Диагностика
учебно-методический материал (1 класс)

Олиферчик Анастасия Сергеевна

Стартовая диагностика 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_1_klass.docx220.68 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика стартовой готовности первоклассников

После проведения работы учитель получит данные об уровне сформированности у каждого ребенка:

– пространственного восприятия (задание 2);

– зрительного восприятия (задание 1);

– умения сравнивать два множества по числу элементов (задание 3);

– фонематического слуха и восприятия (задание 4);

– предпосылок к успешному овладению звуковым анализом (задания 5,);

– мелкой моторики и зрительно-моторных координаций (задания 1, 2).

- умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (задание 6)

- интуитивные топологические представления, понимание терминов "внутри", "вне"; выявить способность правильно понимать высказывание (задание 7)

Данные, полученные в ходе стартовой диагностики, могут использоваться для организации индивидуальной работы с первоклассниками и их родителями, при создании условий для успешной адаптации первоклассников к новой учебной деятельности. Эти данные могут использоваться для оценки динамики образовательных достижений учащихся начальной школы, что позволит оценивать эффективность работы учителей начальной школы и принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества школьного образования.

Анализ результатов

В ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок.

  • 3 балла выставляют при высоком уровне развития данного параметра. Такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Если какой-нибудь ребенок по большинству параметров имеет 3 балла, то его готовность можно считать высокой – в этом случае необходимо предложить углубленную программу обучения, предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий.

  • 2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, а наличие 2 баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребенка к обучению. Дети, получившие такие оценки, способны справиться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.

  • 1 балл ставят при низком уровне развития какого-либо параметра, а такая оценка по большинству параметров говорит о низком уровне готовности к обучению. На практике чаще встречается комплексная низкая готовность (то есть низкая готовность по ряду показателей) к овладению грамотой и математикой.

  • 0 балл ставят при отсутствии  навыков развитии параметра.

Тексты заданий

Задание 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Текст задания. «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке» (учитель обводит указкой большую рамочку).

Оценка выполнения задания:

0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия;

1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;

2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;

3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

Если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 2

Цель. Выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Текст задания. «Задание вы будете выполнять на клетчатой части своего листа (указывается место для выполнения задания). Найдите на клетчатом поле черную клеточку.

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – ученик не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции;

1 балл – выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета;

2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;

3 балла – все пункты задания выполнены верно.

Если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 3

Цель. Выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания. «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию 4). Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуйте рядом еще один круг. Если больше треугольников, то нарисуйте еще один треугольник».

Оценка выполнения задания:

0 баллов – сравнение проведено неверно (нарисован один треугольник);

3 балла – сравнение проведено верно (нарисован один круг).

Задание 4

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с заданным звуком в их названиях.

Текст задания. «Посмотрите на эти картинки. Видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней. На первой картинке – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания».

Оценка выполнения:

0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с] – [з], [с] – [ц], [с] – [ш] или полное непринятие задания;

1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] – [з]);

2 балла – выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет;

3 балла – правильное выполнение задания.

Задание 5

Цель. Выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания. «Вы видите три картинки, а подними схема слова с тремя окошками. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините стрелкой с домиком». (Напечатать слово)

 Оценка выполнения:

0 баллов – полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошек»;

2 балла – наличие ошибок в один звук (отмечено слово волк);

3 балла – правильное выполнение задания.

Задание 6

Цель. Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания. Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания).

Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.

1. На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке. (Текст задачи можно повторить.)

2. В машине ехали 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.)

Оценка выполнения задания:

3 балла – выполнены верно обе задачи;

2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;

1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;

0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

Задание 7

Цель. Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания. Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию.

Оценка выполнения задания:

3 балла – линия проведена правильно (к зверям);

2 балла – линия проведена к птицам;

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 8*

Цель: выявить интуитивные топологические представления, понимание терминов "внутри", "вне"; выявить способность правильно понимать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".

Текст задания: «Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). Я начертил треугольник (отмечает точку внутри треугольника), Я отметил точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника). Я отметил точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию). На своих листках найдите круг, найдите квадрат.

  1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
  2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
  3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.
  4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата".

Оценка выполнения:

       3 балла - все выполнено верно;

2 балла - выполнено верно 2-3 пункта задания;

1 балл - выполнен верно только 1 пункт задания;

0 баллов - задание не выполнено.

24-17 баллов – высокой уровень

16-9 баллов – средний уровень

8- 0 – низкий уровень

Диагностические данные на класс

Педагогическая диагностика стартовой готовности первоклассников.

Учитель:                                                    

 Класс:

Фамилия   Имя

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего        

   Уровень

  готовности

к обучению

Качественный анализ диагностики

Всего в классе - ____        чел.

Высокий уровень -____    чел. ____     %

Средний уровень - ____    чел. ____     %

Низкий уровень -_____     чел. ____      %

                                                  БЛАНК ЗАДАНИЙ

ФИ ученика_____________________________________________________________


4

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа диагностики письма учащихся 2-3- классов.

Педагог-психолог Костарева В.Р.Программа «Диагностика письма учащихся 2-3 классов» входит, как составная часть, в программу психологического сопровождения младших школьников и является инструментом ...

Диагностика общеучебных умений и навыков младших школьников.

Текстовой материал по осуществлению педагогического мониторинга формирования ОУУН в начальной школе: 1. Алгоритм изучения умения понимать учебную задачу. 2. Измерение уровня подготовки по чтению пос...

Педагогическая диагностика учащихся 1 класса

Педагогическая диагностика в начале учебного года поможет определить готовность к обучению учащихся 1 класса и в дальнейшем скоординировать работу с учащимися...

Диагностика математических представлений по всем возрастам

Дана методика диагностики математических представлений по всем возрастам в ДОУ, работающих по Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой....

Диагностика готовности детей к обучению

Для определения  готовности детей к обучению в школе учеными разработана педагогическая диагностика. ...

Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся

Специальная педагогическая диагностика, построенная на содержании учебных предметов и выявляющая не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития....

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...