Создание компетентностной среды в начальной школе
статья

Переседова Елена Ивановна

материал на педсовет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_kom._sredy_v_nachalnoy_shkole.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Модернизация российского образования предполагает принципиальное обновление содержания, нацеленность на новый образовательный результат (формирование компетенций, умение добывать и применять знания, а не механически присваивать их сумму)

В качестве методологической основы Стандарта второго поколения заложен системно–деятельностный подход. Это формирование форм и видов деятельности ребёнка, освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, умеющий общаться, жить в информационном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность. Каждое из приведённых качеств называется компетентностью.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

В первую очередь это метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, которые составляют основу умения учиться.

Формирование у школьников ключевых компетенций – одна из задач, поставленных перед педагогами.

Необходимо отличать ключевые компетенции как результат образования от других результатов образования, в частности, от традиционных знаний, умений и навыков. Принципиальным отличием компетенций является то, что, освоив их, ученик может применять этот результат образования в других видах деятельности.

Например, научившись ставить цель, ученик сможет ставить её не только в рамках специально организованной учителем деятельности, но и в любых других условиях.

Компетенции – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности) необходимых для того, чтобы продуктивно действовать в социуме.

Компетентность – это владение человеком соответствующей компетенцией, содержащей его личностное отношение к предмету деятельности.

Таким образом, компетенция – это норма, компетентность – это качество уже имеющееся у человека

Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. В этом возрасте основным видом деятельности становится учебная деятельность. В начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.

Одна из главных ролей должна быть отдана учебно–познавательной компетенции, так как, степень ее сформированности иногда в большей степени определяет качество результата. В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:

- умение ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;

- умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

- умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.

А, значит, задачу я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

Поэтому для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос.

Урок обучения грамоте, 1 класс, тема: «Речь устная и письменная».

(фрагмент урока)

Я показываю детям конверт, и обращаюсь к ним:

- Вчера вечером я из своего почтового ящика вынула вот этот конверт. В нём оказалось письмо от моей подруги, которая живёт в другом городе.

Я прочитала письмо и как бы поговорила, пообщалась с ней. Прочитав письмо, я подумала: а письмо - это речь или не речь? Как вы считаете?

Ведя обсуждение, опираемся на схему речи: в письме один человек обращается к другому, о чём-то рассказывает, а второй узнаёт. Значит, письмо - это тоже речь.

  • Но в письме никто не говорит, а получивший письмо не слушает!.. Может быть это всё-таки не речь?! Как вы думаете? (Возникшее смущение учеников, возможное замешательство, сознание, что они не знают ответа, но хотели бы его узнать, - это и есть проблемная ситуация, постановка учебной задачи, с которой начинается поиск.) Хотите разобраться?
  • Конечно, вы сначала правильно сказали: письмо - это речь. Но речь другая.
  • Скажите, что делает автор письма? (Пишет.) А что делает тот, кто получил письмо? (Читает.)
  • Вот о такой речи, когда один человек не говорит, а пишет, другой же - не слушает, а читает, говорят, что она письменная.
  • Почему эту речь так назвали? (Пишут - письменная.)
  • А как же называется такая речь, когда один говорит, а другой – слушает? (Если никто из детей не подсказывает, предлагаю классу отыскать нужное слово в заголовке на странице букваря.)

Уже в 1 классе возможно использование элементов исследовательской работы учащихся, направленных на формирование учебно-познавательной  компетенции.

Учебные исследования на уроках делают процесс изучения предмета интересным, увлекательным, так как они дают возможность детям в результате наблюдения, анализа, выдвижения гипотезы и ее проверки, формулировки вывода – познать новое.

         Например, таблица, где изображены несколько четырёхугольников и пятиугольников. Все эти фигуры никак не сгруппированы, но четырёхугольники окрашены в красный цвет, а пятиугольники – в зелёный. Я сообщаю, что все красные фигуры – четырёхугольники, зелёные пятиугольники. После этого ставлю вопрос перед классом: «Почему красные фигуры можно назвать четырёхугольниками, а зелёные пятиугольниками?». Этот вопрос представляет довольно сложную проблему, для решения которой дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Так, они должны сравнить мысленно введенные учителем термины «четырёхугольник» и «пятиугольник». Анализируя эти слова, они расчленяют их, выделив в них знакомые слова, являющиеся частями новых терминов – «четыре» и «угол», «пять» и «угол».

Такой анализ уже может направить их мысль в определённом направлении. Проверить правильность возникших предположений дети смогут, внимательно рассматривая предложенные фигуры. Здесь снова придётся провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений, в результате которых они должны убедиться, что действительно, все красные фигуры содержат по четыре угла, а зелёные по пять углов. Подметив эту особенность, сопоставив её с особенностями терминов – названий данных фигур, дети должны придти к выводу, который и будет ответом на поставленный вопрос.

Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям, безусловно, можно отнести процесс решения логических задач, задач – головоломок, ребусов.

Что произойдет с белым платком, если его опустить в Красное море? (Он станет мокрым).

Шла Маша в город, а навстречу ей три старушки, у каждой по два мешка, в каждом мешке по кошке. Сколько всего человек шло в город? (Один. Это Маша).

Ребусы:

    

Также для формирования учебно-познавательной компетенции применяю в своей работе: схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения.

Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса я использую следующие приемы:

1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на жизненный опыт детей;

2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;

3) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки;

4) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других,  вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?», «оцени свою работу, дорисуй ротик» и т.д.).

     

    Ребёнок – активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему всё интересно, он удивлён окружающим его миром.

         Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребёнка. Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения.

Таким образом, ещё одной основной задачей учителя становится формирование  коммуникативной  компетенции.

Здесь имеет большое значение работа в группах и парах.

В первом классе работу начинать с работы в парах.

Чтение слогов. (Работа в парах)

(У детей на столах листы, на которых написаны слоги:

 МЫ   МА   ЛЫ   ЛО                

 МИ    ЛА   ЛИ    МУ                  

- Прочитайте друг другу слоги.

- Прочитаем хором.

Полезно упражнение  «Рукавички» (Г. А. Цукерман)

Цель задания: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе и осуществления сотрудничества.

Описание задания: детям, сидящим парами, даю каждому по одному изображению рукавички и прошу украсить их одинаково, то есть так, чтобы эти рукавички составили пару. Дети могут придумать узор сами, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

Что же приобретает обучающийся, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказывать своё и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию.

Ещё одной из важнейших ключевых компетенций младших школьников считаю информационную компетенцию. 

С первых дней обучения учу первоклассников работать с разными источниками информации, так как работа с информацией (текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной) в наше время становится необходимым интеллектуальным умением.

Я прививаю своим ученикам необходимость новых знаний, для чего учу их делать предварительный отбор источников информации для поиска новых знаний. К таким источникам информации отношу:

- учебную литературу;

- энциклопедии;

- словари;

- справочники;

- средства массовой информации,

- Интернет.

Мне важно научить детей, находя нужную информацию при работе с разными источниками, критически оценивать информацию, выявляя её достоверность. Справочники, словари, энциклопедии, дают такую возможность, так как прямо на уроке при работе с ними можно сравнить данные из разных источников, и сделать вывод. Добывая новую информацию из различных источников, ученики используют разные способы: наблюдение, чтение и письмо, слушание.

        Для учащихся 1 класса даю задания самые простые: найти загадку, скороговорку, стих или пословицу, интересные факты о каком-нибудь животном или растении.

Компетентность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеурочной деятельностью. Например, на уроке окружающего мира мы изучили тему: «Безопасный путь», а во внеурочные часы провели викторину: «Красный, жёлтый, зелёный», или на уроке чтения собрали материал: стихи, пословицы, песни, приметы об осени, а на занятиях кружка «Природа и фантазия» провели  конкурс стихов, пословиц.

В заключение хочется назвать несколько  советов, которыми руководствуюсь при формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования:

1. Главным является не предмет, которому  учим, а личность, которую формируем.

2. Помогать ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, т. е. учить иx учиться.

3. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

4. Приучать учеников думать и действовать самостоятельно.

5. В процессе обучения обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, объединять в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

6. Учить так, чтобы ученик понимал, что знания являются для него жизненной необходимостью.

7. Объяснять ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

        Эти полезные советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить о них, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Доклад на тему "Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе"...

Система работы учителя в создании здоровьесберегающей среды в начальной школе

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его уровень здоровья вполне возможно»Академик, хирург Н.М. Амосов Начальная ступень образования ...

Создание развивающей образовательной среды в начальной школе

Создание развивающей образовательной  среды в начальной школе...

Статья "Создание здоровьесозидающей образовательной среды в начальной школе."

Актуальность создания здоровьесозидающей среды в образовательном процессе для повышения качества образования в начальной школе....