Использование информационно - коммуникационных технологий в начальных классах. Обобщение педагогического опыта.
опыты и эксперименты (3 класс) по теме
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.
Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на районном методическом объединении на тему:
Учитель начальных классов:
Синельникова Наталья Валерьевна.
МБОУ «Шелаболихинская СОШ №1»
2014 год
1 слайд
Тема моего выступления «Использование ИКТ в начальной школе» является актуальной и востребованной в настоящее время.
2 слайд
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.
Информационная компетентность школьников необходима для качественного освоения всех учебных предметов. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.
Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникационных технологий.
О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербальнологическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры.
Где же сегодня находят широкое применение ИКТ? Прежде всего, на уроке.
3 слайд
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
• Повысить мотивацию обучения;
• Повысить эффективность процесса обучения;
• Способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
• Совершенствовать методики проведения уроков;
• Своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
• Планировать и систематизировать свою работу;
• Использовать как средство самообразования;
• Качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
• Использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов и т.д.;)
• Проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);
• Осуществление проектной деятельности младших школьников с использованием ИКТ.
4 слайд
Требования предъявляемые к учителю, работающему с использованием ИТ:
- Владеть основами работы на компьютере,
- Иметь навыки работы с мультимедийными программами,
- Владеть основами работы в Интернете.
5 слайд
Основные возможности использования ИКТ, которые помогут учителю создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:
• Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
• Создание презентаций на определенную тему по учебному материалу;
• Использование готовых программных продуктов;
• Поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке уроков, внеклассного мероприятия, самообразования;
• Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
• Создание текстовых работ;
• Обобщение методического опыта в электронном виде.
Уроки, проводимые с использованием ИКТ в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект. Особенно это касается мультимедийных уроков.
6 слайд
Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.
Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.
Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа-среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
- Для обозначения темы
- тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
2. Как сопровождение объяснения учителя
- могут использоваться созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, создающие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации.
3. Как информационно-обучающее пособие
- в обучении особенный акцент сегодня ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор в процессе учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
4. Для контроля знаний
- использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке.
Можно выделить следующие особенности данной технологии:
1. качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, четким и цветным изображением на экране;
2. с помощью доски и мела затруднено и нелепо объяснять работу с различными инструментами;
3. во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащегося достаточно хорошо освещено;
4. повышение уровня использования наглядности на уроке;
5. повышение производительности урока;
6. установление межпредметных связей;
7. преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся;
8. изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.
Опыт организации учебного процесса по описанным моделям
использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации.
Таким образом, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся.
7 слайд
А теперь хотелось бы поделиться своим опытом использования ИКТ. Мой опыт работы в школе не так велик 2,5 года. Моя тема по самообразованию: «Применение ИКТ в начальных классах, использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока».
Одной из простых компьютерных программ пакета Microsoft Office является Power Point. Оформленные с помощью презентаций конспекты становятся более наглядными и систематизированными. Мультимедийные презентации я использую практически на всех предметах (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология, математика), а так же при проведении классных часов и внеклассных мероприятий, родительских собраниях.
8 слайд
На уроках для определения темы и целей урока я использую различные видеофильмы. Например, на уроке по окружающему миру по теме « Разнообразие животных» учащимся был представлен видеофильм с помощью, которого дети легко определили тему и цель урока.
9 слайд
С помощью программы Power Point детям были предложены задания различного вида. Учащиеся с помощь загадок и картинок с изображениями животных разного вида самостоятельно определяли признаки каждой группы и вносили свои результаты в таблицу данных. Данный урок был разработан и представлен на конкурсе «Учитель года» для учащихся 3 класса.
1о слайд
На уроках я также использую готовые электронные продукты. Это диски с программно-методическими комплексами. Сейчас такие диски идут в комплекте с учебниками, что облегчает труд учителя.
11 слайд
В течение урока я считаю целесообразно проводить различные физкультминутки, дети охотно выполняют движения, представленные на экране. Вот одна из физкультминуток, которая нравится моим учащимся.
12 слайд
При проведении классных часов я так же использую презентации. При проведении классного часа «Дружба – чудесное слово», я использовала отрывок из мультфильма песню «Дружба», всеми известной детской группы «Барбарики» для определения темы классного часа. Учащиеся увлеченно просмотрели этот мультфильм и с легкостью определили тему, используя в начале урока этот фрагмент, дал позитивный настрой учащихся на работу, способствовал хорошему эмоциональному настрою учеников.
13, 14 слайд
На данном классном часе были представлены различные задания, такие как : дополни пословицу, найди друга сказочному персонажу и много других. Дети с удовольствием выполняли данные задания.
15 слайд
На классных часах я использую не только видеофильмы, но и прослушивание различных аудиосказок. Пример, сказка «Сокровище пиратов».
16 слайд
В рамках внеурочной деятельности социальное направление ПДД я использую мультфильмы и презентации. Самый популярный мультфильм состоящий из множества серий «Приключение Зебренка».
В каждую школу поступила мини лаборатория для начальных классов, которую можно использовать, как в урочной деятельности, так и во внеурочной деятельности. В рамках внеурочной деятельности, в частности проект я использую датчик температуры и цифровой микроскоп.
17 слайд
Я представлю вам фрагмент одного из занятий с использованием датчика температуры «Почему в варежках тепло?» Для проведения данного занятия для учащихся мною была также представлена презентация.
18 слайд
В начале занятия я предложила детям прослушать русскую народную сказку «Рукавичка», после ее прослушивания и наводящих вопросов учителя дети определили тему занятия.
19 слайд
А также определили, что понадобится для проведения данного эксперимента.
20 слайд
Вот так проходил данный эксперимент. В конце занятия, наблюдая за движением графика, дети самостоятельно сделали вывод «Почему в варежках тепло».
21, 22, 23 слайд
На родительских собрания я использую презентации, с помощью презентаций я провожу анкетирование детей и родителей, показываю результаты в таблице, даю полезные советы.
24 слайд
В своей работе с детьми я стараюсь использовать ресурсы Интернет в полном объёме. Во-первых, это творческие задания по созданию рефератов, выступлений, докладов, что предполагает поиск нужной информации в Интернете.
25 слайд
Во-вторых, занятия с детьми во внеурочное время, а именно знакомство с детскими развлекательно-познавательными сайтами (вот один из известных детских сайтов «Солнышко»), на которых дети находят различные конкурсы, викторины, кроссворды, ребусы, загадки.
26слайд
В течение года обучающиеся моего класса принимают участие в различных всероссийских викторинах, конкурсах, фестивалях, таких как «Фактор роста», «Апельсин», «Южный полюс», «Центр развития и мышления» и многих других, учащиеся получают дипломы и грамоты., тем самым пополняя свое портфолио.
Использование компьютерных технологий позволяет вовлечь детей в активную работу и заразить их стремлением овладеть компьютерной грамотностью.
Компьютер стал неотъемлемой частью моей работы. Я использую его и в подготовке к урокам, и для самообразования, и для обобщения опыта работы в электронном виде.
Современные технологии шагнули далеко вперёд, теперь не составляет большого труда найти в Интернете нужную информацию, скачать презентацию к уроку, обменяться опытом с коллегами по всей России.
27 слайд
Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.
Но для внедрения ИКТ в учебную деятельность необходимо переоснащение кабинетов начальной школы. В каждом классе должен быть, как минимум один компьютер и интерактивная доска. Пока нам приходиться приспосабливаться, меняться кабинетами, переходить в медиоресурсный центр, что доставляет массу неудобств. Я уверенна, учителя начальных классов готовы использовать в своей работе современные технологии, но для этого им должны создать все необходимые условия. В наше время компьютер уже не роскошь, а необходимость. 28 слайд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Опыт работы....
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.Презентация.
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования....
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе...
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.
1) Внедрение ИКТ и современных методик в учебно-воспитательный процесс в начальной школе.2) Проблема информатизации начального образования и пути их разрешения.3) Формирование ключевых компетенций у у...
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе. Интерактивная доска - из опыта работы.
Данная статья рассказывает о том, как применять в своей работе интерактивную доску и где можно найти полезный материал для работы с интерактивной доской во время урока....
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе....
Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе
Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование ...