Мастер-класс "Система работы с одарёнными детьми в свете требований ФГОС НОО: развитие творческих способностей младших школьников"
учебно-методический материал на тему
Данный материал поможет учителю поддержать ученика и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Поэтому, так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление | 32.75 КБ |
Презентация к выступлению | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жаворонковская средняя общеобразовательная школа
«Одарённые дети – будущее России»
Выступление на тему:
«Система работы с одарёнными детьми в свете требований ФГОС НОО: развитие творческих способностей младших школьников»
Подготовила:
Медведева М.А.,
учитель начальных классов
Титул
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов. Именно мы закладываем основы творческой деятельности, развиваем творческие способности детей.
Одарённые дети – будущее России
Модернизация школьного образования в свете основных положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» требует организации системного подхода в работе с одаренными детьми на всех ступенях образования, начиная с начальной школы. Эпиграфом работы с одаренными детьми могут послужить слова видного деятеля российского и международного социалистического движения, философа - Георгия Валентиновича Плеханова: «Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития.Если мы не хотим серой и мрачной жизни,убогости человеческой души, то мы обязаны находитьи поддержать одаренного человека …»
Цель системы работы с одарёнными детьми
У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным.
Таким образом, цель системы работы с одарёнными детьми заключается в
1) развитии творческих способностей ребёнка;
2) на перспективу в будущем - обеспечение прогрессивного развития общества в области науки, техники, социальной сфере.
Задачи школы
Задача же школы – поддержать ученика и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Поэтому, так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты.
Задачи:
- раскрыть природные способности ребенка, помочь ему познать мир своим путем;
- поддержать ребёнка и развить его способности;
- подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы;
- улучшить условия для развития ребёнка;
- использовать современные педагогические технологии, способствующие развитию детской одарённости.
Внеурочная деятельность
Социализация личности ребенка формируется на основании умений, связанных с жизнью и деятельностью в социуме. И основным источником для всесторонне и гармонично развитой личности является образовательное учреждение.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта.
Таким образом, происходит выстраивание сети, обеспечивающей учащимся сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.
Всех одаренных детей можно разделить на три категории:
- Что такое одарённость? - Как можно (и можно ли вообще) измерить детскую одаренность? Каким должен быть и что должен знать педагог, работающий с юным дарованием?
Всех одаренных детей можно разделить на три категории:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
- Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Отсюда вывод - выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения.
Работа с одаренными детьми должна строиться на следующих
принципах
Одаренность обнаруживается главным образом в направленности интересов и в способностях. Дальнейшее развитие одаренности человека происходит в конкретной деятельности.
В современной школе изменилась роль учителя как единственного носителя знаний. Современный учитель - это координатор идей, мотивирующий учащихся к интеллектуальному развитию, проектной и исследовательской деятельности.
Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е., сообразуясь с его «САМостью», выбрать цели, содержание, методы, приёмы и формы обучения.
Поэтому, работа с одаренными детьми должна строиться на следующихпринципах:
принцип дифференциации и индивидуализации обучения;
- принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в ШНОО;
- принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
- принципе обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
Проектно - исследовательская деятельность
в начальной школе (из опыта работы)
Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.
В нашей школе на протяжении многих лет создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей:
-Интернет-форумы-олимпиады ( «Эрудиты планеты»)
- Система творческих конкурсов (Пасхальный свет и радость)
-Творческие проекты(духовно-нравственного, историко-краеведческого, патриотического, православного направления)
-Сайт школы
- Научно-практические конференции и семинары
-ШНОО
Одно из главнейших условий развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать «вкус успеха». Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.
Одарённые дети – будущее России
И в заключении, хочется сказать, для того чтобы видеть Россию сильной, культурной, высоко-нравственной, нам , учителям необходимо продолжить:
- Совершенствоваться в познании самого себя и корректировке своей деятельности в работе с одаренными детьми.
- Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
- Проводить целенаправленное наблюдение за учебной и внеурочной деятельностью
школьников для выявления детей, имеющих склонность к какому-либо роду деятельности и показывающих высокую результативность в различных областях.
И как сказал выдающийся педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский:
«В душе каждого ребёнка есть индивидуальные струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…
Хочется, чтобы дети
были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда , где и когда существуют условия, благоприятные для их развития. Если мы не хотим серой и мрачной жизни, убогости человеческой души, то мы обязаны находить и поддержать одаренного человека …» Г. В. Плеханов Одарённые дети – будущее России
развитие творческих способностей ребёнка; на перспективу в будущем - обеспечение прогрессивного развития общества в области науки, техники, социальной сфере. Цель системы работы с одарёнными детьми
раскрыть природные способности ребенка, помочь ему познать мир своим путем; поддержать ребёнка и развить его способности; подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы; улучшить условия для развития ребёнка; использовать современные педагогические технологии, способствующие развитию детской одарённости. Задачи школы
Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся; ВД даёт возможность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных, воспитывает коммуникативные качества личности. Внеурочная деятельность
дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития; дети с признаками одарённости в определенной области науки; учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, незаурядными умственными резервами. О даренных детей можно разделить на три категории:
- принцип дифференциации и индивидуализации обучения; - принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей; - принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в ШНОО; - принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися ; - принципе обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. Работа с одаренными детьми должна строиться на следующих принципах
Участие в региональном конкурсе 1 класс Проект «Права человека глазами ребёнка» Презентация продукта обучающимися 1 класса Презентация продукта обучающимися 1 класса
Региональный конкурс Проект «Права человека глазами ребёнка» Презентация продукта обучающимися 1 класса Презентация продукта обучающимися 1 класса
Исследовательская деятельность «Мои домашние животные - улитки Ахатины » 2 класс 2 класс
Духовно-нравственное воспитание младших школьников Проект «Колоколами славится Россия…» 2 класс 2 класс
Патриотическое воспитание младших школьников Проект «Моё родное Подмосковье. Бородино» 3 класс 3 класс
Духовно-нравственное воспитание младших школьников Проект «Моя семья» 4 класс 4 класс
«В душе каждого ребёнка есть индивидуальные струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти … Хочется , чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». В.А. Сухомлинский Одарённые дети – будущее России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"
Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через: 1. Проектную деятельность. 2. Вышивание ка...
Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»
Инновационный педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...
Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»
Инновационный педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...
Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»
Инновационный педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...
Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности...
Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС
Выступление на методическом объединении...
Опыт работы учителя начальных классов "Развитие творческих способностей младших школьников на классных часах и внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС".
Развитие творческих способностей младших школьников на классных часахи внеклассных мероприятиях в рамках ФГОС...