Реализация системно-деятельностного подхода в образовании на примере математики (Л.Г. Петерсон)
методическая разработка (2 класс)

Убугунова Евдокия Павловна

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Этот способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются активными участниками учебного процесса. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании на примере математики (Л.Г. Петерсон - 2 класс)

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Этот способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются активными участниками учебного процесса. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Проблемно-диалогическая технология создает для ребенка ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию положительной самооценки и комфортного психологического состояния.

Огромную роль в реализации системно-деятельностного подхода сыграл педагогический коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсона, разработав и внедрив «Технологию деятельностного метода обучения».

Коротко о технологии деятельностного подхода Л. Г. Петерсона.

Деятельностные шаги (этапы) технологии:

  • мотивация учебной деятельности (надо, хочу, могу), личностное осознанное отношение к учению
  • актуализация знаний и пробное учебное действие
  • выявление причин затруднения
  • построение проекта выхода из затруднения
  • реализация проекта (с помощью эталона), пример из учебника «Математика»
  • первичное закрепление (проговаривание, уточнение фронтально, в парах, группах) – УУД коммуникативные
  • самостоятельная работа с проверкой по эталону (вербальное сопоставление с эталоном, рефлексия деятельности по применению нового способа действия) – УУД регулятивные
  • включение в систему знаний и повторение –УУД
  • рефлексия учебной деятельности (анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися собственной деятельности, фиксация затруднений, домашнее задание).

Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:

1) Принцип деятельности

2) Принцип непрерывности

3) Принцип целостности

4) Принцип минимакса

5) Принцип психологической комфортности

6) Принцип вариативности

7) Принцип творчества

Согласно Стандартам второго поколения в основе обучения лежит системно-деятельностный подход. В процессе обучения ученика нужно не просто вооружить знаниями и умениями, его нужно научить учиться. Этапы урока меняются, главным становится активная продуктивная деятельность самого ребёнка. Через систему деятельности на каждом уроке необходимо научить ребёнка обрабатывать огромный поток информации. Формировать универсальные учебные действия можно благодаря совершенно новой структуре урока – структурыпроблемно-диалогического урока. На уроке ребёнок должен думать, рассуждать, пытаясь найти ответ на вопрос, доказывать свою точку зрения.

На примере одного урока хотелось бы обозначить некоторые возможности системно-деятельностного подхода, а также методы и приёмы, которые можно использовать для реализации требований ФГОС. 

Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского образования.


Структура уроков введения нового знания  обычно имеет следующий вид:

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут 

Цель: обсуждение затруднения

IV. Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут

Цель: целью всегда является устранение возникшего затруднения, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

V. Первичное закрепление – 4-5 минут

Цель: проговаривание нового знания,   (запись в виде опорного сигнала)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.

VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение – 7-8 минут.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.


Пример урока с использованием системно-деятельностного подхода

Урок математики во 2-м классе.

Тема: «Деление с 0 и 1».

Цель: сформировать способность к выполнению частных случаев деления с 0 и 1.

I. Организационный момент:

  • подарите друг другу улыбки;
  • что пригодиться нам для успешной работы на уроке? (высказывания детей);
  • проверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний:

8 : 2 = … 6 : 2 = …4 : 2 = ...

Рассуждение по плану:

1). Надо найти число, при умножении которого на 2, получается …..(8, 6, 4);

2). Это число ……;

3). Значит __ : 2 = __

III. Постановка учебной задачи:

сами формируют тему;

план рассуждения на доске.

IV. Открытие нового знания:

работать будем в группах;

какие правила работы в группах надо помнить?

Задание №1.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

0 : 2 = …

0 : 4 = …

0 : 6 = …

0 : 3 = …

0 : 5 = …

0 : 9 = …

0 : 23 =…

0 : 17 =…

0 : 32 = …

Вывод: 0 : а =…

Вывод: 0 : а =…

Вывод: 0 : а =…

Представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;

записываемвыводы в тетрадь открытий.

Задание №2.

1 гр.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

2 : 2 =…

4 : 4 =…

8 : 8 = …

6 : 6 = …

5 : 5 =…

8 : 8 = …

3 : 3 =…

7: 7 =…

9 : 9 = …

Вывод: а : а =…

Вывод: а : а =…

Вывод: а : а =…

Представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;

записываем выводы в тетрадь открытий.

Задание №3.

1 гр.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

3 : 1 =...

4 : 1 =…

2 : 1 =…

5 : 1 =…

6 : 1 =…

9 : 1 =…

7 : 1=…

8 : 1 =…

5 : 1 =…

Вывод: а : 1 =…

Вывод: а : 1 =…

Вывод: а : 1 =…

Представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;

записываем выводы в тетрадь открытий.

Задание №4.

1 гр.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

2 : 0 =…

5 : 0 =…

7 : 0 =…

4 : 0 =…

6 : 0 =…

9 : 0 =…

Вывод: а : 0

Вывод: а : 0

Вывод: а : 0

Представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;

записываем выводы в тетрадь открытий.

Подведение итогов работы в группах (высказывания детей):

Формулирование темы урока? (высказывания детей).

V. Первичное закрепление:

Как можно проверить наши выводы? (высказывания детей:посмотреть в учебнике);

Откройте стр. 95 в учебнике; прочитайте тему урока, правило (выводы);

Сравните свои выводы с выводами учебника (высказывания детей);

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

стр. 95 №3 – выполнить письменно;

VII. Повторение.

стр. 95 №4 – составить по 1 примеру на каждое равенство;

Фронтальная проверка.

VIII. Итог урока (рефлексия деятельности):

Какое открытие вы сегодня сделали?

Как вы это узнали?

Где можно применить новое знание?

Что для вас было трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»

Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...

Обобщение опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе".

презентация материала по обобщению опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе"....

Реализация системно-деятельностного подхода в образовании на примере математики (Л.Г. Петерсон)

Материал представляет собой доклад на августовской конференции учителей начальной школы в 2015 году. В материале обобщен опыт реализации системно-деятельностного подхода в образовании на приимере мате...

Публикация "Опыт формирования УУД в условиях реализации ООП НОО" в сборнике "Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации системно-деятельностного подхода в школьном образовании"

Представлен опыт реализации требований ФГОС в процессе проведения творческой лаборатории Института развития образования Кировской области в МКОУ СОШ с УИОП пгт Тужа....

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...