Работа с детьми ОВЗ
статья

ТРУДНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОСОБОГО РЕБЕНКА В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация. В данной статье описывается то, как ребенок с особыми образовательными потребностями может попасть в обычную школу, с какими трудностями может столкнуться педагог, при организации образовательного процесса таких детей, что могут предпринять учителя и родители, оказывая помощь ребенку в процессе адаптации, к тем условиям, в которых он находится, рассматриваются особенности детей с ЗПР и рекомендации для педагогов, которые помогут им эффективно организовать процесс обучения.

Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, ПМПК, дети с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya_v_obrazovanii.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

ТРУДНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ОСОБОГО РЕБЕНКА В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Д.Г. Уснунц

Аннотация. В данной статье описывается то, как ребенок с особыми образовательными потребностями может попасть в обычную школу, с какими трудностями может столкнуться педагог, при организации образовательного процесса таких детей, что могут предпринять учителя и родители, оказывая помощь ребенку в процессе адаптации, к тем условиям, в которых он находится,

рассматриваются особенности детей с ЗПР и рекомендации для педагогов, которые помогут им эффективно организовать процесс обучения.

Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, ПМПК, дети с ЗПР.

Основной текст:

В настоящее время каждый учитель, осуществляющий педагогическую деятельность в образовательном учреждении, должен быть готов к тому, что среди детей, которых он обучает, могут быть и дети с «особыми образовательными потребностями». Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Такие дети часто, по желанию родителей, поступают в обычные школы и иногда, внешне ничем не отличаются от остальных. Но поскольку ребенок имеет особенности в развитии, то они с большой вероятностью проявятся в дальнейшем в процессе обучения и помешают ребенку адаптироваться в обучении, а учителю выстроить образовательный процесс в классе. Вот здесь, при организации процесса обучения ребенка, на помощь учителю может придти психолого - медико-педагогическая комиссия, а конкретнее ее заключение. В заключении ПМПК даются рекомендации, как родителям, так и педагогам, о дальнейшем определении образовательного маршрута ребенка. Это главная задача ПМПК - определить формы, виды помощи как ребенку, так и педагогу.

Самое главное при организации обучения особого ребенка в обычной школе - это взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: родителей, педагогов, администрации школы по созданию необходимых условий для адаптации и успешного обучения ребенка.

Очень часто дети, с особенностями в развитии, испытывают трудности в усвоении учебного материала, в поведении, в организации своей внеурочной деятельности. Все это мешает учителю выстраивать образовательный процесс с обычными, здоровыми детьми, поскольку на особых детей затрачивается больше времени, сил. Кроме того, для них необходимо специальное, материально-техническое оснащение, как школы, так и кабинетов. Опытный и мудрый педагог, прежде чем решить проблемы путем устранения источника - ребенка, например, переводом на другую форму обучения (домашнее обучение) или в другое образовательное учреждение, попытается помочь ребенку адаптироваться  к тем условиям, в которых он уже находится.

Длительность этапа адаптации особого ребенка к школьному обучению  может растянуться на месяцы, и даже годы. Главное, чтобы в адаптации происходила, положительная динамика и ребенок постепенно все глубже и глубже включался в школьный процесс – это залог правильно выбранного образовательного маршрута. На этом пути возможны временные трудности, являющиеся, однако, серьезным испытанием для родителей и педагогов. Одним из таких испытаний могут стать трудности освоения ребенком образовательной программы.

Если ребенок не освоил образовательную программу учебного года то, по усмотрению родителей (законных представителей), он оставляется на повторное обучение, или переводится в класс компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения, или продолжает получать образование в иных формах.

В случае, если учащийся получил на итоговой аттестации неудовлетворительную оценку по русскому языку или математике, он допускается повторно к итоговой аттестации по данному предмету в текущем году в дополнительные сроки. Если же выпускник так и не смог завершить среднее (полное) общее образование (не был допущен, либо не смог сдать экзамены в основной и дополнительный сроки), он получает справку об обучении в образовательном учреждении. Чтобы этого не произошло, необходимы меры, на которых и следует сосредоточиться:

- направить ребенка на ПМПК;

-обучать ребенка в соответствии с рекомендациями специалистов.

В заключении комиссия указывает рекомендации в обучении ребенка, среди которых выделяют - обучение по индивидуальной упрощенной программе, например, для детей с задержкой психического развития.

В дальнейшем дети с таким заключением, проходят государственную итоговую аттестацию (в 9 классе) по индивидуальной программе в стенах родной школы.

Направить ребенка на комиссию можно только с заявления законных представителей, без их согласия и участия, никто не в праве, осуществлять ход подобных  действий. Только с согласия родителей, возможно, любое изменение в условиях получения образования ребенка. [1, с.74]. В связи с этим родителям целесообразно выразить свою позицию по тем предложениям, которые поступают от администрации школы. Выражать свою позицию надо как можно доброжелательнее. Родителям следует сообщить администрации школы, что они видят проблемы ребенка и понимают, что эти проблемы надо решать, но они собираются делать это в рамках прежних условий получения образования.

И после этого важно немедленно приступить к обсуждению мер, которые могут поддержать обучение ребенка в существующих условиях. Надо твердо помнить, что отчислить ребенка из школы на том основании, что ребенок не осваивает образовательную программу и, по мнению администрации школы, должен учиться в специальной (коррекционной) школе, не могут – это противозаконно! Перевод ребенка в специальный класс (группу) обычной школы также  возможен только с согласия родителей на основании заключения ПМПК.

 К сожалению, часто родители ребенка по разным причинам не хотят проходить комиссию с ребенком, что предполагает обучение такого ребенка по обычной общеобразовательной программе, что впоследствии может привести к не аттестации ребенка и получении им справки, в результате неудовлетворительной сдачи экзаменов.

Рассмотрим особенности детей с ЗПР и рекомендации педагогам, которые помогут им эффективно организовать процесс обучения таких детей. Задержка психического развития может обусловливаться разнообразными причинами.

В частности, это: наследственная склонность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, половые осложнения, хронические и длительные заболевания в ранней возрасте, несоответствующие условия воспитания и др.

В зависимости от этих факторов различаются различные формы задержки.

- Конституционного и соматогенного происхождения – ребенок миниатюрный и внешне хрупкий, структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают возможности родителей, общая слабость организма снижает продуктивность его памяти, внимания, трудоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.

- Психогенного происхождения – обусловлена несоответствующими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, информации, которая поступает из окружающей среды.

- Церебрально-органического происхождения – стойкая и сложная, обусловлена поражениями головного мозга ребенка вследствие патологических влияний (преимущественно во второй половине беременности). Характеризуется снижением обучаемости даже на низком уровне умственного развития. и проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствии познавательного интереса и мотивации обучения.

Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. Одновременно, немало учеников и следующие годы школьного обучения требуют особых условий организации педагогического процесса из-за значительных трудностей в усвоении учебного материала.

Ученик, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения. Работа с родителями таких детей имеет исключительно важное значение, поскольку их понимание природы трудностей и соответствующая помощь в кругу семьи способствуют преодолению трудностей в обучении.

Рекомендации учителям:

- Сосредоточьте внимание на сильных сторонах ученика и опирайтесь на них в процессе обучения. Одновременно будьте готовы, что придется постепенно заполнять пробелы в знаниях, умениях и навыках ученика.

- Подавайте содержание учебного материала небольшими частями, используя мультисенсорный подход (слуховой, визуальный, манипуляционный). Как можно больше повторяйте и закрепляйте изученное.

- Заинтересуйте ученика, поддерживайте позитивную мотивации. обучения.

- Старайтесь снизить темп обучения, учитывая психическую выносливость и умственную трудоспособность ученика. Будьте терпеливы, если ученику необходимо объяснить или показать что-то неоднократно. Найдите оптимальный вариант взаимодействия с ним (поясните новый материал до урока, на занятии дайте письменный тезисный план, алгоритм действий и др.).

- Расчлените задание на отдельные небольшие части. Если необходимо – составьте письменный алгоритм поэтапного выполнения задания. Устные инструкции давайте по одной, пока ученик не научится удерживать в памяти одновременно несколько.

- Практикуйте прикладное использование приобретенных учеником знаний.

- Совместно с учеником пошагово анализируйте выполнение задания.

- Разнообразьте учебную деятельность, однако, обеспечивайте плавный переход от одних видов деятельности к другим.

- Задания должны соответствовать возможностям учеников и исключать чувства стойких неудач.

- Предоставляйте ученикам достаточно времени для выполнения задания и практического применения новых умений и навыков, одновременно, достаточно длительное выполнение одного задания может утомить его.

- Не перекладывайте преодоление проблем в обучении исключительно на родителей. Помогайте им осознавать малейшие успехи ученика и закреплять их. Ученики с трудностями в обучении требуют не авторитарных подходов в семейных отношениях, а взвешенного, добродушного отношения к ребенку.

- Преодоление трудностей в обучении – это результат совместной длительной и кропотливой работы педагогов, психологов, родителей и даже терапевтов.

Таким образом, в связи с тем, что каждый родитель вправе выбирать образовательное учреждение для своего ребенка, независимо от особенностей его развития, всем педагогам общеобразовательных учреждений нужно знать не только особенности развития детей , но и быть готовым к организации форм и видов помощи ребенку для его адаптации и дальнейшего сопровождения в образовательном пространстве. Важно при этом работать не только с детьми, но и с их родителями. Только в совместной работе и взаимодействии можно добиться успехов в обучении особого ребенка в обычной школе.

Список литературы

  1. Права особого ребенка в России: как изменить настоящее и обеспечить достойное будущее. Роман Дименштейн, Елена Заблоцкис, Павел Кантор, Ирина Ларикова. М. изд. «Теренив»-2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей»

Наиболее приемлемой формой психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники коррекционного детского дома, считаю арт-терапию. Эти дети в подавляющем большинстве педагоги...

Психологическая и социокультурная реабилитационная работа с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ.

Программа реабилитации - это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, сопсобствующих развитию ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём  в этом плане обязате...

Работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, с социально запущенными детьми.»

Проблема выявления и развития одаренных детей и детей с повышенной мотивацией, к которой в последнее время обращено особое внимание у нас в стране, в условиях модернизации современной российской систе...

Статья на тему "Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении"

Работа с детьми – сиротами и детьми, оставшимися в трудной жизненной ситуации в период адаптации в государственном учреждении...

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....