Система оценивания в начальной школе
статья

Астрихинская Людмила Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_sistema_otsenivaniya_v_nach.shkole.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Астрихинская Л.И.,

учитель начальных классов

Система оценивания в начальной школе

Система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения Требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ начального образования. Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора. Фактически, именно система оценивания обеспечивает единство подходов, существующих в вариативной системе общего образования.

        Оценивание как самого процесса познания, так и его результатов рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

                В соответствии с целями  и задачами система оценивания направлена на получение информации, позволяющей

  • учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования,
  • родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка,
  • учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том
  • происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они более к более глубоким и основательным знаниям,
  • начинают ли учащиеся осознавать, что реальные проблемы требуют интеграции знаний из разных предметных областей,
  • совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки, наращивают ли свои знания с тем, чтобы более успешно продвигаться в обучении, находить решения учебных задач,
  • обнаруживают ли дети как умение работать индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности.

        В начальной школе оценивание призвано стимулировать учение посредством

оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он/она привнес в выполнение задания или в изучение темы,

учета индивидуальных или групповых потребностей в учебном процессе,

учета особенностей способов проявления понимания изученного на данном этапе учебного процесса и данным ребенком,

побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке их собственных работ и процесса их выполнения.

        Система оценивания в прогимназии  строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов.

  1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
  2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
  3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  4. Оценивать можно только то, чему учат.
  5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
  6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

В системе оценивания в начальной школе используются

  • преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой; внешняя оценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и др.), результаты которой не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах;
  • субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ, или тестов) процедуры и оценки;
  • оценивание достигаемых образовательных результатов, оценивание процесса их формирования и оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения;
  • разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации;
  • интегральная оценка, в том числе – портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения;
  • самоанализ и самооценка обучающихся.

Источниками информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения служат:

работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини-проекты и презентации, формализованные письменные задания – разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, различные словники, памятки, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, поздравительные открытки и т.п., а также разнообразные инициативные творческие работы – иллюстрированные сочинения, плакаты, постеры, поделки и т.п.);

индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;

статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и или/дескрипторах и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;

результаты тестирования[1] (результаты устных и письменных проверочных работ).

Как уже отмечалось, система оценки достижений планируемых результатов  в начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

        Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе[2] и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Показатели методики оценки общей готовности первоклассников к обучению в школе представлены далее  в настоящем разделе.

Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.

        Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно еще и потому, что, как правило, именно в этой форме в рамках разрабатываемой системы оценивания предполагается вести оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования. И потому, учитель должен быть уверен, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут проявить свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе

        Итоговые комплексные проверочные работы имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика.

        Они строятся на основе несплошного текста, к которому дается от 11 (в первом классе) до 16 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных заданий.

        В отличие от заданий основной части дополнительные задания имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельно «рождения» ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта.

        Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются детьми только на добровольной основе. Соответственно, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат.

        Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему.

        Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения – русский язык, чтение, математика; в нашем случае к ним добавляется и окружающий мир.

                 Показатели «предметной» готовности первоклассников к изучению данного курса основываются на показателях ожидаемой подготовки первоклассников, представленных в приложении  «Стартовая диагностика» (см.Приложение).

        Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей в начальной школе. Опыт и результаты проводимых исследований показывают, что большинство детей 6 – 7 лет уверенно демонстрирует достижение описанного уровня готовности, что, безусловно, облегчает задачу учителя начальной школы. Следует, однако, помнить, что частичное или даже полное отсутствие у ребенка отдельных знаний и/или навыков не является основанием для любых дискриминационных решений, а всего лишь указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребенком в течение адаптационного периода и направления этой работы. В перспективе, после экспериментальной отработки, предполагается введение этих показателей в систему планируемых результатов освоения программ начальной школы, что будет способствовать выравниванию стартовой подготовки учащихся за счет целенаправленной организации системы предшкольного образования.

        Итоговое оценивание происходит в конце обучения и может проводиться в форме накопленной оценки (синтеза имеющейся информации), а также в формах сбора данных (в том числе – с помощью итоговых тестов) или демонстрации примеров применения полученных знаний и освоенных способов деятельности; возможна также любая комбинация этих форм.

        В предлагаемой технологии обучения итоговое оценивание строится на принципах

  • раздельной оценки достижения базового уровня требований к подготовке, связанного с таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно» и повышенных уровней подготовки, связанных с таким показателем достижения планируемых результатов, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно или с помощью взрослых и/или сверстников»;
  • оценивания методом «сложения», который предполагает использование системы дополнительного поощрения учащихся за превышение базового уровня требований;
  • кумулятивной (накопительной) оценки;
  • открытости и реалистичности норм и критериев;
  • гибкости норм и критериев;
  • признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;
  • признания права учащегося на до-сдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании – на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения более высоких уровней учебных достижений.

        Примеры рекомендуемых форм проведения итогового оценивания приведены в приложении «Итоговые проверочные работы» и «Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио»(См. Приложение)

        С целью проведения текущего оценивания учителя прогимназии используют  следующие методы оценивания.

        Наблюдение – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы (листы наблюдений), в которых в процессе наблюдения необходимо поставить условный знак (например, «V»). В зависимости от педагогической задачи листы наблюдений могут быть именными (при наблюдении за деятельностью определенного ученика) или аспектными (при оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса).

        Можно пользоваться и иными инструментами (линейками достижений, памятками и др.), описанными ниже.

        Наблюдения проводятся достаточно часто и регулярно. В ходе наблюдений его фокус может перемещаться с наблюдения за всем классом на наблюдение за каким-либо одним ребенком или за каким-либо определенным видом деятельности. Наблюдение может вестись учителем как с позиций внешнего наблюдателя, так и с позиций непосредственного участника деятельности.

        Использование наблюдения в качестве метода оценивания наиболее целесообразно применять для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии различных навыков

        Так, например, для оценивания сформированности и индивидуального прогресса в развитии многих навыков учения, можно использовать метод наблюдений для изучения и фиксации следующих аспектов:

Приобретение знаний (фиксируется увеличение запаса фактов, идей, слов; умение узнавать знакомое);

Понимание (фиксируется умение ухватывать смысл, обсуждать и интерпретировать изученное);

Применение (фиксируется способность использовать изученное на практике или в иных целях);

Анализ (фиксируется умение вычленять знания или идеи, выделять отдельные компоненты, видеть связи, искать уникальные черты);

Синтез (фиксируется умение комбинировать, воссоздавать, развивать, создавать новое):

Оценка (фиксируется умение выдвигать суждения или заключения на основе выбранных критериев, стандартов, условий).

Диалектичность мышления (фиксируется умение рассматривать объект/явление/суждение и т.п. с разных точек зрения, понимать обе позиции, приводить аргументы, принимая возможность существование иной точки зрения).

Метазнание (фиксируется умение анализировать свой и чужой мыслительный процесс, задумываться о процессе познания).

        Пользуясь методом наблюдений, можно фиксировать и оценивать многие аспекты формирования социальных навыков, например

  • способность принимать ответственность;
  • способность уважать других;
  • умение сотрудничать;
  • умение участвовать в выработке общего решения;
  • способность разрешать конфликты;
  • способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.

        Наблюдения очень полезны и при общей оценке коммуникативных навыков: слушания (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); чтение (способность читать для удовольствия и для получения информации); письма (умение фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник). Более того, они могут одновременно выступать и в качестве обучающего средства. Например, при формировании навыков работы в группе можно предложить учащимся в ходе групповой работы совместно заполнить лист наблюдений про каждого из участников групповой работы (см. приложение Методы оценивания)

        Учитель, наблюдая за работой детей, может вести аналогичные записи параллельно.

        Подобная работа целесообразна также и при формировании других навыков. Так для отработки навыков устной речи можно предложить учащимся, слушая устную презентацию одноклассника, одновременно с учителем заполнять следующий лист наблюдений:

        Метод наблюдений удобен и для оценки степени сформированности таких навыков поисковой и проектной деятельности, навыков работы с информацией, как

умение формулировать вопрос, ставить проблему;

умение вести наблюдение;

умение спланировать работу,

умение спланировать время;

умение собрать данные;

умение зафиксировать данные;

умение упорядочить и организовать данные;

умение проинтерпретировать данные;

умение представить результаты или подготовленный продукт.

        Для фиксации результатов наблюдений в этом случае наиболее целесообразно пользоваться так называемыми линейками достижений, которые позволяют наглядно увидеть как степень сформированности того или иного навыка на данный момент, так и индивидуальный прогресс ребенка. В приложении приводятся примеры таких линеек достижений для фиксации оценки результатов наблюдений для некоторых из указанных навыков.

        В ходе наблюдений, как правило, фиксируются наличие типичных черт наблюдаемого явления, но при необходимости можно отмечать и отдельные существенные нетипичные особенности.

        Результаты наблюдений (листы, линейки достижений, краткие записи на основе наблюдений и иные формы) систематизируются и хранятся учителем в удобной для него системе. Целесообразно в этих целях использовать различные имеющиеся ИКТ-средства и программное обеспечение.

Еще одним рекомендуемым методом оценивания, близким к наблюдению, является оценивание процесса выполнения, которое представляет собой целенаправленное оценивание на основе критериев, отражающих особенности целеполагания и реальных условий выполнения деятельности. Оценивание процесса выполнения – достаточно трудоемкий метод, который ведется с помощью аудио и видеозаписей, письменной фиксации фактов. Этот метод целесообразно использовать при оценивании сформированности важнейших навыков совместной работы, исследовательских навыков и т.п. В отличие от наблюдения, являющегося субъективным методом, основанном на экспертной оценке, этот метод более объективизирован.

        Метод оценивания, основанный на выборе ответа или кратком свободном ответе, представляет собой ситуативную, однонаправленную оценочную деятельность. Обычно он проводится в форме теста или устного опроса типа викторины. Используется для дифференцированной оценки достигаемых образовательных результатов.

        Довольно распространен и достаточно надежен метод оценивания, который можно условно назвать как Открытый ответ. Он представляет собой, как правило, письменный ответ, который дается в форме небольшого текста, рисунка, диаграммы или решения. Обычно этот метод также используется для дифференцированной оценки отдельных аспектов достигаемых образовательных результатов, однако иногда может быть использован и для интегральной оценки.

        Наиболее адекватным методом интегральной оценки является Портфолио – такая подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Используются для оценивания индивидуального прогресса в обучении (СМ. в приложении положение о Портфолио).

        Для оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на Вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции

  • своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений (типа техники и навыки письма и чтения, вычислительных навыков, основных экспериментальных умений и т.п.) и ключевых понятий курсов, а также
  • своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях (например, в отношении формирования навыков здорового образа жизни, навыков безопасного – для себя, окружающих людей, окружающей природы – поведения, навыков социализации и т.п.). Примеры вопросов для самоанализа, который учащимся предлагается выполнить по итогам одной из рубежных проверочных работ  см. в Приложении. При анализе ответов учащихся учитель оценивает,

насколько соотносится выставленная им оценка с самооценкой ученика,

насколько учащиеся видят и осознают имеющиеся у них проблемы;

конструктивность позиции ученика, а также

наличие или отсутствие неожиданных для учителя проблем и затруднений и их характер.

        Коротко описанные шесть основных рекомендуемых методов оценивания в совокупности охватывают широкий спектр подходов – от относительно субъективных и интуитивных до относительно объективных и научных, что позволяет обеспечить наиболее сбалансированный взгляд на ребенка.

        В «Планируемых результатах освоения программ начального образования» по отношению к каждому из выделенных ожидаемых результатов рекомендуется уделять преимущественное внимание отдельным группам методов и источников информации для оценивания. Сводные данные о них приводятся соответственно в таблицах

Рекомендуемые источники информации для оценивания

Источник информации

Общее кол-во позиций

(из 102 возможных)

Частотность

Работы учащихся

68

67%

Деятельность учащихся

97

95%

Статистические данные

88

86%

Результаты тестирования

38

37%

Рекомендуемые методы оценивания

Источник информации

Общее кол-во позиций

(из 102 возможных)

Частотность

Наблюдение

49

48%

Оценка выполнения

81

79%

Выбор ответа

68

67%

Краткий ответ

70

69%

Открытый ответ

77

75%

Портфолио

53

52%

Самоанализ

26

25%

        Как видно из приводимых данных, «Планируемые результаты» рекомендуют учителю только в отношении трети из ожидаемых результатов прибегать к такому источнику информации, как формальные письменные проверочные работы, а строить систему оценивания преимущественно на оценке работ и деятельности учащихся.

        Для использования перечисленных выше методов оценивания рекомендуются следующие инструменты.

        1. Критериальные описания, или наборы критериев. Они указывают на определенные черты или ключевые знаки, которые следует отметить в работе, а также устанавливают правила количественной оценки работы по заранее установленной шкале. Такие описания могут предлагаться как учителем, так и детьми. Используются при подсчете или ранжировании детских работ (тестов, портфолио, процесса выполнения работы). Ниже приводится пример такого описания, разработанного для оценки созданного ребенком художественного текста (рассказа).

Балл

Критериальное описание

4

Содержание соотносится с заглавием. Творчески описана занимательная история, интерес читателя поддерживается с помощью последовательно разворачивающейся сюжетной линии. Продемонстрирован оригинальный слог и стиль. Хорошо и логично структурирована. Характеры героев переданы образно, живо, с использованием характерных деталей. Лексика точна, структура предложений отличаются разнообразием. Технические навыки – орфография, пунктуация, почерк – указывают на хорошее владение языком.

3

Содержание соотносится с заглавием. Текст ясен, учитываются интересы читателя. Работа структурирована: имеется введение, основная часть, заключение. Присутствует попытка описания характера героев с использованием характерных деталей. Продемонстрирован индивидуальный стиль. Лексика своеобразна, но есть повторы и упрощения. Используются сложносочиненные и простые предложения. Технические навыки – орфография, пунктуация, почерк – указывают на хорошее владение языком.

2

Содержание соотносится с темой. Работа структурирована: имеется введение, основная часть, заключение, но нить повествования иногда теряется, иногда – неубедительна. Есть некоторое своеобразие лексики и грамматики. Имеются орфографические и пунктуационные ошибки. Почерк неразборчив.

1

Содержание не соотносится с темой и/или плохо организовано и непоследовательно. Идеи перечисляются, а не раскрываются. Лексика ограниченна и лишена окраски. Структура предложения простая и/или повторяющаяся. Правописание и почерк не позволяют донести смысл до читателя.

        2. Эталоны. Они представляют собой образцы детских работ, с которыми сравниваются оцениваемые работы. Обычно используются в связи с критериальными описаниями или текущими задачами оценивания.

        3. Памятки, или листы, содержащие перечни информации, данных, элементов, характерных признаков или свойств, которые должны быть отражены в работе или в процессе ее выполнения. Примером такой памятки может служить приводимая ниже маркированная схема последовательности выполнения письменной работы.

ПАМЯТКА

по подготовке и выполнению письменной работы

1.

Начало работы:

  • обсудить замысел в малой группе

  • поделиться идеями

2.

Подготовительный этап

  • набросать и проговорить план работы в малой группе

  • выбрать тип текста, основную идею и тему

  • изобразить схематически развитие сюжета (начало – середина – окончание)

  • подобрать материалы, информацию, идеи

  • создать банк слов

3.

Основной этап

  • написать черновик

  • прочитать черновик в малой группе, отметить места, требующие правки

  • внести исправления

4.

Подготовка окончательной версии

  • еще раз прочитать в малой группе, попросить прочитать товарищей или учителя, перечитать самому и внести окончательную правку

  • оформить работу: красиво разместить на страницах и проиллюстрировать

        4. Линейки достижений – наглядные свидетельства достижения какого-либо этапа обучения. Используются, чтобы продемонстрировать индивидуальный прогресс или определить этап, на котором находится ребенок в данный момент времени. Примеры некоторых возможных линеек достижений (см.Приложение).

        Все названные инструменты допускают возможность использования как холистических, так и аналитических шкал.

        Холистическая шкала представляет собой единственную шкалу, в которой отражается, как правило, от четырех до шести позиций. Так, в приводимом выше примере критериального описания, построенного на основе холистической шкалы, используются, как нетрудно заметить следующие основные шесть позиций:

Соответствие содержания работы заглавию и теме.

Последовательность и занимательность текста.

Структурированность.

Образность описания.

Разнообразие лексики и грамматических структур.

Сформированность технических навыков письма – орфографии, пунктуации, почерка.

Кроме того, дополнительно фиксируется такая позиция, как слог и стиль.

        Холистические шкалы основаны на общем впечатлении от работы, рассматриваемой с определенной точки зрения в соответствии с выделенным критерием.

        Аналитические шкалы – это набор нескольких отдельных шкал, используемых для оценки отдельных аспектов работы. Аналитические шкалы более информативны, используются, как правило, в диагностических целях.

        Приводимые выше рекомендации по использованию различных инструментов и методов оценивания сведены в таблице. Рекомендуемые для данного метода инструменты отмечены знаком «».

Таблица 4. Рекомендуемые методы и инструменты оценивания

Методы оценивания

Инструменты оценивания

Критериальные описания

Эталоны

Памятки

Линейки достижений

Наблюдения

Оценивание процесса выполнения

Выбор ответа, краткий ответ

Открытый ответ

        Итоговое оценивание целесообразно проводить в форме накопленной оценки  на основе синтеза всей накопленной за четыре года обучения информации об учебных достижениях ребенка как в чисто учебной сфере (освоение основных понятий, предметных учебных навыков и т.п.), так и междисциплинарной области (умение сотрудничать, выполнять различные учебные роли, первичные навыки организации работы и саморегуляции, первичные навыки планирования и проведения небольших исследований, навыки работы с информацией и т.п.), а также данных, подтверждающих индивидуальный прогресс ребенка в различных областях.

        Источниками данных служат заполняемые по ходу обучения листы наблюдений, дифференцированная оценка наиболее существенных итогов обучения, результаты промежуточных проверочных работ (результаты тестирования) и различные папки работ учащихся – составляющих портфолио.-см.  Приложение

В ряде случаев возможно и целесообразно проведение индивидуального или даже фронтального итогового тестирования по каждому изучаемому предмету (если накопленных данных в силу низкой посещаемости оказалось недостаточно), или если уровень подготовки ребенка в ходе всего обучения фиксировался как низкий и очень низкий, граничащий с неуспеваемостью, если класс в целом в силу объективных обстоятельств пропустил значительные моменты в обучении и иных аналогичных случаях.

        Итоговое тестирование в подобной ситуации проводится с таким расчетом, чтобы у учителя еще оставалось время наверстать упущенное. Пример подобной проверочной работы для выпускников по курсу естествознания приводится в конце данного параграфа.

        Вместе с тем целесообразна ситуация и итоговой демонстрации общей полученной подготовки, умения ребенком синтезировать и использовать все полученные за 4 года знания и умения применительно к различным учебным задачам, отрабатываемым в ходе обучения.

        Такая демонстрация может проводиться в как форме выставки результатов своей проектной работы, которая под руководством учителя и с помощью сверстников и родителей велась ребенком на протяжении всего четвертого года обучения (упрощенный аналог курсовой или дипломной работы), так и в форме комплексной интегрированной письменной контрольной работы, охватывающей в целом все наиболее существенные и значимые для дальнейшего обучения аспекты. Возможно, естественно, и сочетание этих форм.

        Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.

        Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно еще и потому, что, как правило, именно в этой форме в рамках разрабатываемой системы оценивания предполагается вести оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования. И потому, учитель должен быть уверен, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут проявить свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе

        Итоговые комплексные проверочные работы имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика.

        Они строятся на основе несплошного текста, к которому дается от 11 (в первом классе) до 16 вопросов и заданий в основной части работы и 5 – 7 дополнительных заданий.

        В отличие от заданий основной части дополнительные задания имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельно «рождения» ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта.

        Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются детьми только на добровольной основе. Соответственно, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат.

        Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему.

        Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения – русский язык, чтение, математика; в нашем случае к ним добавляется и окружающий мир.

        С помощью этих работ оценивается

  • В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ
  1. техника и навыки чтения
  1. скорость чтения (в скрытой для детей форме) несплошного текста;
  2. общая ориентация в структуре текста (деление текста на абзацы);
  3. сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения;
  4. умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания и неукоснительно ее придерживаться;

При этом указывается, что при проверке скорости чтения РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕТЕЙ С ДИСГРАФИЕЙ ИЛИ ДИСЛЕКСИЕЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ НЕ ПОДЛЕЖАТ. Таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной контрольной работы, дав им какое-либо иное задание.

  1. культура чтения, навыки работы с текстом и информацией, включающие разнообразные аспекты, детально описанные в пояснениях и рекомендациях по оцениванию каждого из предлагаемых заданий (поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации; представление ее в разных форматах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, интерпретация информации и т.д.);

  1. читательский отклик на прочитанное.

В ОБЛАСТИ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА

  1. овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, морфология, синтаксис и пунктуация, орфография, культура речи)
  1. целостность системы понятий (4 кл.);
  2. фонетический разбор слова, звуко-буквенные связи;
  3. разбор слова по составу (начиная с 3-го кл.);
  4. разбор предложения по частям речи;
  5. синтаксический разбор предложения;
  1. умение строить свободные высказывания:
  1. словосочетания (умение озаглавить текст, начиная со 2-го класса);
  2. предложения
  3. связный текст (начиная со 2-го класса), в том числе – и математического характера (составление собственных вопросов к задаче (2-й кл.), собственной задачи (3-й кл., дополнительное задание и 4-й кл., основное задание), предполагающий отклик
  • на этическую ситуацию
  • на нравственную и социальную проблему
  • на экологические проблемы
  • задание проблемного характера, требующее  навыков рассуждения;
  1. сформированность правописных навыков (в объеме изученного), техники оформления текста (в ситуации списывания слова, предложения или текста и в ситуации свободного высказывания);
  2. объем словарного запаса и сформированность умений его самостоятельного пополнения и обогащения (последнее задание каждой работы);

 в ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ

  1. овладение ребенком основными системами понятий и дифференцированных предметных учебных действий по всем изученным разделам курса (счет, числа, арифметические действия, вычисления, величины и действия с ними; геометрические представления, работа с данными)

  1. умение видеть математические проблемы в обсуждаемых ситуациях, умение формализовать условие задачи, заданное в текстовой форме, в виде таблиц и диаграмм, с опорой на визуальную информацию;

  1. умение рассуждать и обосновывать свои действия;

В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

  1. сформированность первичных представлений о природных объектах, их характерных признаках и используемых для их описания понятий
  1. тела и вещества (масса, размеры, скорость и другие характеристики);
  2. объекты живой и неживой природы;
  3. классификация и распознавание отдельных представителей различных классов животных и растений;
  4. распознавание отдельных географических объектов;

  1. сформированность первичных предметных способов учебных действий
  1. навыков измерения и оценки;
  2. навыков работа с картой;
  3. навыков систематизации;
  1. сформированность первичных методологических представлений
  1. этапы исследования и их описание;
  2. различение фактов и суждений;
  3. постановка проблемы и выдвижение гипотез.

        Кроме того, итоговые контрольные работы дают возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

        


[1]         Используемый термин «тестирование» связан исключительно с методом оценивания – объективизированное оценивание, и никоим образом не предопределяет форму заданий. Тестом может являться как задание со свободно конструируемым ответом (например, сочинение или изложение, решение математической задачи или лабораторный опыт), так и задание с кратким ответом (слово или словосочетание, рисунок или схема, число или символ), а также задание с выбором ответа. Данный термин выбран для того, чтобы подчеркнуть основное отличие этого источника информации от традиционных контрольных работ: их объективизацию, основанную на использовании явно выраженных критериев оценивания и алгоритмов выставления отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания в начальной школе

Наглядная презентация по оцениванию работ учащихся в начальной школе....

План работы творческой группы «Система оценивания в начальной школе »

В 2013-14уч г учителя первых и вторых классов нашей школы работали над темой "Безотметочное обучение в начальной школе". На заседаниях творческой группы мы изучили "Положение о безотметочном обучении"...

Статья "Система оценивания в начальной школе в рамках ФГОС"

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию,  самосовершен...

Положение о системе оценивания в начальной школе по ФГОС

Данный материал содержит 10-ти балльную  систему оценивания в начальных классах нашей школы...

Мастер - класс по теме: "Система оценивания в начальной школе

На примере фрагмента урока математики я попроовала ответить на вопросы Что оценивать? Когда оценивать? Как оценивать? Кто оценивает?...

Система оценивания в начальной школе в соответствии с ФГОС

В презентации даются основные параметры оценивания достижений учащихся начальной школы в рамках ФГОС, ведение портфолио ученика, методические рекомендации и диагностики...

Система оценивания в начальной школе по ФГОС и диагностические карты формирования УУД в 1-4 классах.

Материал разработан ШМО учителей начальных классов МОУ Кременкульская СОШ....