Проектирование урока, реализующего цели формирования коммуникативных УУД
материал
Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов коммуникативных УУД
Задачи:
- Повторить виды коммуникативных УУД
- Продемонстрировать способы формирования коммуникативных УУД на уроках
- Провести тестирование по выявлению уровня коммуникативности педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_formirovanie_kommunikativnyh_uud.docx | 26.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар-практикум
«Проектирование урока с целью развития формирования коммуникативных УУД »
Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов коммуникативных УУД
Задачи:
- Повторить виды коммуникативных УУД
- Продемонстрировать способы формирования коммуникативных УУД на уроках
- Провести тестирование по выявлению уровня коммуникативности педагогов
- Орг. момент
Уважаемые педагоги! Мы продолжаем серию семинаров о способах развития УУД у обучающихся. Давайте настроимся на плодотворную работу. Надеемся, что наша встреча будет для нас полезна и интересна. И начать наш семинар-практикум мы хотим с видеоролика.
Просмотр видеоролика «Что такое УУД?»
- Актуализация знаний
-Так отвечают наши ученики. А знаете ли вы, уважаемые коллеги, что такое УУД?
-А что же понимают под универсальными учебными действиями? (обобщенные способы действий, обеспечивающих эффективное решение жизненных задач).
-Какие виды универсальных учебных действий вы знаете?
3.Формулировка темы. Постановка цели и задач методического совещания.
-Сегодня мы поговорим об одном из видов УУД. Результатами развития этого вида УУД являются: социальная компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, а также умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
-Определите тему нашего семинара.
«Проектирование урока с целью развития формирования коммуникативных УУД »
-Давайте определим цель нашего занятия. (Повышение компетентности педагогов в освоении приемов коммуникативных УУД)
-Какие же задачи мы поставим перед собой?
4. Работа по теме семинара. «Повторение-мать учения»
-Работать сегодня мы будем в группах, поэтому я предлагаю вспомнить правила работы в группе. Определить роль, которую вы будете выполнять в ходе работы.
Задание 1.
На предложенных карточках обозначены структурные компоненты различных видов УУД. Выберите только те карточки, на которых записаны компоненты коммуникативных УУД.
Самопроверка по образцу. Самооценка.
-Итак, давайте сделаем вывод: какие структурные компоненты входят в коммуникативные УУД
5. Практическая работа. «Без муки нет науки».
-Предлагаю вам побыть в роли учеников на уроке технологии. Тема урока – «Работа с бумагой. Аппликация «Кораблик». Но у меня есть условие, каждый участник группы должен работать только одной рукой. Помните о правилах работы в группе: распределите обязанности, договаривайтесь, слушайте друг друга.
После выполнения работы проведена взаимооценка – участники высказывают мнение, какая группа работала более слаженно, не мешала другим.
Вывод:
- повлияло ли умение договариваться, знание этических форм общения на результат работы?
-написать на своём корабле «кодовое слово» – определите личностную характеристику человека, способного «найти ключ» к любому собеседнику – социальная компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности – и докажите, почему именно это качество при общении является доминирующем. («общительность», «доброжелательность»).
-Незаметно мы подплыли к необитаемому острову. Но кажется нас здесь ждут. Прикрепите свои корабли на доске. Нам необходимо договориться с жителями острова. Но сможем ли?
6. Тестирование «Какие сами – такие сани».
Цель: выявление уровня коммуникативности педагогов.
В заключении учителям был предложен тест В.Ф.Ряховского.
-Воспитать личность может только человек сам являющийся личностью. Предлагаем продолжить работу и определить уровень своей коммуникабельности, ведь учитель должен быть примером во всём для своих учеников. Тем более, если не будет налажен контакт, могут возникнуть серьёзные проблемы не только при общении, но и в учебной деятельности.
Да (2 очка) | Нет (1 очко) | Иногда (0 очков) | ||
1 | Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи? | |||
2 | Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии? | |||
3 | Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента? | |||
4 | Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки? | |||
5 | Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? | |||
6 | Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)? | |||
7 | Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга? | |||
8 | Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад? | |||
9 | В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку? | |||
10 | Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это? | |||
11 | Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании? | |||
12 | Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций? | |||
13 | У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так? | |||
14 | Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор? | |||
15 | Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме? | |||
16 | Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной? |
Подсчитайте количество баллов за каждый ответ: «Да» – 2 очка, «Иногда» – 1 очко, «Нет» – 0 очков.
Полученные очки суммируйте и по классификатору определите, к какой категории относится испытуемый.
Интерпретация результата
30–31 очков. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25–29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19–24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14–18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9–13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4–8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.
Вывод:
-Умение общаться - достаточно весомый аспект в работе учителя. И даже если не все восприняли результаты теста как аксиому, всё же сделали для себя определённые выводы.
Использование описанных приемов в школе является, во-первых, важным условием профессионального роста учителя. Во-вторых, подобная работа педагога формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.
7. Решение педагогических ситуаций (работа в группах)
1 группа Представьте, что вы классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и таким образом сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ молчание. Что Вы будете делать? Как поступите? Что скажете в данной ситуации. Почему? |
2 группа Вы обращаетесь к обучающемуся, который крутит в руках телефон: «Убери, пожалуйста, телефон или выключи его!». Ученик: «Я не могу. Я в «аське» сижу. Я вообще с ним никогда не расстаюсь и не выключаю, я и сплю с ним….». Что Вы будете делать? Как поступите? Что скажете в данной ситуации. Почему? |
3 группа Несколько учеников опоздали на урок на 15 минут. Вы спрашиваете: «Почему вы опаздываете?» Ученики (дожевывая на ходу булочки): «А мы в столовой были!». Что вы скажете? Как поступите? |
4 группа Несколько учеников играют на уроке в «Морской бой». В ответ на ваше замечание говорят: «Ваш предмет нам вообще не нужен. Он в жизни не пригодится». Как Вы отреагируете? Что сделаете и что скажете в данной ситуации? Почему? |
5 группа Вы: « А теперь, чтобы вы лучше запомнили, какими бывают обстоятельства, составим таблицу». Из класса раздалось недовольное нытьё: «Ну зачем», «Вот ещё!», «Давайте не будем!», «Мы и так запомним!». Вы (озадаченно помолчав): «Ну, хорошо, таблицу не будем делать, сделаем только памятку». Опять недовольные выкрики из класса: « Зачем?», «Давайте лучше таблицу!» и т.д. Вы: «Ну уж нет, не захотели таблицу, будем делать памятку, сразу нужно было думать». Ваши дальнейшие действия? Почему? |
6 группа В классе есть слабый ученик и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда Вы вызываете его к доске, он только мнётся и запинается, боясь, что одноклассники будут смеяться над его ответом. Из класса доносится: «Поставьте ему два! Что он время тянет!». Что Вы будете делать? Как поступите? Что скажете в данной ситуации. Почему? |
10. Подведение итога. Рефлексия «Цыплят по осени считают».
Каждая группа в качестве рефлексии называла подходящие по смыслу пословицы, поговорки, цитаты.
Участники предложили такие варианты:
Группа молодых педагогов: «Молодо – не зелено».
Группа учителей-стажистов: «Век живи – век учись».
Смешанная группа: «Без труда не вынешь рыбку из пруда».
-Достигли мы цели семинара? Все ли задачи выполнены? (Данные задачи выполнены.)
-Цель - повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической техники для формирования УУД – достигнута.
-Закончить семинар мы хотим словами австрийского писателя и драматурга Марии фон Эбнер-эшенбах: «От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется.»
Уважаемые коллеги, желаем вам творческих успехов в педагогической деятельности. Пусть чудо, которому вы способствуете каждый день, будет непременно замечено и удивит всех окружающих! Методическое объединение учителей начальных классов желает вам, уважаемые коллеги, успехов в работе с выпускниками начальной школы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»
Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...
Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
"заметки на полях"...
Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в целях формирования коммуникативной компетенции обучающихся"
Вторые областные пед чтнения. Направление - формы и методы реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка....
Создание портфеля достижений при обучении родноу языку в целях формирования коммуникативных УУД
Кто работает с портфелем достижений, тот работает больше, но его работа будет интереснее, его ученики станут более самостоятельными и их достижения более зримыми....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТЕКСТОВ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В данной статье раскрываются возможности урока литературного чтения, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий с использованием фольклора. Даны практические рекомендац...
Проектирование урока, реализующего цели формирования регулятивных УУД
*Целью является воспитание личности ученика как субъекта жизнедеятельности.*Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:*ставить цели;*решать задачи;*отвечать за результаты....
Социвльное проектирование как эффективный способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий
В методической разработке описание долгосрочных социальных проектов с 1 по 4 класс....