Анализ и оценка качества образовательного процесса и образовательных результатов
методическая разработка
Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_i_otsenka_kachestva_obrazovatelnogo_protsessa_i.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ и оценка качества образовательного процесса и
образовательных результатов
Активная мыслительная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Каким образом активизировать учащихся на уроке, какие приемы и методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на уроках? Эта проблема заставила меня сформулировать тему самообразования «Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики».
Формирование положительной мотивации учения у школьников через учебную и внеклассную деятельность, развитие интереса к предмету.
Задачи:
- сделать процесс познания привлекательным;
- создавать ситуацию успеха на уроках;
- развивать желание и умение учиться;
-формировать у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;
- создать условия для проявления таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты.
Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы.
В своей практике использую различные приёмы активизации познавательной деятельности, создаю ситуации, в которых учащиеся сами:
• Отстаивают своё мнение;
• Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
• Задают вопросы друг другу и учителю;
• Анализируют ответы друг друга;
• Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
• Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
• Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
• Находят несколько вариантов решения проблемы;
•Находят"ошибкоопасныеместа”.
Активизация познавательной деятельности учащихся очень часто проходит через игру. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения и другие.
Развитию познавательного интереса на уроке и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости способствует создание нестандартных ситуаций. Очень часто применяю в практике различные формы уроков: урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний. Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому я работу на каждом уроке организовываю так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
В своей педагогической деятельности для активизации познавательной деятельности использую:
- Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.
- Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы.
- Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получаем ответ).
- Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.
Использую методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников. Это:
- Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.
- Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить план изложения нового материала. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.
- Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.
- Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.
В своей педагогической деятельности наряду с традиционными методами, я использую технологию личностно-ориентированного подхода обучения и воспитания младших школьников, а также элементы других современных образовательных технологий, которые позволяют организовать образовательный процесс с учащимися начальных классов более продуктивно, эффективно, интересно, информационно насыщенно.
Название | Особенности | Ведущий метод | Формы работы |
Игровые технологии | Направленность на жизненно важную ситуацию и поиск путей решения. | Игра | Сюжетно – ролевая игра, дидактическая игра, деловая игра, урок –путешествие, викторины, загадки. Внеурочная деятельность. |
Личностно-ориентированные технологии | Гуманистическая и психотерапевтическая направленность. Цель: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. | Метод диалога, рефлексивные, педагогической поддержки, диагностические, создание ситуации выбора и успеха. | Урок-творчество, урок-игра, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей. |
Исследовательские технологии | Обучение через «открытие»
| Проблемное обучение, метод проектов | Экологические задачи, проекты, творческие задания наблюдения, практические занятия, опыт, исследование, экскурсии на природу, предприятия и организации. |
Информационно – коммуникативные технологии | Направленность на создание индивидуальных образовательных траекторий.
| Контроль | Тесты, тестовые упражнения, игровые, творческие и логические задания. Внеурочная деятельность. |
Здоровьесберегающие технологии | Направленность на потребность здорового образа жизни. | Укрепление здоровья | Динамические паузы, подвижные игры, физкультминутки, упражнения для профилактики осанки, упражнения для глаз, мышц рук и т.д.Физкультурно -оздоровительные и спортивно – развлекательные мероприятия, походы. |
Все указанные технологии связанны между собой и зависят от типа урока, от целей, которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов.
На уроках применяю фронтальную, парную, групповую и индивидуальную формы работы, а также нетрадиционные формы, которые позволяют поддерживать интерес к учению и процессу познания и могут удивить ученика: КВН, турнир, соревнование, игра и др. Эффективность моей работы зависит от применяемых средств обучения: интерактивная доска, демонстрационные материалы, видео и аудио материалы, методическая литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание комфортной образовательной среды как основное педагогическое условие обеспечения высокого качества образовательного процесса. е
В данной статье говорится о способах достижения комфортной образовательной среды в начальной школе для повышения качества образовательно процесса....
Анализ и оценка качества образовательного процесса
Анализ и оценка качества образовательного процесса...
Современная образовательная среда как фактор обеспечения качества образовательного процесса.
Образовательная среда начальной школы....
Тема: «Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»
Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования....
Анализ и оценка качества образовательных результатов
В соответствии с ФГОС на уроках использую содержательное оценивание учебных достижений. Широко применяю приемы взаимоконтроля и взаимооценки, самоконтроля и самооценки. Ученики осваивают способы опред...
Критерии оценки качества образовательного процесса занятия по моделированию и преобразованию моделей
Инициативная группа по решению общегимназической задачи: Бутылова Н.П., Харламова Л.В., Вязовцева Т.В., Краева Л.В., Грохальская Е.Ю., Мокроусова А.Г. 2014-2015 уч.г.Критерии оценки качества образоват...
Организация коррекционной работы по результатам мониторинговых исследований оценки качества образовательных достижений учащихся 1-3 классов в соответствии с ФГОС НОО
Обобщение опыта коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в освоении ООП НОО...