Доклад "Создание развивающей образовательной среды: актуальные проблемы."
материал

Колесова Анна Николаевна

Создание развивающей образовательной среды: актуальные проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_obr._sreda.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа № 2»

г. Переславль-Залесский

Выступление на ШМО по теме «Создание развивающей  образовательной среды: актуальные проблемы»

Подготовила:

учитель начальной школы

Колесова А.Н.

2019

К определению образовательной среды существует множество подходов. Так, например, в педагогическом терминологическом словаре:  образовательная среда - это часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов.

Н. М. Борытко, доктор педагогических наук, профессор, заведующий научно-исследовательским центром современных проблем воспитания считает, что в общем случае под средой в педагогике понимается совокупность окружающих человека общественных, материальных и духовных условий его существования и деятельности.

Образовательная среда складывается во взаимодействии принятых Стандартов образования, сложного интегрирующего содержание учебных программ и планов, высокотехнологичных образовательных средств и образовательного материала, и главное, нового качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами.

Образовательная среда должна, в соответствии с индивидуальными особенностями, способствовать раскрытию еще не проявившихся интересов и способностей личности обучающегося, развитию уже проявившихся способностей во всех сферах психики (физической, эмоциональной, познавательной, личностной, духовно-нравственной). Педагог, знающий о роли среды в воспитании, придает наиважнейшее значение усилению ее воспитывающего влияния. Погружение в образовательную среду призвано способствовать осознанию обучающимися своей неповторимости, оригинальности, непохожести на других, раскрытию и признанию различных групп способностей, саморазвитию, личностному становлению. Особенно важным является формирование субъектных качеств личности, её самоутверждение и стремление к самосовершенствованию.

А. В. Вишнякова, кандидат педагогических наук, выделяет три базовых структурных компонента образовательной среды: пространственно-предметный, социальный и психодидактический. Также автор представляет характеристические свойства образовательной среды: векторность, интерактивность, целостность, многоаспектность, универсальность, открытость, обширность. Нам импонируют сформулированные исследователем общие принципы организации образовательной среды в личностно ориентированном направлении:

1) природосообразность: учет закономерностей природного развития, укрепление физического и психического здоровья;

2) культуросообразность: обучение, воспитание и организация жизни в контексте культуры;

3) жизнетворчество: включение в решение реальных проблем коллективной и личной жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;

4) индивидуально-творческий подход: удовлетворение интересов и потребностей в разнообразных видах творческой деятельности;

5) сотрудничество, объединение целей, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая устремлённость в будущее и взаимная поддержка.

При этом в формировании образовательной среды начальной школы по требованиям ФГОС важна организация своего рода диалога различных технологий обучения и воспитания, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях всего арсенала педагогических идей прошлого, настоящего и будущего.

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

В каждой из существующих образовательных технологий четко прослеживается концептуальная основа, особенности содержания технологии и применяемых методик, дается необходимый материал для понимания сущности процесса. Описания технологий заимствованы из известных публикаций, наблюдений за работой передовых учителей. Остановимся кратко на характеристике технологий.

Информационно-коммуникационные технологии уже сами по себе выступают достаточно сильным фактором повышения мотивации образования. Однако можно выделить следующие пути и способы мотивации, которые рекомендуется учитывать при создании благоприятной образовательной среды на основе информационных и коммуникационных технологий:

- ориентация на достижение конкретных учебных целей и освоение конкретных действий (разработаны специальные компьютерные программы, выступающие в качестве экспертных систем, облегчающих процесс целеполагания);

- повышение актуальности и новизны содержания (электронные учебники позволяют постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал без больших затрат на типографские расходы);

- обеспечение принятия обучающимся определённой роли в учебном процессе: исследователя - при работе с экспертной системой, конструктора - при работе с конструкторской программой, виртуального субъекта - в игровых программах и т. д.;

- предоставление обучающемуся свободы действий при управлении осваиваемыми объектами в рамках заданных ограничений;

- применение наглядности, занимательности, эмоциональности, эффекта парадоксальности, удивления (в данном вопросе компьютер просто незаменим; возможности моделирования явлений, трёхмерной графики, видео, мультипликации и звуков позволяют обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, глубоко врезающееся в память и стимулирующее дальнейшее саморазвитие);

- использование сравнений и аналогий, ассоциаций, понятных и близких обучающемуся; большое значение для этого имеет индивидуализация образования при использовании информационных технологий, возможность построение динамической модели обучающегося;

- использование произведений искусства и литературы; динамическое включение в осваиваемый материал электронного учебника картин и фотографий, музыкальное оформление, звучащее в перерывах, организуемых для предотвращения утомления обучающегося позволяют «оживить» сухой материал, сделать его жизненным и интересным;

- применение активных, деятельностных методов и форм обучения: совместных сетевых проектов, компьютерных деловых игр, проблемного метода, обучения через открытия, подкрепляемых компьютерными банками информации, развитой поисковой системой, экспертными системами поддержки принятия решения и т. д.;

- структурирование учебного материала, разделение его на логически целостные, небольшие по размеру блоки; выделение главных идей и подчинённых мыслей; гипертекстовое представление материала в компьютере как нельзя более лучше способствует решению данной задачи;

- ограничение использования на занятиях ситуаций соревнования, соперничества; более предпочтительным является инициирование обучающегося к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений – рефлексии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяется несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

Медико-гигиенические технологии: все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. Но медики сейчас больше занимаются лечением, а не профилактикой. Поэтому именно в образовательных учреждениях является обязательным использование профилактических программ.

Физкультурно-оздоровительные технологии: направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3доровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три  подгруппы: организационно-педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; психолого-педагогические технологии,  связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; учебно-воспитательные технологии,  которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся. Первое - взаимосвязь проблем и путей их решения. Второе - многоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая характеру решаемых задач и распределению сфер ответственности. Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Кроме представленных в статье технологий формированию благоприятной образовательной среды в начальной школе по требованиям ФГОС могут способствовать личностно ориентированные технологии; технологии коллективных способов обучения и воспитания; технология использования в обучении игровых методов (технология игрового моделирования).

Различные виды и формы организации образовательного процесса -   неотъемлемые помощники педагога в формировании образовательной среды, разнообразие которых в соответствии с определенным видом деятельности.

Вид деятельности

Образовательные формы и методы

Игровая

Ролевая игра, деловая игра, социально-моделирующая игра

Познавательная

Викторины, познавательные игры, беседы, дидактический театр, общественный смотр знаний, исследовательские проекты, олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны

Проблемно-ценностное общение

Этические беседы, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия

Досугово-развлекательная деятельность

Культпоходы в театры, музеи, выставки, концерты, инсценировки на уровне класса, школы, школьные благотворительные концерты, выставки

Трудовая (производственная) деятельность

Занятия по конструированию, кружки  технического творчества, трудовые десанты, сюжетно-ролевые игры

Художественное творчество

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе и в школе, социальные проекты на основе художественной деятельности

Социальное творчество (социально-значимая волонтерская деятельность)

Социальная проблема (инициативное участие в социальной акции, организованной взрослыми, коллективно-творческое дело (КТД), социальный проект

Спортивно-оздоровительная деятельность

Занятия спортивный секций, беседы ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, спортивные турниры и оздоровительные акции

Туристко-краеведческая деятельность

Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок, туристический поход, краеведческий клуб, туристско-краеведческая экспедиция, поисково-краеведческая экспедиция, школьный краеведческий музей

Также образовательная среда формируется и во внеурочной деятельности. Стандарт предлагает реализацию образовательных целей и задач, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности. Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей. Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий, индивидуальные занятия с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий экскурсий, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и другое.

К основным направлениям внеурочной деятельности относятся: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно-полезная деятельность, проектная деятельность. Данные направления могут реализовываться в следующих видах деятельности: игровой, познавательной, проблемно-ценностном общении, досугово-развлекательной  деятельности, художественного творчества, социального творчества (социально преобразующей добровольческой деятельности), трудовой (производственной) деятельности, спортивно-оздоровительной деятельности, туристско-краеведческой деятельности.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

В заключение важно отметить, что образование, ориентированное на выявление, «выращивание» и реализацию глубинной внутренней сущности обучающегося, невозможно «дать», изложить, сформировать, преподнести. Его можно лишь обеспечить организацией такой среды, которая бы, основываясь на широком использовании образовательных технологий, форм, методов в максимальной степени способствовала саморазвитию обучающихся.

Такую среду создают, организовывают, формируют, прежде всего, субъекты образовательного процесса: педагоги, обучающиеся, родители. О значении взаимодействия этих субъектов очень хорошо, на наш взгляд, сказал Билл Гейтс: «Все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлеченных учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомлённых родителей, а также общества, в котором подчёркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей образовательной среды в начальной школе

Создание развивающей образовательной  среды в начальной школе...

Роль учебных проектов в создании развивающей образовательной среды

Проектный метод формирует такие параметры личности, как интеллект, креативность, коммуникативные умения.Применение в учебной деятельности метода проекта требует тщательной подготовки и отбора материал...

Обобщение опыта по теме "Создание информационно - образовательной среды в МБОУ «Гимназия №5»: традиции, современные подходы, практика в рамках работы над проблемой профилактики ДДТТ"

В данном пособии, в котором наряду с основными нормативными документами, планами, методическими рекомендациям по организации работы образовательного учреждения  в рамках направления профилактики ...

Создание развивающей образовательной среды на уроках русского языка в начальной школе.

К концу первого года обучения происходит существенное изменение в развитии умственной деятельности учащихся. В области восприятия осуществляется переход от непроизвольного к более осмысленному ц...

«Создание развивающей образовательной среды как актуальное и перспективное направление профессиональной деятельности учителя начальных классов»

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении...

Проект "Создание личностно-развивающей образовательной среды на основе игровой оболочки образовательного процесса"

Актуальность проектаОсновными приоритетами образовательной политики, закрепленными в документах федерального, регионального и муниципального уровней являются личностные образовательные результаты обуч...