Библиотека как социокультурный центр жизни школы
статья
Из опыта работы педагогического коллектива школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biblioteka_kak_sotsiokulturnyy_tsentr_zhizni_shkoly.docx | 33.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Библиотека как социокультурный центр жизни школы
Ткач Валерий Анатольевич,
директор МОУ СОШ №6 г. Надыма
Библиотека нашей школы была преобразована в Библиотечно-информационный центр в 2013 году. Это значительно расширило её функционал, возможности и целевую аудиторию.
В рамках реализации ФГОС приоритетной задачей Центра стало создание единого информационно-образовательного и социокультурного пространства, направленного на формирование ключевых компетенций у учащихся.
Направления (виды) деятельности Центра можно представить как многоуровневую систему.
Внутренний уровень – это выполнение функций традиционных для школьной библиотеки, дополненных наличием и использованием современных ИКТ-средств и техники, интернет-ресурсов. Учащиеся имеют возможность распечатки, сканирования и редактирования материалов своих докладов, разработки проектов полностью в условиях Центра. Также ребята активно используют электронные книги – ридеры с легальным общедоступным контентом.
Реализация ФГОС требует от нас сегодня переформатирования и развития образовательного пространства школы, которое, к сожалению, не соответствует новым вызовам времени:
• дефицит необходимых площадей для организации досуга, отдыха, индивидуальных и внеурочных занятий;
• неразвитость зональной инфраструктуры школы.
Данные факторы стали отправным пунктом для проектирования новой пространственно-развивающей среды школы.
В рекреации, на прилегающей к Библиотеке территории, мы создали развивающую библиотечно-музыкальную зону, которую позже дополнили сменной тематической выставкой-экспозицией. На этом уровне вовлекаем в действо большее количество участников. Интересными и значимыми стали такие формы, как открытый микрофон (чтение стихов или прозы на заданную или свободную тему), трансляция тематических буктрейлеров, в том числе созданных самими учащимися, просмотр художественных и научных фильмов на переменах или во время свободных уроков. Пользуется популярностью установленный стеллаж для буккроссинга – свободного обмена книгами.
Уже много лет на базе Библиотеки функционирует творческое учебное объединение школьного радио. Ребята создают интересные развлекательные и информационные радиопередачи, далее – транслируют по всей школе.
Тематические направления года – Год литературы, Год кино, Год экологии позволили нам развернуть общественно-просветительскую деятельность вне стен школы – это внешний уровень деятельности Центра.
Социально-значимые проекты «Читать сегодня снова модно» в 2015 году, «Чудо по имени КИНО» в 2016, «Хранители Надымского Заянтарья» в текущем – стали прорывными и перспективными для школы, позволили школе публично заявить о себе, использовать и продемонстрировать широту организационных форм мероприятий, а ребятам проявить свою индивидуальность и компетентностную многогранность. На базе Центра сформирована группа педагогов и обучающихся, которые подбирают информацию, репертуар, занимаются подготовкой и написанием сценариев многих мероприятий. В числе мероприятий, которые проводятся на регулярной основе, можно назвать «Читающий автобус», Флешмоб «Реквием», тематические мероприятия в ТЦ «Династия».
Работа Библиотечно-информационного Центра тесно связана с двумя другими созданными в школе пространственно-развивающими зонами – экологической и музейной.
Экологическая зона позволяет нам формировать у младших школьников начала экологической культуры, содействовать становлению осознанно-правильному отношению к природе во всем её многообразии. Это пространство стало традиционным для проведения «открытого микрофона», экологических выставок, защиты и презентации мини-исследований и эко-проектов, встреч со старшими друзьями и интересными гостями, проведения нетрадиционных, творческих занятий, выходящих за рамки учебных занятий, которые проводятся при непосредственном активном участии ребят из библиотечного центра с использованием его информационных ресурсов.
Музейная зона в МОУ СОШ №6 представлена Залом истории военного костюма, открытым в 2016 году после реорганизации Музейной комнаты. Это пространство в основном используется для проведения патриотических мероприятий. Здесь проводится множество тематических музейных экскурсий, проходит церемония посвящения в кадеты, происходят встречи с ветеранами войны и участниками трудового фронта, с участниками локальных войн и представителями военных профессий. Учителя-предметники, классные руководители, воспитатели кадетских классов имеют свободный доступ к музейным экспозициям и в любое удобное время используют музейную зону для проведения классных часов, уроков мужества и истории, дней Воинской Славы. Ребята из библиотечного центра активно участвуют в сценарной подготовке многих мероприятий, систематически осуществляют их мультимедийную поддержку, создают и предоставляют тематические видеоролики.
Регулярными для Библиотеки стали мероприятия и акции, в которых активно участвуют родители учащихся, социальные партнеры и шефы школы, в том числе проводимые в рамках реализации тематических социально-значимых проектов или направленных на популяризацию чтения.
С 2014 года по инициативе Управляющего совета школы проводим смотр-конкурс среди родительских коллективов обучающихся «Родительский проект на благо детям». Родительский коллектив 6б класса со своими детьми второй год результативно участвует в этом конкурсе в номинации «Волонтерский дебют». Инициаторами волонтерских дел чаще выступают ребята, которые входят в актив Библиотеки, участвуют в записи радиопрограмм, в различных мероприятиях, в качестве ведущих и выступающих, снимают информационные ролики о реализованных волонтерских делах.
Важными результатами функционирования библиотеки как социокультурного центра жизни школы, его инновационной деятельности можно считать:
- созданное единое информационно-образовательное пространство, направленное на формирование и развитие ключевых компетенций у учащихся;
- наличие пространственно-развивающей библиотечно-музыкальной зоны, расширяющей зональную инфраструктуру для проведения массовых мероприятий, организации досуга и внеурочной деятельности;
- увеличение частотности мероприятий общественно-просветительской деятельности вне стен школы;
- появление нового опыта апробации и обогащение новыми нетрадиционными организационными формами мероприятий, пиар-технологиями;
- расширение организационных форм сотрудничества с социальными и коммерческими партнерами для совместной социально-значимой деятельности;
- получение учащимися опыта творческой деятельности, социальной активности, участия в реализации социально-значимых проектов.
В перспективе деятельность Библиотечно-информационного Центра будет расширена
за счёт:
- установки программы «1С: Библиотека ПРОФ», которая будет полезна для учащихся: предоставит им возможность получить доступ к электронным учебникам и различным оцифрованным изданиям, осуществить полнотекстовый поиск в присоединенных электронных документах;
- разработки и реализации программы «Основы информационной культуры», она позволит трансформировать систему библиотечных уроков;
- сетевого взаимодействия со школьными библиотеками и Центрами района с целью создания единого банка мероприятий «Юбилейная дата»;
- сотрудничества с Национальной библиотекой ЯНАО, которая предлагает организацию доступа к ресурсам Президентской библиотеки (общедоступный контент), к ресурсам Национальной электронной библиотеки;
- создания и работы клуба семейного чтения «Тропинка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель "Школа - социокультурный центр"
Воспитательная работа в группе продленного дня...
Ресурсный центр "Электронная школа"
Приказ Департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганска об утверждении ресурсных центров среди школ города...
«Проблема употребления наркотиков и ПАВ в подростковом возрасте. Профилактика наркомании в рамках социокультурного центра села»
Актуальность.Ø Анализ преступности на территории Лискинского района показывает, что увеличилось количество правонарушений в детской и подростковой среде.Ø В среде школьников, участвовавших в анкетиров...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Пресс-центр Мыскаменской школы-интерната
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процес...
"Школа- социокультурный центр"
В статье говорится о необходимости взаимодествия школы с социальными субъектами за пределами школы, об организации школы как социокультурного центра....
Технологическая карта урока Математики: " В библиотеке" (3 класс, УМК: "Начальная школа 21 века"
Цель урока: формирование представления обучающихся об использовании различных способов подсчёта данных.Задачи урока:Дидактические:1. Систематизировать и обобщить знания об арифметических действиях;2. ...
Свидетельство о размещении публикации Выступление на форсайт-центре Взаимодействие школы с учреждениями ДО
Свидетельство о размещении публикации Выступление на форсайт-центре Взаимодействие школы с учреждениями ДО...