Технология работы с текстом в свете требований ФГОС
презентация к уроку (4 класс)
Материал поможет при подготовке к ВПР в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_seminara.pptx | 516.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Читать и не понимать — то же, что совсем не читать» Я . А. Каменский
Методические приемы 1.Верные – неверные утверждения 2. Толстый и тонкий вопрос 3.Лови ошибку 4.Кластер 5. «Корзина» идей 6.Составь задание(кроссворд, ребус) 7 .Синквейн
1.Мальчики приехали перед Рождеством? 2.У Володи было 2 сестры? 3.Отец и девочки занимались изготовлением снежинок и фонариков для ёлки? 4.Мальчики собирались бежать в Калифорнию? 5.Чечевицын называл себя «Орлиное перо»?
Какую вещь принес папа? Объясните,почему Миша испугался , коснувшись пружины? Кто был первый герой, с которым встретился Миша? Можно ли мальчика назвать любознательным? Из какого материала была сделана табакерка? Как вы думаете,чему научился мальчик во время своего путешествия?
Терек воет, дик и злобен, Меж утёсистых громад, Буре плач его подобен, Слёзы брызгами летят . Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса,
Урок изобразительного искусства Древняя Эллада» - 3 четверть 4 класса. Греция человек искусство скульптура праздники архитектура
Конструктор задач во? <,>
Работу с научным текстом на уроке условно можно разделить на III этапа: I этап ― подготовительный ( до начала чтения ); II этап – основной (в процессе чтения ); III этап ― заключительный ( после чтения ).
I этап (подготовительный) Цель : пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом . Приемы работы : 1. « Облако понятий » ( на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста , детям предлагается поделиться имеющимися знаниями , догадаться о чем пойдет речь в тексте ) Пример : 4 класс Тема « Мир глазами астронома » ( планета , солнечная система , вселенная , космос ). Детям предлагается прочитать научный текст , выделить новые понятия . 2. Использование загадок по теме текста ( детям предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста ) 3. Предварительный просмотр иллюстраций (детям предлагается просмотреть иллюстративный материал текста, понять о чем пойдет речь)
4. Составление пазлов (детям в парах раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чем они узнают из текста, нужно собрать картинку) Пример: 4 класс Тема « Жизнь леса» (на партах у детей лежат разрезанные на части картинки с изображением животных и растений леса) 5. Анонс предстоящей работы ( на доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста) Пример : 4 класс Тема «Петр Великий» ( Кого в России называли царь-плотник? Как появилось выражение «прорубил окно в Европу»? Кто привез в Россию новую моду на одежду и прически? Почему этого правителя называют Великим?) Дети высказывают следующие предположения: Они могут предпологать верные и неверные ответы. В ходе работы по теме убеждаются в правильности суждений. 6. Проблемный вопрос (классу задается проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержанием научного текста) Пример : 4 класс Тема « Мир глазами эколога » ( Что надо делать , чтобы сохранить природу, экологическое равновесие?)
II этап (основной) Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми Приемы работы: 1. Словарная работа (по ходу чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова и научные термины, далее идет работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием) Пример: 4 класс Тема «Мир глазами географа» (работа с терминами: экватор, меридианы, параллели, масштаб) Экватор ― самая длинная параллель. Он находится на равном расстоянии от полюсов и делит земной шар на два равных полушарий: Северное и Южное. Меридианы ― линии, идущие от одного полюса к другому. Параллели ― горизонтальные линии, расположенные параллельно относительно друг друга. Масштаб ― показывает, какое растояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте 2. Приём « Памятки на полях « Инсерт » + Я это уже знал - Я это не знал ? У меня возник вопрос ! Меня это удивило
3 . Работа с тестом ( по ходу чтения статьи дети отвечают на вопросы теста, вопросы тестов соответствуют содержанию статьи, не нарушая последовательности изложения материала; отражают наиболее значимые знания и понятия) Пример: 4 класс Тест по статье “У Чёрного моря” 1. Как называется зона, расположенная узкой полосой по побережью Чёрного моря? ___________________________________________________ 2. Какое лето в субтропической зоне? _____________________ Какая зима в субтропической зоне? _____________________ 3.Благодаря чему в субтропической зоне тёплые зимы? Поясни. ________________ _______
4.Восстановление деформированного текста. ( по ходу работы со статьей дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа) Пример: 4 класс Тема «Равнины и горы России» 1.Найди на физической карте России Уральские горы. Допиши предложение: “С запада от Уральских гор лежит ____________________________________ равнина, к востоку от Уральских гор лежит ___________________________________ равнина”. 2. Восточно-Европейскую равнину называют __________________________________________________________________________ 3. Западно-Сибирская равнина – самая плоская и низкая равнина на Земле, поэтому здесь так много ________________ . 4. В старину Уральские горы величали _________________________________________ . ____________________________________________________________________________
5 . Заполнение таблиц и схем. (в процессе работы с текстом дети заполняют схемы, таблицы по новой теме. Работа может проходить в парах или фронтально под руководством учителя) Пример: 4 класс Тема « Начало истории человечества ». 6 . Выборочное чтение. ( дети учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Возможен вариант групповой работы .) Пример : 4 класс Тема « Природные зоны России » (1группа « Географы » находят и изучает материал по расположению , климату данной природной зоны , 2 группа « Ботаники » изучают растительный мир , 3 группа « Зоологи » - животный мир , 4 группа « Экологи » готовят сообщение по занятию населения и экологическим проблемам природной зоны .) 7 . Чтение с остановками . ( чтение научного текста происходит по абзацам или частям. По ходу чтения идет беседа с учащимися по уточнению, разъяснению, обсуждению научной информации)
III этап (заключительный) Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста. 1. Работа с пословицами. ( детям предлагается выбрать из предложенных подходящую по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста инфрмации ) Пример: 3 класс Тема «Наше питание » («Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу» 2. Дополнение текста . ( детям предлагается дополнить текст своими примерами) Пример: 4 класс « Животноводство в нашем крае»
3. Составление памяток, инструкций. Пример: 4 класс « У Черного моря», составление памятки «Отдых у моря» 4. Проигрывание жизненных ситуаций. ( практическое применение полученной из текста информации ) Пример: 4класс « Растениеводство в нашем крае» (Посадка семян цветов)
4.Формирование умения заполнять схемы на основе текста Первобытные люди Места обитания Название эпохи Способ выживания Умения вид искусства Занятия
Таким образом , продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет получать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную , а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать , познавая окружающий мир .
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе, ж. Начальная школа до и после. Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Формируем универсальные учебные действия на уроках окружающего мира, Ювента , М., 2016 Наволенко Г. Я. Работа с научно-популярными текстами (Формирование осознанного чтения) Г.Я. Наволенко ж. Начальная школа до и после №8 2012, с.25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД средствами УМК «Перспектива» в свете требований ФГОС
материал к теоретическому семинару...
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ(статья)
Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка –...
Опыт работы по проблеме "Из опыта работы в обучении французскому языку в начальной школе в свете требований ФГОС нового поколения"
Из опыта работы в обучении французскому языку в начальной школе в свете требований ФГОС нового поколения...
«Развитие профессионально значимых качеств личности учителя начальной школы в свете требований ФГОС НОО, ФГОС для детей с ОВЗ»
Данный материал представлен в форме доклада....
«Педагогическая технология организации уроков в свете требований ФГОС начального общего образования»
В работе раскрываются понятия: современный урок, типы современного урока, планирование и структура современного урока. ...
Мастер-класс "Система работы с одарёнными детьми в свете требований ФГОС НОО: развитие творческих способностей младших школьников"
Данный материал поможет учителю поддержать ученика и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития ду...
Доклад: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Доклад: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ. Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах,...