Выступление по теме "О мероприятиях по сохранению и укреплению здоровья"
статья
В статье рассказывается о технологиях по укреплению здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ КР ОО «Кривчиковская средняя общеобразовательная школа»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ
«О МЕРОПРИЯТИЯХ ПО
СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ
ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ»
подготовила
учитель начальных классов
Сыромятникова Е. И.
Всё чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым».
От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка.
Уважаемые родители!
Мы живём в XXI веке, который уже окрестили веком максимальных скоростей и науки. Новый век, технический и научный прогресс требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой. С такими интеллектуальными нагрузками, которая предлагает сегодня современное образование, может справиться только постоянная физическая работа тела, другими словами – абсолютно здоровый ученик. Поэтому сегодня мы поговорим о здоровье вообще и о здоровье школьников в частности, о том, как помочь нашим детям сохранить и укрепить здоровье.
Что такое «Здоровье»?
Основываясь на определениях Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья:
- Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
- Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
- Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.
- Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.
Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:
- 50–55 % зависит от образа жизни :малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.
- 20–25 % влияние окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 процентов детей рождаются здоровыми).
- 20 % – наследственность (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).
- И только 5 % зависит от медицины.
Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:
- малоподвижный образ учащихся;
- перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;
- стрессовые воздействия во время обучения;
- несбалансированное питание;
- отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
- несоблюдение режима дня;
- несоблюдение гигиенических требований.
По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. Поэтому, очень важно, дорогие родители, не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье основные задачи сохранения и укрепления здоровья школьников процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду в каждой семье.
Результаты медицинских осмотров говорят о том, что школьники имеют различные нарушения состояния здоровья
Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Низкий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений – детские неврозы.
Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей?
Я расскажу из своего опыта, как работаю по укреплению здоровья детей: на уроках, на уроке физической культуры, во внеурочной и внеклассной деятельности.
Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических (освещенность, оборудование, проветривание, комнатные растения) и психолого-педагогических условий проведения урока (доброжелательная атмосфера).
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения необходимо проводить физкультминутки. Кроме этого желательно фиксировать психологический климат на уроке, организовывать при необходимости эмоциональную разрядку; постоянно обращать внимание за соблюдением обучающимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:
· упражнения для формирования правильной осанки;
· упражнения для укрепления зрения;
· упражнения для укрепления мышц кистей рук;
· упражнения для укрепления «мышечного корсета»;
· упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Особое внимание необходимо уделять профилактике зрительных функций у младших школьников. Близорукость и другие зрительные расстройства стали массовыми. Выход из сложившейся ситуации в следующем: расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока.
Использование информационно-комуникативных технологий на уроках способствует не только разнообразить учебный процесс, но и разнообразить форму проведения гимнастики для глаз (электронные физкультминутки для глаз с музыкальным оформлением).
Кроме этого, на уроках используются разнообразные приемы работы, чтобы обучающиеся не утомлялись. Введение и закрепление материала проводятся с использованием яркого наглядного материала, меняются виды деятельности (письменные, устные)
Занятия проводятся с использованием различных педагогических технологий (игротерапия, сказкотерапия, ИКТ), в интересных игровых формах, так как именно игра является основным видом деятельности детей.
Часть урока физической культуры посвящаем теории. Мы говорим о культуре поведения, знакомимся с правилами, составляем памятки по сохранению и укреплению здоровья. На уроке соблюдается двигательная активность детей. Они выполняют различные упражнения, знакомятся с подвижными играми, проводят эстафеты, соревнования. Теперь у нас 3 урока физкультуры в неделю, что тоже способствует увеличению двигательной активности детей.
Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя является работа по формированию здорового образа жизни обучающихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе.
Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:
Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья обучающихся.
Организация работы по формированию правильного отношения обучающихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
Чтобы сохранить и укрепить здоровье обучающихся мною проводятся учебные занятия и внеклассные мероприятия, которые способствует рождению положительных эмоций у детей, снятию психоэмоционального напряжения и, в конечном итоге, усвоению программного материала.
Так как положительные эмоции - это показатель здорового самочувствия, то у нас организуются и проводятся тематические праздники. Дети участвуют в сценках, читают стихи и поют песни. Всё это радует ребят.
Особенно широкое поле деятельности для привития навыков гигиены и здорового образа жизни содержит материал кружка «Школа здоровья». Мы провели занятия «Азбука здоровья», «Познай себя», «Здоровье всему голова», «Советы Доктора Айболита», «Движение - основа жизни», «Вредные привычки», «Правильное питание – залог здоровья», «Режим дня», «Сон – лучшее лекарство», «Моё настроение», «Чтобы зубы были здоровыми», «Личная гигиена», «Эмоции и здоровье», «Осанка человека», «Закаливание» и др.
Традицией стало проводить «Дни здоровья», «Веселые старты», спортивные праздники. Мы часто ходим на экскурсии, гуляем и играем на свежем воздухе. У нас прошли занятия «А можно ли это детям» по профилактике вредных привычек, практическое занятие «Чистота – залог здоровья», «Урок Чистой воды» - беседа с просмотром презентации. Проходят занятия по безопасности «Безопасное поведение в школе и дома», «Дорожная азбука», «Улица полна опасностей», «Осторожно: тонкий лёд!», «Подозрительный тип», «Вред при работе за компьютером», «Безопасное поведение на воде», «Опасные места», «Пожарная безопасность», «Поведение на железной дороге», «Экологическая безопасность» и др.
С детьми проводятся беседы по профилактике гриппа и простудных заболеваний, каждый день до начала уроков проходит зарядка, дети выучили комплексы упражнений и с удовольствием проводят зарядку. Проводим генеральную уборку класса.
Используя выше перечисленные здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с детьми, способствую сохранению и укреплению здоровья обучающихся, и тем самым повышая их социальную активность.
Хочу немного сказать о режиме дня наших детей.
Скажу лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это – рациональное чередование работы и отдыха. Вспомним слова И.П. Павлова: “Всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстанавливаться. А отдых таких реактивнейших элементов, как корковые клетки, должен в особенности быть охраняем”.
Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требуют усиленной работы именно этих “реактивнейших элементов”. Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят. Особенно нужно обращать внимание родителей на выполнение домашнего задания. Нельзя приступать к домашней работе сразу после школьных занятий. Выполнять домашнее задание необходимо с перерывами на отдых. Также соблюдать режим питания, сна.
Учителю и родителям необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеале ребёнок должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия детей.
ПОРТРЕТ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
-жизнерадостен;
-активен;
- доброжелательно относится к окружающим его людям-взрослым и детям;
- положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий;
- развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично;
- достаточно быстр, ловок и силен;
- суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности;
- неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована.
- он не нуждается в каких либо лекарствах;
- не имеет лишней массы тела.
Конечно, здесь дан “портрет” идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача вполне посильная.
Я полностью согласна со словами В.А Сухомлинского: « Только союз семьи, врача, учителя сможет вырастить и воспитать здорового, сильного, умного человека!»
В своей работе я стараюсь искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, и здоровьесберегающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся (организация прогулок на свежем воздухе)" (выступление на педсовете)
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конве...
План мероприятий по сохранению и укреплению здоровья младших школьников на 2015-2016
План мероприятийпо сохранению и укреплению здоровья младших школьниковна 2015-2016...
Выступление на педагогическом совете. Формы работы с семьей по сохранению и укреплению здоровья школьников
С первых дней школьной жизни мы учим детей тому, как сохранить и укрепить своё здоровье, но основы здоровья ребенка закладываются в семье, поэтому большое значение приобретает активное и целенаправлен...
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС. Текст выступления на городском конкурсе педагогического мастерства.
В тексте раскрывается значимость здоровьесберегающих технологий. Перечисляются данные технологии и приводятся примеры использования в реальной педагогической практике....
Выступление на научной конференции "Сохранение и укрепление здоровья детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"
Тект выступления на научно-практической конференции...
Выступление на педсовете «Взаимодействие всех участников образовательного процесса в сохранении и укреплении здоровья школьников и педагогов».
Выступление на педсовете «Взаимодействие всех участников образовательного процесса всохранении и укреплении здоровья школьников и педагогов»....
Выступление на МО по теме: Сохранение и укрепление здоровья на уроках в начальной школе
Сохранение и укрепление здоровья на уроках в начальной школе...