Методика формирования логического УУД классификация. Использование инновационных образовательных технологий при формировании УУД.
методическая разработка

Сергеева Александра Сергеевна

Одним из важных ууд, входящих в группу познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование и развитие умения учиться, является действие классификации. Умение классифицировать - это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходства и различие - основа приема классификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_formirovaniya_logicheskogo_uud_klassifikatsi.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методика формирования логического УУД классификация. Использование инновационных образовательных технологий при формировании УУД.

Одним из важных ууд, входящих в группу познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование и развитие умения учиться, является действие классификации. Умение классифицировать - это умение распределять какие-либо объекты по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходства и различие - основа приема классификации.

Необходимо также заметить, что в основе классификации лежит логическая операция анализа и непосредственно - деления. С его помощью удобно раскрывать объем понятия. Это особенно актуально для обучения в начальной школе, когда учитель не имеет возможности дать определение многим понятиям.

Образование классов объектов включает следующую последовательность операций:

- выделение основания для объединения объектов в группы;

- нахождение обобщающего понятия для групп объектов и обозначение символами разных объектов и их признаков;

- выделение существенных/несущественных признаков предметов и оснований группировки объектов;

- смена основания группировки, т.е. образование из одних и тех же объектов разных классов по одному признаку;

- дихотомическая классификация; отрицание понятия;

- классификация по двум и более признакам;

- формирование знаний о родо-видовых отношениях; ограничение понятия (нахождение родового понятия для видового), решение задач на включение классов (родо-видовые отношения); исключение элементов, не относящихся к классу; пересечение понятий.

Таким образом, на этапе подготовки к обучению приему построения классификации имеет смысл предложить учащимся задания, связанные с объемом понятия.

1. По названию группы подобрать примеры объектов, в нее входящих. Например, имена существительные → цветок, лес, моряк.

2. Назвать группу объектов, выделив их общее свойство. Например, прыгать, бегать, плыть  → глаголы.

3. Выделить общее свойство группы объектов и подобрать новые примеры объектов этой группы. Например, весело, весёлый, веселье → веселиться.

4. Определить лишний для группы объект. Например, симпатичный, красивый, страшный, обаятельный → страшный.

Для правильного построения классификаций учителю необходимо неявным образом обучить школьников всем правилам анализа объема понятия:

1) В одной и той же классификации необходимо применять одно и то же основание. В противном случае перекрещиваются объемы понятий, выражающих основание их деления. Это происходит, например, когда учащиеся используют сразу несколько оснований для классификации: растения бывают съедобные и несъедобные, однолетние и многолетние.

2) Объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса (соразмерность деления). Нарушения этого правила учащимися приводят либо к неполному делению, либо к делению с лишними членами (согласные звуки бывают глухие, звонкие и мягкие).

3) Члены классификации должны взаимно исключать друг друга. Это правило тесно связано с двумя предыдущими и означает, что ни один из них не должен входить в объем другого класса, так как подобные классификации отличаются расплывчатостью (фильмы делятся на художественные, документальные, исторические, детективные).

4) Подразделение на подклассы должно быть непрерывным. В делении не должно быть скачков, например: члены предложения делятся на подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения. Необходимо брать ближайший подкласс и не перескакивать в более отдаленный подкласс. В данном случае правильно было сказать: члены предложения делятся на главные и второстепенные; главные члены, в свою очередь, делятся на подлежащее и сказуемое.

Также следует учитывать, что выделяют разные виды классификаций. С самого детства люди знакомятся и учатся работать с различными видами классификаций. В первую очередь они сталкиваются с естественными классификациями, разделяющими класс на подклассы на основании существенного признака, и таким образом усваивают понятия «род», «вид» и «родовидовое соотношение».

Формирование умения классифицировать, следует осуществлять поэтапно:

-выделение признаков или свойств одного объекта;

-установления сходства и различия между признаками двух объектов;

-выявление сходства между признаками трех, четырех или более объектов.

Этапы обучения классификации в начальной школе:

1 класс – осуществлять сравнение объектов по указанным учителем критериям

2 класс – выполнять классификацию объектов по записанным первым объектам, самостоятельно определяя основание для продолжения классификации

3 класс – классифицировать данные объекты по самостоятельно выбранному критерию

4 класс – выполнять указанные логические операции, самостоятельно подбирая объекты.

Тем самым ученики научаться:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и

несущественных признаков;

- проводить классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его

строении, свойствах и связях;

- обобщать на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке.

Использование классификации в учебном предмете «Русский язык».

В русском языке универсальное учебное действие классификации играет большую роль в формировании группы логических действий. Упражнения на классификацию одни из самых интересных, потому что они включают в себя действия анализа, сравнения, синтеза, во многом – обобщения, установления закономерностей, они могут применяться на любом из этапов современного урока. В процессе обучения приему классификации учащимся можно предлагать следующие типы заданий:

Задания в презетанции.

Упражнение, направленные на определение основания в готовой классификации.

По какому признаку разделили слова?

водопад, пшеница, рыбак, луноход, рыболов, колесо

Водопад       пшеница

Луноход       рыбак

Рыболов        колесо

Ответ: I группа - слова с двумя корнями.,

           II группа - слова с одним корнем.

Контроль результатов проведенной классификации.

Прочитайте буквы: И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У

Разделите эти слова на 2 группы: гласные и согласные.

Выберите вариант ответа, где классификация проведена правильно.

а) К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, У

И, О

б) К, Л, М, Н,О, П, Р, С, Т, У

И,У

в) К, Л, М, Н, П, Р, С, Т

И, О, У

г) К, М, Н, П, Р, С, Т, У

И, Л, О, У

Упражнение, направленное на самостоятельной выбор основания и выполнения классификации.

Раздели слова на группы. Какое основание использовали для классификации.

Зима, зацветет, зимний, цветок, цветочный, зимовать.

Ответ: 1) слова с корнем – зим- и слова с корнем –цвет;

            2) три группы: существительное, прилагательное, глагол. 

Таким образом, в данных упражнениях мы видим взаимосвязь данного ууд с действием анализа (при рассмотрении причин, по которым происходит деление на определённые группы), синтеза (при объединении слов в группы), обобщения (при выявлении оснований для групп слов).

Технология проблемно-диалогического обучения, технология продуктивного чтения, технология игровых методов, технология проектного обучения формируют лигическое УУД классификации.

Укажите, на формирование каких предметных и универсальных учебных действий нацелено следующее задание, предложенное при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением».

Объясните правописание изученных орфограмм.

Берега лесной реки покрыты колючим кустарником.

 

Варианты ответа.

1) умение осуществлять взаимный контроль;

2) умение ставить учебную задачу;

3) умение осознавать границы своего знания и незнания;

4) умение планировать ход своего действия.

5) умение извлекать информацию из текста

Решение ученика:

Берега – берег, прибрежный(безуд.гл. в корне)

Лесной-лес (безуд.гл. в корне)

Реки-реки (мн.ч) (безуд.гл. в корне)

Колючим-колим

Кустарником – непроверяемое словарное слово

Умения: Умение видеть орфограмму в слове, объяснять написание безуд.гл. в корне, парных согл. в корне.

УУД: подведение под понятие, осознание границы знания.

(Если дополнить вопросом: какие вы орфограммы еще не можете объяснить? Почему? То в УУД будет осознание границы не только знания, но и незнания.

Ответ ученика:

Покрыты – безуд гл не в корне

Колючим – безуд.гл.после Ч не в корне

Кустарником – безуд.гл.не в корне)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личностных УУД через использование современных образовательных технологий

В статье описано формирование личностных УУД в ОС "Школа 2100" и изучены следующие образовательые технологии:- технология проблемного диалога;- технология продуктивного чтения;- технология оценивания ...

Использования современных образовательных технологий для формирования УУД

Использования современных образовательных технологий для формирования УУД...

Использование современных образовательных технологий для формирования экологически обоснованного отношения к среде обитания во время внеклассных занятий

Важный аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее  поколение. На...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

В статье раскрываются современные образовательные технологии работы в начальной школе для формирования экологического сознания младших школьников....

Использование современных инновационных образовательных технологий для формирования духовно-нравственных ценностей на уроках литературного чтения

laquo;Чтение – это упражнение в нравственном чувстве,  поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения –  нравственное воспитание, становление личности ребенка,  обогащени...

Использование инновационных педагогических технологий и формирование у младших школьников доказательности мышления на уроках окружающего мира

В статье говорится о  применении инновационных педагогических технологий и описаны   приемы формирования у младших школьников доказательности мышления на уроках окружающего мира...

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НИЗКОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ

Доклад по теме "ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НИЗКОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ"...