Проблемы этноэкологического воспитания школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Данная статья раскрывает проблемы этноэкологического воспитания школников и показывает пути их разрешения на примере МАОУ СОШ№19 г. Улан-Удэ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы этноэкологического воспитания школьников на уроках
Экологические уроки и вебинары, зелёная упаковка (в настоящее время таким термином принято обозначать упаковку, которая произведена из возобновляемого сырья) и ответственное потребление — экологизация всё сильнее проникает в нашу жизнь. Современная экологическая ситуация вызывает серьёзную тревогу. Не случайно педагогическая наука стала уделять огромное внимание экологическому образованию, и потому так естественен глубокий интерес к вековым традициям народной педагогики в этой области. Отношение к природе развивается (рассматривается) с двух сторон: как потребительская ценность, как источник ресурсов для человека и место его обитания. Другой - как сакральное (обрядовое, ритуальное) отношение к природе. Например, у народов Сибири бытовали поверья о том, что человек был обязан уважать «законы хозяев» местности.
Смысл народных сказок - необходимо соизмерять свои потребности, чтобы не остаться у разбитого корыта. Прекрасный пример тому - пушкинский вариант русской народной сказки «О рыбаке и рыбке», своеобразный «урок» в освоении этноэкологических воззрений (миропонимание, мировоззрение, взгляды): сказка – ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок. Нарушение гармонии между человеком и природой приводит к саморазрушению. В условиях современной экологической ситуации громадное значение приобретает экологическое воспитание. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность в соответствии с культурными традициями. И начинать экологическое воспитание надо с детства, непрерывно, учитывая возрастные, индивидуальные характеристики детей. Здесь необходимо учитывать традиции, обычаи, обряды, календарно-хозяйственную деятельность своего народа. Не заставляя, а увлекая через игру. Через игры объяснить необходимость экологических знаний гораздо проще, чем на скучном уроке в школе. Игры развивают сенсомоторику, физические способности, умственное и логическое мышление, художественные способности, трудовые навыки. Все игры лучше проводить в форме игр-состязаний. Такая форма развивает стремление к здоровому соперничеству, инициативе. Уважительное отношение к миру детства необходимо творчески использовать в современной педагогике.
Экологическое воспитание школьников на основе изучения традиционных культур народов Бурятии является в настоящее время задачей первостепенной важности для педагогов.
Нет необходимости доказывать, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только тогда, когда они сохраняют свою национально–культурную идентичность, находясь в постоянном взаимодействии с другими народами и нациями, обмениваясь с ними культурными ценностями, тем не менее, не теряя своеобразия своей культуры.
В настоящее время в школьной программе уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания. Но все они сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с регионального материала.
Экология –это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.
Идея приобщения человека к природе, к ее познанию имеет глубокие исторические корни. Зародыши этой идеи встречаются еще в произведениях Демокрита, Платона, Аристотеля. Она отражена в работах педагогов и мыслителей прошлого. Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и другие видели в природе могучий источник знаний, рассматривали влияние ознакомления с окружающей природой на развитие личности, развитие ума, чувств и воли. Из истории педагогики известно, что каждый выдающийся из дидактов прошлого затрагивал вопросы ознакомления с объектами и явлениями природы во взаимосвязи с формированием у ребенка гуманного отношения к живым существам. В их работах были четко определены мысли о необходимости введения ребенка в мир природы.
Каждый ребёнок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.
Познакомить детей с этноэкологией – дело не из лёгких. Основные задачи, которые решаются в этом направлении, следующие:
- изучать живые объекты в их естественном природном окружении (деревья, кустарники, травянистые растения, животные, их названия на бурятском и русском языках);
- формировать убеждения, что природа принадлежит как всем живущим, так и будущим поколениям;
- знать этноэкологические правила, запреты в отношении к природным объектам у народов Бурятии, Сибири;
- мотивы поведения человека в природе, позитивные и негативные поступки, отношение к этим поступкам, их оценка;
- осознание экологических проблем как личностно значимых;
- Законодательные акты Республики Бурятия по охране природы;
- Красная книга. Заповедники и их значения;
- дать возможность ребёнку развиваться интеллектуально и духовно, быть в курсе всех экологических событий, которые происходят сейчас не только в его городе и стране, но и во всём мире.
Для решения задач этноэкологического воспитания мы опираемся на следующую программу: «Природа и мы» (Байгаали ба бидэнэр») для учащихся 1-4 классов Т.Д. Замбаловой.
В нашей школе №19 г. Улан-Удэ проводится большая работа по этноэкологическому воспитанию школьников. В методическом кабинете имеются природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.
У нас в Республике Бурятия ежегодно проходят олимпиады по краеведению и традиционной культуре народов Прибайкалья, в котором принимают активное участие учащиеся нашей школы и занимают призовые места. Наши педагоги активно сотрудничают с ФГБУ «Заповедное Подлеморье», реализуют совместные мероприятия - информационно-просветительские лекции, мастер-классы, конкурс рисунков, квест-игры, просмотр фильмов и экскурсии. Ключевые темы мероприятий - охрана окружающей среды, экологический туризм, добровольчество на заповедных территориях страны. На уроках детей учим правильно сортировать мусор и утилизировать. Такие занятия вызывают у детей особый интерес. Многолетний опыт в экологическом просвещении позволяет сегодня говорить о школе как о центре формирования этноэкологической культуры и развития зколого- практической деятельности, в особенности среди школьников.
Литература
1.Будаева, Ц.Б. Этноэкологические традиции: история с современность (на примере экологических традиций бурят) /Ц.Б.Будаева; Министерство образования Российской Федерации, Восточно-Сибирский государственный технологический университет - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2003. - 186с. :табл. – Библиография: с.170-184 и в тексте.
2. Денисова А.Н. Экологическое образование с основами этнопедагогики в сельской школе (из опыта работы) / Денисова А.Н., Дашидондокова В.А., Алагуев Ю.О. – Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2002. -123с.
3. Замбалова, Т.Д. Проблемы этноэкологического воспитания школьников / Замбалова Т.Д. – Улан-Удэ: Буряад Унэн, 2000. -151 с.
4. Мамышева, И. Ю. Индивидуальная проектная работа – способ углубленного знакомства с древними этноэкологическими представлениями / И.Ю. Мамышева. – (Экологическое образование) // Начальная школа. – 2017. - №12. –с.22-26.
5. Новицкая, М.Ю. (доктор педагогических наук; профессор). Народная экология в системе начального экологического образования / М.Ю. Новицкая. – (Воспитание и обучение) // Начальная школа. – 2018. - №2. – С.46-52
6. Современные проблемы этноэкологии и традиционного природопользования: материалы всероссийской научно- практической конференции. - Улан-Удэ: Издательство БГУ, 2011. – 116с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проблемы нравственного воспитания младших школьников
доклад по теме: " проблемы нравственного воспитания младших школьников"...
Нравственное воспитание школьников как психолого-педагогическая проблема
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Дл...
Проблемы нравственного воспитания младшего школьника
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и...
Актуальные проблемы экологического образования и воспитания школьников(методические рекомендации).
Проблемы экологического воспитания и образования....
Проблема лингвоэкологического воспитания младших школьников
Оберегать язык от негативного влияния, бороться за его самобытность, чистоту призвана такая наука ка лингвинистическая экология или лингвоэкология....
Актуальные проблемы экологического образования и воспитания школьников(методические рекомендации).
Актуальные проблемы экологического образования и воспитания школьников(методические рекомендации). ...
Проблемы духовно - нравственного воспитания школьников
Выступление на методическом объединении...