Проектная деятельность младших школьников в условиях ФГОС
опыты и эксперименты по окружающему миру (4 класс) на тему
Опыт реализации долгосрочного проекта по краеведению "Мой Десногорск"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность младших школьников в условиях ФГОС
Шерстобитова Инна Эмильевна,
учитель нач. классов МБОУ «Средняя школа №2»
г. Десногорска Смоленской области
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Современные образовательные программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
В основе методов проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
Требования к проектированию самые простые, и главное из них- исходи из ребенка. Чем меньше ребенок- тем проще проект.
Конструктивная работа школьников начинается с повышения познавательного процесса и осознания потребности в новых знаниях. Оптимальным способом развития учебных умений я считаю вовлечение учащихся в поисковую деятельность краеведческого направления.
Проектно-исследовательская деятельность осуществляется мною не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности.
Работаю четвертый год по программе краеведческого кружка “Мой Десногорск”. Эта работа представляет собой долгосрочный проект.
Проектно- исследовательскую деятельность строю по принципу от простого к сложному, на высоком уровне эмоционального отклика школьника, с привлечением к работе родителей, библиотечных работников , представителей общественности.
Цель долгосрочного проекта :
-воспитание идей патриотизма, национальной самоидентификации и гордости за свою малую Родину.
Задачи:
Развитие у учащихся интереса к изучению и сохранению культурного наследия.
Развитие интереса к проектно-исследовательской деятельности.
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
Личностные:
-готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
-умение продуктивно работать в команде, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;
-умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;
-умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды
Метапредметные:
-умение работать с информацией;
-умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
-умение оценить степень успешности своей деятельности;
-умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;
-умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
-умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
Предметные:
-умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
-кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;
-привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края.
Этапы работы над проектами:
Организационный этап:
Обсуждение целей и задач проекта.
Составление плана работы под руководством учителя.
Установление сроков выполнения проекта.
Подготовительный этап:
Поисковая работа учащихся совместно с родителями и учителем.
Этап реализации:
Промежуточное обсуждение собранного материала. Обработка данных.
Обмен идеями (в устной и письменной форме в классе). Предварительный
просмотр и обсуждение рабочих проектов, их оформление, распределение ролей.
Заключительный этап:
1.Выступление на школьном Дне науки. Предоставление собранного материала городской библиотеке.
В условиях творческой мастерской, в коллективном обсуждении создается макет будущего проекта: просматривается портфолио проекта, отбирается материал, обговаривается форма презентации проекта (семейный праздник, родительское собрание, встреча в библиотеке, классный час…).
В конце занятия проводится рефлексия: что мне дала работа над проектом и что я смогу дальше сделать самостоятельно.
Для оценивания роста метапредметных результатов и коррекции работы над дальнейшими проектами ведутся Портфолио проектов. В начале проекта и в конце проводится анкетирование учащихся с целью изучения уровня роста метапредметных результатов. Эти материалы хранятся в портфолио проекта вместе с рабочими материалами.
К оформлению проекта привлекаем родителей, которые помогают создать печатный продукт. Защита проектов на дне науки проходит в форме презентации.
Источником информации в первый год обучения в основном является учитель, родители, а во второй-четвертый год привлекаются работники библиотек, представители общественности, у которых учащиеся берут интервью, ведут с ними беседы, с которыми делятся своими знаниями (представляют проекты). Ребята учатся работать с Интернет-ресурсами.
При построении программы работы кружка большое внимание уделяется экскурсионной деятельности. Первый год обучения (1 класс)- это обзорные экскурсии по городу, в городской краеведческий музей, встречи с представителями клуба “Обелиск”, виртуальные экскурсии по памятным местам Десногорска.
Второй, третий, четвертый годы обучения -это посещение памятников города с целью фотографирования, знакомства с его историей, людьми, имеющими отношение к памятнику. В конце проекта учащиеся сами проводят экскурсию для одноклассников или другой группы учащихся. Различные экскурсии- это формы работы, способствующие развитию метапредметных результатов, в первую очередь- коммуникативных.
В первый год обучения программа имела 33 часа. Было создано 3 проекта: “Ты и твое имя” (“Знакомьтесь: это я”); “Это – моя семья!”; “Десногорск- мой город детства”.
Во второй год обучения (34 часа) открывается долгосрочный проект, рассчитанный на 2-4 классы, - “Памятники моего города”. Кружок «Мой Десногорск» -34 часа.
Всего во 2 классе реализовано 2 проекта: “В жизни всегда есть место подвигу” (Памятник милиционеру А. А. Федосову, погибшему при исполнении служебного долга); “Чернобыль- наша боль” (Памятник ликвидаторам Чернобыльской катастрофы).
В третий год обучения реализовано 3 проекта: «Памятник Петру и Февронии», «Памятный знак первостроителям», «Памятный знак Ангел мира».
В этом учебном году работаем по изучению материалов, найденных поисковыми отрядами «Обелиск». Наш родитель Тимофеев А. возглавляет поисковое движение города. Он знакомил нас с историей военных действий в округе Десногорска, рассказывал о работе поискового отряда по подъему самолета времен Великой Отечественной войны в Калужской области . Нами была проведена экскурсия на «Курган Славы», провели субботник на территории памятника. Ребята участвуют в работе по реконструкции находок времен Великой Отечественной войны в мастерской отряда (краеведческий музей). Учасвовали во встрече с ветеранами поискового движения, примем участие в Дне школьной науки. Мы готовим доклады на тему: «Курган Славы. История создания», «Поисковые отряды г. Десногорска», «Поднятые самолеты». Планируется поездка к мемориальному знаку в д. Серебрянка. Материал по истории этой деревни, сожженной фашистами, ребята будут собирать в 5 классе. Весной планируется однодневный полевой сбор под руководством Тимофеева А.М., командира отряда «Обелиск», где ребята окунуться в особенности поисковой работы на практике.
Сотрудничаем с библиотекой, которая подарила нам свой сборник по истории мемориала «Курган Славы» в Десногорске. Мы передали в городскую библиотеку материалы, собранные нами по истории памятного знака первостроителям Десногорска.
Таким образом, растет мотивация школьников к учебе, формируется патриотизм, происходит социализация учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.
Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности....
Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС НОО II поколения
Проектная деятельность учащихся...
Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение...
Проектная деятельность младших школьников -важнейшее условие реализации ФГОС второго поколения
Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С больши...
Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС
Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС...
Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС
Сафонова Ольга Николаевна,учитель начальных классов МБОУ «Мухоршибирская СОШ №1»РБ, Мухоршибирский район, с. Мухоршибирь Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС«Один ...
Организация проектной деятельности младших школьников в условиях ФГОС НОО
Опыт работы в период перехода на ФГОС НОО...