статья. Современный урок.
статья
Современный урок как средство достижения образовательных результатов ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современный урок как средство достижения образовательных результатов ФГОС НОО»
- Актуальные проблемы реализации ФГОС НОО
Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, ежедневно получая большой объем информации. Интернет, телевидение, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения. Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять, оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией школьники осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для младшего школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий (далее УУД), необходимость этого нормативно закреплена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО).
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
– резко возросла информированность детей;
– современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
– несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
– ограниченность общения со сверстниками.
Новый подход к пониманию образовательных результатов определяет необходимость отказа от привычной системы образования. Рассказ о новых знаниях, показ новых предметных действий (которые должны превратиться в умения и навыки), упражнения, опрос и выставление учителем отметок не может обеспечить формирование УУД и не пробуждает потребности в самообразовании, сковывает инициативу и стремление детей к познанию нового, анализу получаемой информации.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, которые обеспечивают компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Требования к предметным результатам формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений (п. 10 ФГОС НОО 2021 г.)
Как же нужно построить урок, чтобы реализовать требования стандартов нового поколения? Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода, выступающего научно-методологической основой стандарта, разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам (п. 40 ФГОС НОО 2021 г.). Цель его заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
Последовательно рассмотрим все те условия, соблюдения которых требует деятельностный подход.
1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.
На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ.
Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Постепенно становится аксиомой: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман).
2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
Сущность второго условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…».
Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения.
3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений).
При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботиться надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.
4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу.
Четвертое условие деятельностного подхода к обучению связано с особой ролью в формировании умения проверять свою работу.
5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования (в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова) или любого современного учебно-методического комплекта (далее УМК) традиционной системы: «Перспективная начальная школа», «Начальная школа ХХI века», «Планета знаний» и другие. Во всех системах и УМК на первом месте стоит не накопление у обучающихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.
Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Поэтому современное обучение должно быть развивающим. Задача учителя при этом – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.
Г.А. Цукерман, доктор психологических наук, определяет основания нетрадиционной педагогики, построенной на психологической теории учебной деятельности, следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…».
- Современный урок: понятие, принципиальные особенности, критерии результативности
Как же построить урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно в процессе обучения осознать: «Для чего нужны знания?», «Почему не получилось?», «Каких знаний не хватает?». Не стоит требовать от ученика прочитать, запомнить и рассказать, а помочь исследовать проблему, изучить ситуацию, принять решение, доказать своё мнение, проанализировать результат.
Обратимся к определению понятия «современный урок». Это понятие в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является предметом многочисленных дискуссий. Для начала рассмотрим значения слов «современный» и «урок».
Словарь С.И. Ожегова предлагает нам следующее толкование этих понятий:
Современный – 1) относящийся к настоящему времени, теперешний; 2) стоящий на уровне своего века, не отсталый.
Урок – 1) учебный час, посвященный учебному предмету; 2) нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.
Проанализировав дефиниции, представленные в словаре, можно прийти к выводу, что:
– во-первых, современный урок – это приобщение обучающихся к совокупности достижений человечества в тесной связи с современностью в течение учебного часа;
– во-вторых, современный урок – это высокий уровень мастерства, умение педагога донести до обучающихся нечто поучительное, соответствующее уровню своего времени и позволяющее сделать вывод для будущего.
Говоря о современном уроке, конечно, очень важно понимать, что в отличие от «традиционного» «современный» урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей обучающихся.
Рассмотрим, как же определенные позиции системно-деятельностного подхода находят своё отражение в уроке.
Обычное сообщение темы урока не является постановкой учебной задачи, так как при этом познавательные мотивы не становятся личностно значимыми для учащихся. Чтобы возник познавательный интерес, надо столкнуть их с «преодолимой трудностью», то есть предложить им такое задание, которое они не могут решить известными способами и вынуждены изобрести, «открыть» новый способ действия. Задача учителя, предлагая систему специальных вопросов и заданий, подвести учащихся к этому открытию. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся выполняют предметные и вычислительные действия, направленные на разрешение учебной задачи, которые называются учебными действиями. Важным компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки, когда ребенок сам оценивает результаты своей деятельности и осознает свое продвижение вперед. На этом этапе чрезвычайно важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его на пути познания.
Названные этапы учебной деятельности необходимо организовывать в системе, в комплексе. На уроке эти этапы могут быть представлены в виде следующей структуры в соответствии с технологией деятельностного метода Л.Г. Петерсон:
1. Самоопределение к учебной деятельности:
– включение детей в деятельность;
– выделение содержательной области.
2. Актуализация знаний:
– актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для открытия нового знания;
– фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.
3. Постановка проблемы:
Фиксирование в громкой речи:
– где (в каком месте алгоритма) возникло затруднение;
– почему оно возникло (в чем недостаточность алгоритма);
– каковы тема и цель урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения:
– по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы;
– выдвижение и обсуждение гипотез.
5. Решение проблемы
– определение наиболее оптимального способа решения проблемы;
– решение детьми проблемы с помощью выбранного метода;
– фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке;
– представление эталона по открытию способа действия.
6. Первичное закрепление:
– решение детьми типовых заданий;
– проговаривание способа решения в громкой речи.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой:
– самостоятельное решение детьми типовых заданий;
– самостоятельная проверка по эталону и самооценка детьми своей работы;
– создание ситуации успеха.
8. Включение в систему знаний и повторение:
– включение нового знания в систему знаний;
– решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.
9. Рефлексия деятельности:
– рефлексия деятельности на уроке (что нового узнали, с помощью какого метода);
– самооценка детьми собственной деятельности.
Деятельностный подход на уроках осуществляется через:
1) моделирование и анализ жизненных ситуаций;
2) использование активных и интерактивных методик;
3) участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;
4) вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную деятельность – обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.
При этом обучающиеся на уроке выполняют следующие виды деятельности:
– работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
– критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
– решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
– анализируют современные общественные явления и события;
– осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла)
– аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
– выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
Кроме того, современный урок – это:
– Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…..);
– Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
– Урок, содержащий разные виды деятельности;
– Урок, на котором ученику должно быть комфортно;
– Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
– Современный урок развивает у детей креативное мышление;
– Современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
– Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Критерии результативности урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО могут быть определены следующим образом:
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
В соответствие с новыми стандартами, для организации активной познавательной деятельности на уроке упор делается на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих детей. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает весь урок фронтально с целым классом. Современный урок требует применения индивидуальных и групповых форм работы. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
Меняется роль учителя на уроке. Он организует продуктивную самостоятельную работу обучающихся, помогает овладеть способами познания (главное средство достижения планируемых результатов образования). Деятельность детей на уроке предполагает решение ряда учебных задач, поэтому учитель должен уметь переводить учебную задачу в учебную ситуацию.
3.Требования к современному уроку в начальной школе в условиях реализации системно-деятельностного подхода
В соответствии с теорией Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенных возрастах способствуют формированию тех или иных типов деятельности (например, в дошкольном возрасте – игровой деятельности, а в младшем школьном возрасте – учебной). Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность.
Иными словами, обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность – выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации («вращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие).
Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что для развития ребенка необходима организация его деятельности. При пассивном восприятии учебного материала развития не происходит. Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Эти условия могут задаваться с помощью описания образцов деятельности, различных методических или дидактических средств, через описание последовательности выполняемых действий, через особенности организации урока.
Актуальные задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Не случайно, что для создания модели Новой школы стал необходим переход к деятельностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО И ООО.
В статье указаны основные требования к современному уроку с учетом внедрения ФГОС....

Статья СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО И ООО.
В статье указаны основные требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС....

Статья "Современный урок как условие максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребёнка"
Индивидуальность человека рассматривается сегодня как одна из ценностей общества. Развитие индивидуал...

статья " современный урок в начальной школе
Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать учени...

статья "Современный урок музыки"
Размышления о проблемах и содержании современного урока музыки в школе...

Презентация к статье«Современный урок в соответствии с ФГОС НОО - – индивидуальная стратегия профессионального роста»
Тема «Современный урокв соответствии с ФГОС НОО – индивидуальная стратегия профессионального роста»...

Статья "Современный урок как средство реализации ФГОС"
Материал может быть использован при подготовке к выступлению на педагогическом совете или методическом объединении учителей начальных классов...