Инновационная деятельность
проект (3 класс)
Предварительный просмотр:
Инновационная деятельность
Новая цель образования - это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Происходит модернизация образовательной системы - образовательная практика начинает требовать от педагогов обновления всего учебно-воспитательного процесса, его стиля, изменения работы учителя и ученика.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Образовательные инновации - результат творческого поиска учителей и ученых: новые идеи, технологии, подходы, методики обучения, а также отдельные элементы учебно - воспитательного процесса.
Педагогические инновации в современном школьном образовании
1.Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в предметном обучении.
В современном мире время диктует свои требования, невозможно проводить уроки без использования видеороликов, видеофильмов, презентаций, интерактивной доски, без сопровождения электронными интернет-ресурсами.
Опыт применения ИКТ в школах показал, что:
а) у детей повышается мотивация к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
б) снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений «учитель-ученик» к наиболее объективным отношениям «ученик-компьютер-учитель», повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
в) повышается производительность труда и информационная культура самого учителя.
Мне нравится последовательность расположения и тематика предметных проектов по программе «Школа России».
Проекты в 1 классе.
Русский язык.
1). «Скороговорки».
2). «Сказочная страничка».
Литературное чтение.
1). «Составляем сборник загадок».
2). «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса.
Математика.
1). «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». (Работа проводится в течение всего полугодия.)
2). «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».
Окружающий мир.
1). «Моя малая Родина».
2). «Моя семья».
3). «Мой класс и моя школа».
4). «Мои домашние питомцы».
Проекты во 2 классе.
Русский язык.
1). « И в шутку и всерьёз».
2). « Пишем письмо».
3). « Рифма».
4). « В словари - за частями речи!».
Литературное чтение.
1). « О чём может рассказывать школьная библиотека».
2). « Мой любимый детский журнал».
3). « Мой любимый писатель - сказочник».
Математика.
1). « Математика вокруг нас. Узоры на посуде».
2). « Оригами».
Окружающий мир.
1). « Родной город (село)».
2). « Красная книга», или «Возьмём под защиту».
3). « Профессии».
4). « Родословная».
5). « Города России».
6). « Страны мира».
Проекты в 3 классе.
Русский язык.
1). «Рассказ о слове».
2). «Семья слов».
3). «Тайна имени».
4). « «Зимняя» страничка».
5). «Имена прилагательные в загадках».
Литературное чтение.
1). «Сочиняем волшебную сказку».
2). «Как научиться читать стихи» на основе научно – популярной статьи Я. Смоленского».
3). «Праздник поэзии».
Математика.
1). «Математические сказки».
2). «Задачи – расчёты».
Окружающий мир.
1). «Богатства, отданные людям».
2). «Разнообразие природы родного края».
3). «Школа кулинаров».
4). «Кто нас защищает».
5). «Экономика родного края».
6). «Музей путешествий».
Проекты в 4 классе.
Русский язык.
1). «Говорите правильно!»
2). «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке»
А. С. Пушкина».
Литературное чтение.
1). «Создание календаря исторических событий».
2). «Природа и мы».
3). «Они защищали Родину».
Математика.
1). «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)».
2). «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий.
Окружающий мир.
1). Презентация проектов (по выбору).
2). Презентация проектов (по выбору).
В процессе обучения появляются и другие интересные проекты вне программы «Витамины с огорода», «Наша река Зун-Мурино», «Курорты Тунки», «Слова-путешественники», «Мы дружбой сильны» (о народах, живущих в нашем селе), «Сельская математика», «Телефон, компьютер-враги или друзья…»
В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся.
Независимо от содержания, при разработке любой проектной задачи учитываются следующие планируемые метапредметные результаты (в виде развития универсальных учебных действий учащихся)
∙ Познавательные: понимать научный текст, изображения, схемы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию; включаться в творческую деятельность.
∙ Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, перенося навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; осваивать способы пошагового итогового контроля результата.
∙ Коммуникативные: умения слушать, принимать чужую точку зрения, представлять свою.
∙ Личностные: умения оценить действия и ответы сверстников, себя и свои поступки через участие в совместной деятельности. К доминирующим способам действий учащихся при решении проектной задачи можно отнести следующие.
∙ Умение обобщать.
∙ Составлять текст по данной схеме.
∙ Пытаться самостоятельно дать объяснение.
∙ Соотносить информацию с объектом. Я
∙ Осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку в процессе работы над задачей. Критерии оценивания проектной задачи. При подведении итогов работы оценивается:
∙ владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
∙ умение действовать согласно инструкции;
∙ умение выполнять самооценку своих действий.
Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи, и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.
Учебные проекты имеют интегративную природу и разработаны в соответствии с единым планом.
1. Название.
2. Краткое содержание проекта.
3. Основополагающий вопрос(ы) проекта.
4. Цель проекта.
5. Проектные задачи.
6. Учебные задачи.
7. Предметы интеграции.
8. Форма выполнения проекта.
9. Примерная продолжительность проекта.
10.Дидактические цели/ожидаемые результаты обучения.
11.Материалы и ресурсы, необходимые для проекта.
12.Примерный план реализации проекта.
13.Результаты работы над проектом (Проектный продукт).
И еще один пример, из практики использования иннновационных методов обучения.
Урок на тему: ЭКОЛОГИЯ И КРАЕВЕДЕНИЕ ОДИН ВЗГЛЯД НА ДВЕ ПРОБЛЕМЫ.
Окружающий мир .
Тема: ЭКОЛОГИЯ И КРАЕВЕДЕНИЕ ОДИН ВЗГЛЯД НА ДВЕ ПРОБЛЕМЫ.
Цель: 1) Конкретизировать, углубить, систематизировать знания об экологии.
2) Научить учащихся анализировать, делать выводы, решать проблемы, развивать наблюдательность, общий кругозор.
3) Воспитать любовь к родному краю, бережному отношению к природе, способствовать патриотическому и правоохранительному воспитанию.
Тип урока: Интегрированный урок окружающего мира и чтения, закрепление знаний, умений и навыков.
Методы обучения: Проблемно- поисковый.
Оборудование: Сюжетные картинки, предметные картинки, таблицы с ответами, сигнальные карточки, аудиозапись, дополнительная литература, призы, кубики с буквами.
Оформление доски: Эпиграф, таблицы, репродукции.
План урока:
- Организационный момент.
- Беседа об экологии.
Решение экологических проблем:
-- беседа о комарах;
-- беседа о воробьях;
-- об экологической катастрофе.
3. Физминутка.
4. Беседа о краеведении:
-- о нашем районе, столице Бурятии,
-- о наших земляках,
-- о природе Бурятии,
-- чтение стихотворения.
5. Итог урока:
а) подведение итогов,
б) награждение победителей,
в) домашнее задание.
Ход урока .
1. Организационный момент.
Объявление цели урока:
- на уроке мы будем анализировать, делать выводы, решать проблемы.
2. Беседа об экологии:
а) - что такое « экос» и «логос»?
дом и наука.
- Экология – наука о доме.
- Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между живыми существами их окружающей средой, между человеком и природой (слово «ЭКОЛОГИЯ» на доске).
б) Учитель: По вине людей уже исчезли или на грани исчезновения многие виды растений и животных. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от 1 до 10 видов животных и по одному виду растений еженедельно. Это больше, чем появляются новые.
В 1948 году создан Международный Союз Охраны природы (МСОП), а в 1966 году издана Красная книга (цвет красный – сигнал тревоги) через 14 лет книга переиздавалась. Почему?
Ученик: - потому что появились новые виды животных и растений, которые на грани исчезновения.
б) А сейчас расскажем о комарах (ученик рассказывает)
- в чем проблема? , - что надо было сделать, чтобы избежать этого?
г) Рассказ о воробьях ( ученик рассказывает) ( В Китае истребили всех воробьев.)
- чем это закончилось?
- надо ли было это делать? Почему?
Учитель: Что будет, если исчезнут насекомые? - ответы детей.
д) Экологическая проблема:
- работа по рисунку, беседа;
- решение проблемы.
4. Физминутка (аудиозапись музыки). Приглашаем вас в лес.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали-
это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
встали и тихонько сели.
- Из коробки-грамотейки выпадают кубики с буквами, из них надо составить слово: Краеведение.
- какое это слово? (сложное)
- из каких корней состоит это слово?
- Краем ведать.
Поговорим о Бурятии, нашем благодатном крае, который красив своими лесами, полями, своей природой.
- Сколько лет нашей Бурятии? (98 лет, беседа).
6. 1) а) У нас в городе много музеев, но покажите название музея, которого нет в Бурятии.(4)
1. Этнографический музей народов Забайкалья
2. Музей истории города Улан-Удэ
3. Музей природыБурятии
4. Третьяковская галерея
5. Художественный музей имени Ц.
6. Дом-музей И. К. Калашникова
б) Назовите музей, который находится в нашей школе.(3)
2) На доске 6 репродукций картин, 4-ая из них Третьяковская галерея находится в Москве.
- покажите картину «Рожь»
- какая из этих картин не принадлежит кисти И.И.Шишкина?
3) На доске названия деревьев.
1. СОСНА.
2. РЯБИНА.
3. ДУБ.
4. КЛЕН.
5. ОСИНА.
6. БЕРЕЗА.
- Из древесины какого дерева изготавливают самую прочную мебель и в кораблестроении? (3).
- Плоды какого дерева используют в пищевой промышленности?(2).
- Какие деревья преобладают в наших лесах?(1).
- Какие деревья используют при изготовлении музыкальных инструментов?(4)
4) Чтение и разбор стихотворения. Анна Базарова
Живу я здесь в Тунке родной
Где природные дары лишь только в ней одной
Чудесные высокие гольцы Саяны
Возвышаются над моею головой.
Здесь брусника, и малина, и чудесные цветы
Лечебные лекарственные силы
Растут лишь на моей родной Тунке.
7. Итог урока:
-- Из-за чего на Земле становится много лесов?
-- Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?
-- Отчего загрязняется вода в реках и озерах?
-- Что люди делают для спасения живой природы?
-- Что такое заповедники?
Награждение победителей.
- Д/З выучить стихотворение.
Причем, на примере данного урока мы видим переплетение уроков литературы,
окружающего мира и русского языка, что наглядно показывает, что в начальной школе нет главных и вспомогательных предметов, они все имеют четкую связь между собой.
Используя возможности содержания предметов, природную любознательность маленького школьника, его опыт и стремление к общению с умным взрослым и сверстниками, необходимо раскрыть перед ним широкую картину мира, создавая такие условия учебной деятельности, которые ведут его к сотрудничеству с соучениками и к сотворчеству с учителем. Также можно отнести к инновационному подходу в обучении. Потому что ничто не стоит на месте, все изменяется, и любознательность школьников в этом не исключение. Ведь, чем больше нового входит в нашу жизнь, тем больше хочется расширить границы нового и непознанного, что приводит к поиску новых аспектов обучения и воспитания.
И вот теперь в силу вступает один из основных методов обучения: проблемно – поисковый, который и отвечает засистемную организацию поисковой самостоятельной деятельности, достигаемой с помощью применения технологии проблемного обучения, деятельностного метода в обучении. Проблемное обучение предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предопределяли применение школьниками соответствующих дидактической цели урока (занятия) методов учения. Одним из которых и является организация деятельностного метода (аспекта), использование активности которого , во многом обеспечивает успешность ее реализации в полной мере отражает идеи личностно- ориентированного обучения.
И еще один пример из практики использования инновационных методов, урок- игра «»Кто умнее второклассника», причем проводился он вместе с родителями, что не совсем характерно в работе, но достаточно эффективно влияет как на образовательный, так и на творческий потенциал учащихся.
2. Личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета.
В центре всей школьной образовательной системы находится личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка не только субъект, но и субъект приоритетный. Основной результат стандартов – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
С первых дней работы в школе мне близки система и подходы Ш .Амонашвили, разработчика, создателя гуманной педагогики по обучению и воспитанию детей. Зачитывалась его книгами «Здравствуйте, дети!», «Сердце отдаю детям…» Поэтому при работе с учениками учитываю индивидуальные особенности каждого, смотрю с каким настроением он пришел в школу, комфортно ли ощущает себя на уроках. При необходимости можем пошептаться, посмеяться, могу оказаться в роли ученика, а ребенок в роли учителя, поиграть, но не в ущерб учебному процессу. Каждый ребенок уникален. Всегда напоминаю: «На всем белом свете ты один, единственный (-ая) Женя Д., или Цырен Д., Ваня Е., Снежана Д, Алина Б.» Ребенок при этих словах преображается, чувствует значимость своего существования.
3.Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.
Применение такой инновационной технологии позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса.
4. Мониторинг интеллектуального развития.
Анализ и диагностика качества обучения каждого ученика при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости. (См выше таблицы мониторинга)
5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.
Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно - массовых мероприятиях, театре, выездах в курортные зоны, экскурсиях на природу. На высоком уровне проводятся традиционные праздники «1 сентября», «День Матери», «Новогодний бал», «Сагаалган», «23 февраля, «8-е марта», «День Книги», «9-е Мая», «Ученик года», «Последнего звонка». Интересны «Сказки народов мира», спортивные турниры по шахматам, шашкам, «Мама, папа и Я-спортивная семья», турслеты, легкоатлетические кроссы, соревнования по бегу.
6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса образовательных учреждений.
Педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
В учительской среде есть мнение, что по традиционной системе обучения недостаточные возможности для развивающего обучения. Я считаю, что любой урок можно построить так, чтобы дети могли выполнять вариативные задания, работали в высоком темпе, на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, осознанием процесса, развитием каждого, включая и слабого ребенка.
- разноуровневое;
- коммуникативное обучение;
- проектная технология;
- игровые технологии;
- диалог культур;
- информационно-коммуникативные технологии; - здоровьесберегающая технология
- дидактическая многомерная технология;
- групповые технологии;
- МРО (технология модульного развивающего обучения)
- технология креативного мышления;
- система инновационной оценки портфолио
- компетентностный подход;
- деятельностный подход; предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
-личностно-ориентированный подход.
Использование возможностей современных развивающих технологий позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:
-информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
-коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
-самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
-самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые.
Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
Таким образом, опыт современной российской школы располагает широким арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. И я , как учитель, прилагаю все усилия , чтобы применить вышеуказанные технологии в своей педагогической деятельности по мере возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта инновационной деятельности
Информационная карта инновационной деятельности...
Презентация "Инновационная деятельностьшколы 1 ступени обучения (из опыта работы)"
Стратегическими линиями системного обновления содержания образования являются гуманитаризация и деятельностная ориентация, целостность, системность и взаимосвязь составляющих современного пред...
Инновационная деятельность как фактор повышения квалификации педагога
В условиях современной системы образования, когда учителю начальных классов предоставляется право свободы выбора содержания и форм обучения , внедрения инновационных технологий, то требуетс...
Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности
В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания и развития патриотизма с младшего школьного возраста....
Результаты участия воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 г.о. Отрадный Самарской области Малышевой С.А. в разработке и реализации проектов по образовательной деятельности, в инновационной деятельности
Проектная технология, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые, является одной из основных форм работы воспитателя Малышевой С.А. в совместн...
Презентация "Основные этапы инновационной деятельности.Понятие и сущность инновационного проекта"
Инновационный проект - это проект, в реализации которого используются новые идеи, технологии, достижения науки и прочее....
Инновационная деятельность в профессиональной деятельности
Инновационная деятельность в профессиональной деятельности...