Рабочая программа кружка "Эрудит" 2 класс
рабочая программа (2 класс)

Будзинаускене Анна Анатольевна

Рабочая программа разработана для кружка "Эрудит", 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа108 КБ
Microsoft Office document icon титульный лист33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации городского  округа «Город Калининград»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 56

Калининград,  2017 г.

Пояснительная записка

Актуальность программы

Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью становится развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Для начальной школы на данном этапе развития общества приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету. Организация кружка «Эрудит» – это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности.

Занятия в кружке позволяют сформировать у детей не только индивидуальные учебные навыки, но и навыки работы в коллективе, микрогруппах.

Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Программа второго  года обучения  (2 класс)

Программа второго года обучения, рассчитана на 36 часов, включает 3 раздела, 11 тем, в структуре которых практические занятия, экскурсии, игры, конкурсы, олимпиады. Темы программного материала подходят для учащихся вторых классов, меняется соответственно подготовка к занятию.

Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться и самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по математике, русскому языку, окружающему миру.

Задачи:

формирование индивидуальных творческих способностей личности;

развитие познавательных способностей и мыслительных операций у школьников;

формирование активного мышления;

корректирование личностного и интеллектуального развития учащихся;

совершенствование учебных умений и навыков;

активизирование познавательного интереса;

воспитание настойчивости, терпения, способности к саморегуляции;

создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;

развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.

Планируемые результаты

Учащийся должен знать:

какими качествами должен обладать творчески мыслящий человек;

элементарные методы исследовательской работы.

Уметь:

работать в группе;

структурировать ранее полученные знания;

использовать уже полученные знания на решение нестандартных задач;

осваивать новые виды деятельности;

проявлять изобретательность в условиях поиска решения;

проявлять новое видение ситуации, приводящее к неожиданным идеям;

способность ухватить наиболее существенную деталь;

работать с доступными книгами – справочниками и словарями.

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения  курса «Эрудит» является формирование следующих умений:

Самостоятельно определять и высказывать самые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Эрудит» являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Эрудит» являются формирование следующих умений.

1 уровень

сравнивать предметы по заданному свойству;

определять целое и часть;

устанавливать общие признаки.

2  уровень

находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

определять последовательность действий;

находить истинные и ложные высказывания.

3 уровень

наделять предметы новыми свойствами;

переносить свойства с одних предметов на другие

Формы организации внеурочной деятельности и виды деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение.
  • Отгадывание ребусов
  • решение логических задач
  • решение обратных задач
  • решение нестандартных задач

Содержание программы

Область «Филология» -  12 ч.

Тема 1. Развитие речи (4ч)

Восприятие литературного произведения: проза, поэзия, драматургия. Жанрово- тематическое разнообразие. Литературный герой, ориентировка в литературоведческих понятиях.

Тема 2. Слово (2 ч)

Русская дореформенная графика. Ударения.

Тема 3. Предложение (3 ч)

Игры с однокоренными словами. Омонимы в предложениях. Олимпиада.

Тема 4. Ребусы, шарады (3 ч)

Разгадываем, составляем ребусы. Разгадываем, составляем шарады. Чайнворды. Кроссворды. Анаграммы

Область «Математика» - 12ч.

Тема 1. Нестандартные задачи (7 ч)

Части и проценты. Время. Числовая комбинаторика. Последовательности. Олимпиада.

Тема 2. Головоломки (3 ч)

Арифметические ребусы. Магические квадраты. Крипторифмы.

Тема 3. Развитие геометрического видения (2 ч)

Геометрические упражнения со спичками. Разрезаем и составляем, перекрашиваем.

Область «Краеведение» -  12ч.

Тема 1. Природа (4 ч)

Разнообразие животного мира Калининградской  области. Друзья мои птицы поднебесные. Ягоды нашего края. Красная книга Калининградской области.

Тема 2. История (2 ч)

История улицы, школы, города.

Тема 3. Фольклор (2 ч)

Творчество народов нашего края. Фольклор в жизни современного человека.

Тема 4. Культура (4 ч)

Народные обычаи и традиции моего народа. Праздники в нашем доме. У нас гости. Чтение сказок местных писателей и поэтов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс (36 часов)

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

Филология – 12 ч

Тема 1. Развитие речи (4 ч)

1-2

Восприятие литературного произведения: проза, поэзия, драматургия

2

3

Жанрово- тематическое разнообразие

1

4

Литературный герой, ориентировка в литературоведческих понятиях

1

Тема 2. Слово (2ч)

5

Русская дореформенная графика

1

6

Ударения

1

Тема 3. Предложение (3 ч)

7

Игры с однокоренными словами

1

8

Омонимы в предложениях

1

9

Олимпиада

1

Тема 4. Ребусы, шарады(3 ч)

10

Разгадываем, составляем ребусы

1

11

Разгадываем, составляем шарады

1

12

Чайнворды.  Кроссворды.  Анаграммы.

1

Математика  -  12ч

Тема 1. Нестандартные задачи (7 ч)

13-14

Части и проценты

2

15

Время

1

16

Числовая комбинаторика

1

17-18

Последовательности

2

19

Олимпиада

1

Тема 2. Головоломки (3ч)

29

Арифметические ребусы

1

21

Магические квадраты

1

22

Крипторифмы

1

Тема 3. Развитие геометрического видения (2ч)

23

Геометрические упражнения со спичками

1

24

Разрезаем и составляем, перекрашиваем

1

Краеведение - 12 ч

Тема 1.  Природа (4ч)

25-26

Разнообразие животного мира Калининградской  области. Заповедники   и заказники Калининградской области. Друзья мои птицы.

2

27-28

Ягоды нашего края. Красная книга Калининградской области

2

Тема 2. История (2 ч)

29

История улицы. История школы.

1

30

История города

1

Тема 3. Фольклор (2час)

31

Творчество народов Калининградской  области

1

32

Фольклор в жизни современного человека

1

Тема 4. Культура нашего края.  (4ч)

33

Народные обычаи и традиции .

1

34

Праздники в нашем доме. У нас гости

1

35-36

Чтение произведений местных  писателей.

2

Список литературы

  1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
  2. Гейдман Б.Г. «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2 – 4 классы».М.: «Аирис-пресс» - 2009 г.
  3. Голубь В. Т. «Графические диктанты» М. : «ВАКО» -2008 г.
  4. Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.
  5. Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000.
  6. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, игры). – Волгоград: Учитель. 2003.
  7. Савенков А. И. «Развитие познавательных способностей.» М.: Издательство «Фёдоров» 2010 г.
  8. Сухин И.Г. Книга затей для учеников и учителей: Загадки, скороговорки, кроссворды, литературные и математические задания: 1-4 классы. Тула: ООО Издательство “Астрель”, 2004.
  9. Сухин И.Р. Занимательные материалы: начальная школа – М.: ВАКО, 2004.
  10. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей. Практикум» М.: Издательство «У – Фактория» 2006
  11. Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в начальной школе. – Ростов-на-Дону: “Деникс”, 2003.
  12. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам». Информатика, логика, математика. М.: РОСТкнига-2007
  13. Языканова Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. 2 класс.» М. : Издательство «Экзамен» - 2010 г.
  14. Пономарева Л.Д. «Рождается внезапная строка». //РЯШ. - 2004. - №3.
  15. Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6
  16. Бакулина Г.А. Обучение русскому языку средствами субъективации. // РЯШ. – 2003. - №3.
  17.  Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. – Москва: Владос, 2000



Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации городского  округа «Город Калининград»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 56

Калининград,  2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"

Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....

рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива

Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...

Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"

Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....

Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС

При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"

Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...