Методика формирования логического УУД классификация. Использование инновационных образовательных технологий при формировании УУД.
методическая разработка
Одним из важных ууд, входящих в группу познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование и развитие умения учиться, является действие классификации. Умение классифицировать - это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходства и различие - основа приема классификации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_formirovaniya_logicheskogo_uud_klassifikatsi.docx | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика формирования логического УУД классификация. Использование инновационных образовательных технологий при формировании УУД.
Одним из важных ууд, входящих в группу познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование и развитие умения учиться, является действие классификации. Умение классифицировать - это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходства и различие - основа приема классификации.
Необходимо также заметить, что в основе классификации лежит логическая операция анализа и непосредственно - деления. С его помощью удобно раскрывать объем понятия. Это особенно актуально для обучения в начальной школе, когда учитель не имеет возможности дать определение многим понятиям.
Образование классов объектов включает следующую последовательность операций:
- выделение основания для объединения объектов в группы;
- нахождение обобщающего понятия для групп объектов и обозначение символами разных объектов и их признаков;
- выделение существенных/несущественных признаков предметов и оснований группировки объектов;
- смена основания группировки, т.е. образование из одних и тех же объектов разных классов по одному признаку;
- дихотомическая классификация; отрицание понятия;
- классификация по двум и более признакам;
- формирование знаний о родо-видовых отношениях; ограничение понятия (нахождение родового понятия для видового), решение задач на включение классов (родо-видовые отношения); исключение элементов, не относящихся к классу; пересечение понятий.
Таким образом, на этапе подготовки к обучению приему построения классификации имеет смысл предложить учащимся задания, связанные с объемом понятия.
1. По названию группы подобрать примеры объектов, в нее входящих. Например, имена существительные → цветок, лес, моряк.
2. Назвать группу объектов, выделив их общее свойство. Например, прыгать, бегать, плыть → глаголы.
3. Выделить общее свойство группы объектов и подобрать новые примеры объектов этой группы. Например, весело, весёлый, веселье → веселиться.
4. Определить лишний для группы объект. Например, симпатичный, красивый, страшный, обаятельный → страшный.
Для правильного построения классификаций учителю необходимо неявным образом обучить школьников всем правилам анализа объема понятия:
1) В одной и той же классификации необходимо применять одно и то же основание. В противном случае перекрещиваются объемы понятий, выражающих основание их деления. Это происходит, например, когда учащиеся используют сразу несколько оснований для классификации: растения бывают съедобные и несъедобные, однолетние и многолетние.
2) Объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса (соразмерность деления). Нарушения этого правила учащимися приводят либо к неполному делению, либо к делению с лишними членами (согласные звуки бывают глухие, звонкие и мягкие).
3) Члены классификации должны взаимно исключать друг друга. Это правило тесно связано с двумя предыдущими и означает, что ни один из них не должен входить в объем другого класса, так как подобные классификации отличаются расплывчатостью (фильмы делятся на художественные, документальные, исторические, детективные).
4) Подразделение на подклассы должно быть непрерывным. В делении не должно быть скачков, например: члены предложения делятся на подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения. Необходимо брать ближайший подкласс и не перескакивать в более отдаленный подкласс. В данном случае правильно было сказать: члены предложения делятся на главные и второстепенные; главные члены, в свою очередь, делятся на подлежащее и сказуемое.
Также следует учитывать, что выделяют разные виды классификаций. С самого детства люди знакомятся и учатся работать с различными видами классификаций. В первую очередь они сталкиваются с естественными классификациями, разделяющими класс на подклассы на основании существенного признака, и таким образом усваивают понятия «род», «вид» и «родовидовое соотношение».
Формирование умения классифицировать, следует осуществлять поэтапно:
-выделение признаков или свойств одного объекта;
-установления сходства и различия между признаками двух объектов;
-выявление сходства между признаками трех, четырех или более объектов.
Этапы обучения классификации в начальной школе:
1 класс – осуществлять сравнение объектов по указанным учителем критериям
2 класс – выполнять классификацию объектов по записанным первым объектам, самостоятельно определяя основание для продолжения классификации
3 класс – классифицировать данные объекты по самостоятельно выбранному критерию
4 класс – выполнять указанные логические операции, самостоятельно подбирая объекты.
Тем самым ученики научаться:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
- проводить классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
- обобщать на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке.
Использование классификации в учебном предмете «Русский язык».
В русском языке универсальное учебное действие классификации играет большую роль в формировании группы логических действий. Упражнения на классификацию одни из самых интересных, потому что они включают в себя действия анализа, сравнения, синтеза, во многом – обобщения, установления закономерностей, они могут применяться на любом из этапов современного урока. В процессе обучения приему классификации учащимся можно предлагать следующие типы заданий:
Задания в презетанции.
Упражнение, направленные на определение основания в готовой классификации.
По какому признаку разделили слова?
водопад, пшеница, рыбак, луноход, рыболов, колесо
Водопад пшеница
Луноход рыбак
Рыболов колесо
Ответ: I группа - слова с двумя корнями.,
II группа - слова с одним корнем.
Контроль результатов проведенной классификации.
Прочитайте буквы: И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У
Разделите эти слова на 2 группы: гласные и согласные.
Выберите вариант ответа, где классификация проведена правильно.
а) К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, У | И, О |
б) К, Л, М, Н,О, П, Р, С, Т, У | И,У |
в) К, Л, М, Н, П, Р, С, Т | И, О, У |
г) К, М, Н, П, Р, С, Т, У | И, Л, О, У |
Упражнение, направленное на самостоятельной выбор основания и выполнения классификации.
Раздели слова на группы. Какое основание использовали для классификации.
Зима, зацветет, зимний, цветок, цветочный, зимовать.
Ответ: 1) слова с корнем – зим- и слова с корнем –цвет;
2) три группы: существительное, прилагательное, глагол.
Таким образом, в данных упражнениях мы видим взаимосвязь данного ууд с действием анализа (при рассмотрении причин, по которым происходит деление на определённые группы), синтеза (при объединении слов в группы), обобщения (при выявлении оснований для групп слов).
Технология проблемно-диалогического обучения, технология продуктивного чтения, технология игровых методов, технология проектного обучения формируют лигическое УУД классификации.
Укажите, на формирование каких предметных и универсальных учебных действий нацелено следующее задание, предложенное при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением».
Объясните правописание изученных орфограмм.
Берега лесной реки покрыты колючим кустарником.
Варианты ответа.
1) умение осуществлять взаимный контроль;
2) умение ставить учебную задачу;
3) умение осознавать границы своего знания и незнания;
4) умение планировать ход своего действия.
5) умение извлекать информацию из текста
Решение ученика:
Берега – берег, прибрежный(безуд.гл. в корне)
Лесной-лес (безуд.гл. в корне)
Реки-реки (мн.ч) (безуд.гл. в корне)
Колючим-колим
Кустарником – непроверяемое словарное слово
Умения: Умение видеть орфограмму в слове, объяснять написание безуд.гл. в корне, парных согл. в корне.
УУД: подведение под понятие, осознание границы знания.
(Если дополнить вопросом: какие вы орфограммы еще не можете объяснить? Почему? То в УУД будет осознание границы не только знания, но и незнания.
Ответ ученика:
Покрыты – безуд гл не в корне
Колючим – безуд.гл.после Ч не в корне
Кустарником – безуд.гл.не в корне)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностных УУД через использование современных образовательных технологий
В статье описано формирование личностных УУД в ОС "Школа 2100" и изучены следующие образовательые технологии:- технология проблемного диалога;- технология продуктивного чтения;- технология оценивания ...
Использования современных образовательных технологий для формирования УУД
Использования современных образовательных технологий для формирования УУД...
Использование современных образовательных технологий для формирования экологически обоснованного отношения к среде обитания во время внеклассных занятий
Важный аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. На...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
В статье раскрываются современные образовательные технологии работы в начальной школе для формирования экологического сознания младших школьников....
Использование современных инновационных образовательных технологий для формирования духовно-нравственных ценностей на уроках литературного чтения
laquo;Чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребенка, обогащени...
Использование инновационных педагогических технологий и формирование у младших школьников доказательности мышления на уроках окружающего мира
В статье говорится о применении инновационных педагогических технологий и описаны приемы формирования у младших школьников доказательности мышления на уроках окружающего мира...
ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НИЗКОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ
Доклад по теме "ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НИЗКОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ"...