Проектная деятельность младших школьников в условиях ФГОС
опыты и эксперименты по окружающему миру (4 класс) на тему

Шерстобитова Инна Эмильевна

Опыт реализации долгосрочного проекта по краеведению "Мой Десногорск"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность младших школьников в условиях ФГОС

Шерстобитова Инна Эмильевна,

учитель нач. классов МБОУ «Средняя школа №2»

г. Десногорска Смоленской области

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа.  Современные образовательные программы включают  проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

В основе методов проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. 

        Требования к проектированию самые простые, и главное из них- исходи из ребенка. Чем меньше ребенок- тем проще проект.

     Конструктивная   работа  школьников начинается  с повышения  познавательного   процесса  и осознания   потребности в  новых   знаниях.  Оптимальным  способом  развития  учебных умений   я  считаю  вовлечение  учащихся  в  поисковую  деятельность  краеведческого направления.

Проектно-исследовательская деятельность осуществляется мною не только в рамках урока, но и во  внеурочной деятельности.

Работаю четвертый год по программе  краеведческого кружка “Мой Десногорск”. Эта работа представляет собой долгосрочный проект.  

Проектно- исследовательскую деятельность строю по принципу от простого к сложному, на высоком уровне эмоционального отклика школьника, с привлечением к работе родителей, библиотечных работников , представителей общественности.

Цель долгосрочного проекта :

-воспитание идей патриотизма, национальной  самоидентификации и гордости за свою малую  Родину.

Задачи:

Развитие у учащихся интереса к изучению и сохранению культурного наследия.

Развитие интереса к проектно-исследовательской деятельности.

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

Личностные:

-готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;

-умение продуктивно работать в команде, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;

-умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;

-умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды

Метапредметные:

-умение работать с информацией;

-умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;

-умение оценить степень успешности своей деятельности;

-умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;

-умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

-умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.

Предметные:

-умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;

-кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;

-привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края.

Этапы работы над проектами:

Организационный этап:

Обсуждение целей и задач проекта.

Составление плана работы под руководством учителя.

 Установление сроков выполнения проекта.

Подготовительный этап:

Поисковая работа учащихся совместно с родителями и учителем.

Этап реализации:

Промежуточное обсуждение   собранного материала. Обработка данных.

Обмен идеями (в устной и письменной форме в классе). Предварительный

просмотр и обсуждение рабочих проектов, их оформление, распределение ролей.

Заключительный этап:

1.Выступление на школьном Дне науки. Предоставление собранного материала городской библиотеке.

 В условиях творческой мастерской, в коллективном обсуждении создается макет будущего проекта: просматривается портфолио проекта, отбирается материал, обговаривается форма презентации проекта (семейный праздник, родительское собрание, встреча в библиотеке, классный час…).

В конце занятия проводится рефлексия: что мне дала работа над проектом и что я смогу дальше сделать самостоятельно.

Для оценивания роста метапредметных результатов и коррекции работы над дальнейшими проектами ведутся Портфолио проектов. В начале проекта и в конце проводится анкетирование учащихся с целью изучения уровня роста метапредметных результатов. Эти материалы хранятся в портфолио проекта вместе с рабочими материалами.

К оформлению проекта привлекаем родителей, которые помогают создать печатный продукт.   Защита проектов на дне науки проходит в форме презентации.

Источником информации в первый год обучения в основном является учитель, родители, а во второй-четвертый год привлекаются работники библиотек, представители общественности, у которых учащиеся   берут интервью, ведут с ними беседы, с которыми делятся своими знаниями (представляют проекты). Ребята учатся   работать с Интернет-ресурсами.

При построении программы работы кружка большое внимание уделяется экскурсионной деятельности. Первый год обучения (1 класс)- это обзорные экскурсии по городу, в  городской краеведческий музей, встречи с представителями клуба “Обелиск”, виртуальные экскурсии по памятным местам Десногорска.

Второй, третий, четвертый годы обучения -это посещение памятников города с целью   фотографирования, знакомства с его историей, людьми, имеющими отношение к памятнику. В конце проекта учащиеся сами проводят экскурсию для одноклассников или другой группы учащихся. Различные экскурсии- это формы работы, способствующие развитию метапредметных результатов, в первую очередь- коммуникативных.

В первый год обучения программа имела 33 часа. Было создано 3 проекта: “Ты и твое имя” (“Знакомьтесь: это я”); “Это – моя семья!”; “Десногорск- мой город детства”.

Во второй год обучения (34 часа) открывается долгосрочный проект, рассчитанный на 2-4 классы, - “Памятники моего города”. Кружок «Мой Десногорск» -34 часа.

 Всего во 2 классе реализовано 2 проекта: “В жизни всегда есть место подвигу” (Памятник милиционеру А. А. Федосову, погибшему при исполнении служебного долга); “Чернобыль- наша боль” (Памятник ликвидаторам Чернобыльской катастрофы).

В третий год обучения реализовано 3 проекта: «Памятник Петру и Февронии», «Памятный знак первостроителям», «Памятный знак Ангел мира».

В этом учебном году работаем по изучению материалов, найденных поисковыми отрядами «Обелиск». Наш родитель Тимофеев А. возглавляет поисковое движение города. Он знакомил нас с историей военных действий в округе Десногорска, рассказывал о работе поискового отряда по подъему самолета времен Великой Отечественной войны в Калужской области  . Нами была проведена экскурсия на «Курган Славы», провели субботник на территории памятника. Ребята участвуют в работе по реконструкции находок времен  Великой Отечественной войны в мастерской отряда (краеведческий музей). Учасвовали во встрече с ветеранами поискового движения, примем участие в Дне школьной науки. Мы готовим доклады на тему: «Курган Славы. История создания», «Поисковые отряды г. Десногорска», «Поднятые самолеты». Планируется поездка к мемориальному знаку в д. Серебрянка. Материал по истории этой деревни, сожженной фашистами, ребята будут собирать в 5 классе.  Весной планируется однодневный полевой сбор под руководством Тимофеева А.М., командира  отряда «Обелиск», где ребята окунуться в особенности поисковой работы на практике.

 Сотрудничаем с библиотекой, которая подарила нам свой сборник по истории мемориала «Курган Славы» в Десногорске. Мы передали в городскую библиотеку материалы, собранные нами по истории памятного знака первостроителям Десногорска.

 Таким образом, растет мотивация школьников к учебе, формируется патриотизм, происходит социализация учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной деятельности....

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение...

Проектная деятельность младших школьников -важнейшее условие реализации ФГОС второго поколения

  Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам  не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С больши...

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС...

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

Сафонова Ольга Николаевна,учитель начальных классов МБОУ «Мухоршибирская СОШ №1»РБ, Мухоршибирский район, с. Мухоршибирь Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС«Один ...