой, социально адаптированной, коммуникативной, эмоционально устойчивой, творческой, способной к самореализации личности, умеющей использовать современные информационные технологии. (5)
Это и есть требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, в котором предусмотрено формирование компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности. На основании вышеизложенного в МБОУ «Средняя школа № 17 имени Арюткина Николая Васильевича» г. Заволжье возникла потребность в создании программы внеурочной деятельности «Содружество».
Для полноценной реализации внеурочной программы необходима организация социального партнёрства образовательного учреждения, семьи и центров дополнительного образования. Образовательные учреждения города Заволжья (МБОУ СОШ №17, МБОУ Дом детского творчества, центр внешкольной работы «Ровесник», детская библиотека им. С.Я. Маршака), участвующие в интеграционном взаимодействии, составили образовательную сеть, целью которой стала организация внеурочной деятельности младших школьников(1).
Интеграция в решении данной проблемы была полезна обеим сторонам процесса. Центры внешкольной работы получили возможность охватить 100% младших школьников дополнительным образованием и выявить одарённых детей для организации дальнейшей работы с ними. А общеобразовательные учреждения приобрели дополнительные возможности в организации внеурочной деятельности. Сетевое взаимодействие обеспечило все образовательные учреждения дополнительными ресурсами: Дом детского творчества и центр внеурочной работы «Ровесник» используют материально-технические ресурсы школы, а образовательное учреждение - квалифицированные кадры центров дополнительного образования(6)
Актуальность и новизна программы социального партнёрства состоит в том, что именно внеурочная деятельность объединила вместе и школу, и центры дополнительного образования, стала своеобразной мастерской творчества и сотрудничества педагогов, обучающихся и родителей, где реализуются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с миром культуры, искусства и красоты (4)
Целью программы считаем создание образовательно-воспитательной среды, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для развития индивидуальных способностей учащихся, удовлетворения их актуальных и перспективных культурно-образовательных и жизненных потребностей, успешного социального становления.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:организовать разнообразные формы внеурочной деятельности детей, создать условия для индивидуальной самореализации ребенка и презентации им своих успехов в совместной деятельности, создать условия для вовлечения учащихся в деятельность, которая укрепляет нравственные позиции, чувства патриотизма; реализовать комплекс программ дополнительного образования с целью обеспечения интересов детей (7).
Данная программа внеурочной деятельности составлена с учётом возрастных особенностей учащихся; опирается на закономерности развития личности ребёнка в соответствии с социальными условиями жизни, способами адаптации в коллективе, личностными качествами индивидуальными склонностями и способностями, характером.
Программа составлена так что, получая общие знания, умения и навыки, ребёнок имеет свободный выбор занятия, самовыражения в определённом виде деятельности, проявляет личное творчество.
Программа рассчитана на 2 года, режим занятий – 2 раза в неделю по 1 часу. Предусмотренные занятия проводятся на базе одного класса, в котором работает классный руководитель. При проведении предметных недель занятия проводятся для обучающихся нескольких классов.
Содержание программы строится по блочно-модульному принципу и предполагает наличие:1)мотивационно - операционного блока, включающего в себя познавательный модуль;2)организационно - деятельностного блока, включающего прикладной модуль;3) проектно - диагностического блока, включающего проектный и диагностический модули.
Целью мотивационно-операционного блока стало знакомство с видами декоративно-прикладного искусства, историей возникновения женского рукоделия, возрождение семейных традиций.
Организационно - деятельностный блок направлен на привлечение учащихся к непосредственному участию в работе кружка, создание благоприятных условий сотрудничества с родителями, выявление художественно-эстетических и творческих способностей детей.
Хорошей традицией стали для класса такие мероприятия, как «Семейное рукоделие», где бабушки, мамы и папы могут рассказать о своих увлечениях, технике изготовления предмета, показать результаты своей работы, организовать выставку. К знаменательным датам ребята стараются сделать подарки своими руками. Так к праздничному концерту «Мама- солнышко моё» каждый ребёнок порадовал свою мамочку красивым солнышком. В продолжение праздничной программы совместное участие родителей и детей в мастер-классе «Шкатулочка настроения» стало для всех удивительным сюрпризом.
Работая в данном направлении, считаем необходимым ознакомить учащихся с историческим прошлым народно-прикладного искусства, с историей возникновения и развития промыслов родного края. Поэтому были организованы поездки в краеведческий музей города Городца, где дети посетили выставку «Художественно-прикладное творчество наших земляков». В музее города Заволжье третьеклассники ознакомились с экспонатами художественной выставки «Мир творчества». Также мы являемся постоянными участниками театральных спектаклей «Волшебник Изумрудного города», «Золушка», «Денискины рассказы», «Сказание о граде Китеже». Организация и проведение таких мероприятий способствует развитию в детях художественно-эстетических способностей, прививает потребность к культурному образу жизни.
Цель проектно-диагностического блока – подведение итогов работы в данном направлении, анализ эффективности данной программы. Хотелось бы отметить, что благодаря слаженной работе учителя, родителей, педагогов дополнительного образования дети имели возможность участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, проектной деятельности. Наиболее результативным направлением считаю организацию работы над проектами. Дипломами победителей на муниципальном уровне были награждены работы: «Нам жизнь дана на добрые дела», «Жемчужина Нижегородского края. Майский ландыш», «Парад военной техники: Катюша – БМ 13». Проектно-исследовательская работа по теме «Солнце – источник жизни» в «Звёздном городке» г. Москва получила высокую оценку экспертов.
Удивительный долгосрочный проект «Малая родина-город родной» стал для его членов просто кладезем познаний. Участники проекта изучали историю родного города, историю названия улиц и площадей, работали с архивами, встречались с почётными гражданами города Заволжья, изучали родословную своей семьи. Итогом работы над данным проектом стало участие в районном семинаре «Способы создания учебной мотивации на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе, как одно из условий повышения качества образования младших школьников».
Наиболее важным результатом работы считаю высокую мотивацию учебной деятельности. В классе высокая успеваемость - качество знаний 85% . Повысилась познавательная активность детей, участие в различных конкурсах, олимпиадах, проектной деятельности.
Автор проекта считает, что ему удалось создать благоприятные условия для развития индивидуальных способностей учащихся, удовлетворения их актуальных и перспективных культурно-образовательных и жизненных потребностей, успешного социального становления(5)
Значимость создания такой программы как «Содружество» заключается в том, что она способствует созданию социокультурной среды, где идёт развитие творческих, эстетических и духовных ценностей каждой личности.
Список литературы:
1.Борисова, О.Н. Применение интерактивных технологий в работе с родителями обучающихся как фактор повышения качества образовательного процесса/ О.Н.Борисова, М.К. Приятелева //Научно - методический журнал «Наука и образование: новое время».2018 №2(9). С.37-41
2.Борисова, О.Н. роль педагога в формировании социокультурной компетентности младших школьников/ О.ПН. Борисова, М.К. Приятелева // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах. Мининский университет. 2019. С.293-296
3.Приятелева М.К. Духовно-нравственное развитие и воспитание- ключевая задача начального общего образования/М.К. Приятелева // Диалог мировоззрений: современное образование в поле научных и религиозных традиций: материалы ХI Международного симпозиума. 2011.С.422-424.
4.Приятелева, М.К. Мы родом из детства/ М.К. Приятелева // Начальная школа.2004.
№ 4.С.28-109
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа как центр культуры и образования поселка
научная статья...
Модель "Школа - социокультурный центр"
Воспитательная работа в группе продленного дня...
ШКОЛА КАК ЦЕНТР ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Духовно-нравственное воспитание...
«Проблема употребления наркотиков и ПАВ в подростковом возрасте. Профилактика наркомании в рамках социокультурного центра села»
Актуальность.Ø Анализ преступности на территории Лискинского района показывает, что увеличилось количество правонарушений в детской и подростковой среде.Ø В среде школьников, участвовавших в анкетиров...
Программа для начальной школы "Социокультурные истоки"
Программа для начальной школы "Социокультурные истоки"...
Школа как центр родительского просвещения
Проблема взаимодействия образовательной организации с семьей всегда остается актуальной. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может заменить роль института семьи в...
Библиотека как социокультурный центр жизни школы
Из опыта работы педагогического коллектива школы...