Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка
статья на тему
В контексте современного образования перед школой стоят важные задачи – развить предметные, регулятивные, метапредметные универсальные учебные действия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_issledovatelskoy_i_poznavatelnoy_deyatelnosti_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 18.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Наушкинская СОШ»
Тема: Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка
Выполнила: учитель начальных классов
Цыдыпова Ольга Николаевна
Наушки
Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка
В контексте современного образования перед школой стоят важные задачи – развить предметные, регулятивные, метапредметные универсальные учебные действия. Стандарт создает некий «портрет выпускника основной школы»: «активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике».
Образование направлено на
- «развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
- формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности» .
Отсюда следует, что полученное обучающимися знание должно носить прикладной характер, в результате чего они смогут применять его на практике в повседневной и профессиональной жизни. Поэтому те УУД, о которых говорилось выше, составляют психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Также в рамках реализации ФГОС следует заострить внимание на развитии познавательной деятельности обучающихся.
От того, как ученик относится к познавательному процессу, насколько он заинтересован, умеет ли он получать и пополнять багаж знаний, зависит развитие его личностных качеств и его самооценка.
Познавательная активность – это, с одной стороны, учебный навык, а с другой стороны, личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате особым образом организованного процесса познания и с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
В настоящее время учебно-познавательная деятельность определяется как одна из ключевых компетенций (по А. В. Хуторскому), которыми должны овладеть учащиеся школы в условиях модернизации образования. Главное отличие учебно-познавательной деятельности от учебной состоит в том, что она направлена на решение социально-актуальной и личностно-значимой для учащегося познавательной проблемы.
Развить навыки познавательной деятельности на уроках любого учебного предмета, не только на уроках русского языка и литературы, позволяет исследовательская работа, ее формы, приемы и методы.
Рассмотрим, как формы, приемы и методы исследовательские работы, необходимые для развития когниции обучающихся, можно использовать на уроке русского языка.
Наблюдение, сравнение (сопоставление), анализ, синтез, обобщение, систематизации - все эти методы уместны на уроках русского языка и литературы.
Так в 5-ом классе при изучении темы «Буквы е, и в приставках пре-, при-» ставится проблема: почему в слове преумножить в приставке пишется буква е, а в слове присоединить – и?
На основе данной проблемы можно провести небольшое исследование с опорой на языковой материал учебника или раздаточный материал, предложенный учителем.
В ходе сравнения слов с разными приставками, их анализа (морфемного, лексического) ребята приходят к собственным выводам. После этого предлагается сравнить свои выводы с параграфом в учебнике, выявить, верны ли были их предположения и суждения и сделать обобщение по изученному вопросу.
Данная работа может иметь разные формы работы: индивидуальная, групповая, работа в паре. В ходе чего развиваются не только познавательные УУД, но и регулятивные, и личностные и коммуникативные.
Приведем другой пример. На уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «Виды речи» уместно провести мини-исследование над словами диалог, монолог с использованием методов сравнения, анализа (морфемного, лексического), обобщения.
Задание: Сравните однокоренные слова: диалог, монолог, филология, монография, графика и дайте определение понятиям диалог и монолог.
Сначала ребята выдвигают собственные предположения, выделяют морфемы, пытаются объяснить, сравнивая корни родственных слов, их значение. В случае затруднения пользуются этимологическими и толковыми словарями. Также сравнивают собственные выводы со словарными статьями, где даются значения слов диалог, монолог.
Диалог (от греч dis – два, logos – слово, речь) – речь двух людей, монолог (от греч. mono – один) – речь одного человека, монография (от греч. graphein- писать, чертить) – статья, глубоко исследующая одну тему, графика – раздел лингвистики, изучающий написание, букв и их соотношение со звуками, филология (от греч. phileo люблю) – комплекс наук, изучающих язык, речь и различные словесные тексты.
При изучении в 7-ом классе темы «Типы орфограмм» предлагается классифицировать виды орфограмм с помощью таблицы, схемы, что позволит систематизировать и актуализировать знания семиклассников на уроке-повторения и закрепление изученного. В данном случае можно использовать слова с разными типами орфограмм, с которыми обучающиеся будут работать.
Как показывает практика, знания, которые обучающиеся получают в ходе исследования, являющиеся результатом мыслительной деятельности, гораздо прочнее, нежели знания, полученные в результате механического запоминания. К тому же методы и приемы исследовательской деятельности, которые учитель-словесник, как и любой другой предметник, может использовать в своей педагогической практике, способствуют решению задач, которые ставит перед нами сегодня ФГОС: развитие личностных, предметных и метапредметных УУД.
Список литературы:
1.Абдухаирова А.Т. Приемы активизации мыслительной деятельности// Педагогика, 1998, № 8
2. Сенько Ю. В. , Меллер Е.Н. Обучение и познавательная активность учащихся. – М., 1989
3. ФГОС основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации, 2010 – 25 с.
Интернет-ресурсы:
Словари:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/eng_rus/7095
http://www.vasmer.slovaronline.com/
http://onlineslovari.com/malyiy_akademicheskiy_slovar/1/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме самообразования Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»
Если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно его развивать - это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного инт...
Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.
Позновательная деятельность развивает такие процессы как: мышление,внимание,память,речь,воображение,поддерживает интерес к обучению....
Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках в начальной школе
Развитие исследовательской и познавательной деятельности...
Тема по самообразованию:Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории
Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...
• Статья «Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка по ФГОС НОО»
Статья "Развитие исследовательской и познвательной деятельности на уроках русского языка по ФГОС НОО " содержит практические рекомендации для работы с детьми младшего школьного возраста...
Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка
Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов.Целью исследова...