Информационное письмо, РМО 2021
статья
Выступление на РМО «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях ФГОС »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo.ppt | 2.46 МБ |
doklad_preemstvennost.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях ФГОС »
« Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский
Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: формирование умения учиться .
Преемственность - непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Советский философский словарь
«ШКОЛА БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»
«ШКОЛА НЕ ДОЛЖНА ВНОСИТЬ РЕЗКОГО ПЕРЕЛОМА В ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ. ПУСТЬ, СТАВ УЧЕНИКОМ, РЕБЁНОК ПРОДОЛЖАЕТ ДЕЛАТЬ СЕГОДНЯ ТО, ЧТО ДЕЛАЛ ВЧЕРА. ПУСТЬ НОВОЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ В ЕГО ЖИЗНИ ПОСТЕПЕННО И НЕ ОШЕЛОМЛЯЕТ ЛАВИНОЙ ВПЕЧАТЛЕНИЙ» В.А.СУХОМЛИНСКИЙ
Формы осуществления преемственности:
экскурсии в школу; посещение школьного музея; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; выставки рисунков и поделок; совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе. Работа с детьми
совместные педагогические советы (ДОУ и школа); круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; педагогические и психологические наблюдения. Семинары-практикумы; Работа с педагогами
Работа с родителями
Диагностика готовности ребёнка к школьному обучению
Наглядно-образное мышление – вид мышления, осуществляемый при восприятия окружающей действительности. Основной единицей является «образ». Это мышление доминирующие у детей дошкольного и младшего школьного возраста (до 6-7лет)
Батик- искусство росписи ткани
Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Преемственность осуществляется при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
Предварительный просмотр:
Слайд 3 Школа и детский сад два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Слайд 4 Лев Семёнович Выготский говорил: ««Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Слайд 5 Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Слайд 6 ( чтение слайда)
Слайд 7. Так что же такое преемственность? Это понятие трактуется так (со слайда)
Слайд 8 Преемственность с позиции школы - это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения; это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.
Преемственность с детского – сада это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.
Слайд 9 ( со слайда) Так какая же подготовка к школе проводится между ДОУ и НОО?
Слад 10, Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Слайд 11 Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Слайд 12 Цель преемственности: создание успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
Слайд 13 Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:
- развитие любознательности;
- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
- формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
- развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Слайд 14. Для качественной преемственности В школе-интернат с.Некрасовка админастрацией было разработано положение о Школе будущего первоклассника, на основе него была создана программа в которой отображен план работы между дошкольным и начальным образованием. В течение года учитель начальных классов тесно взаимодействует с воспитателями. Цель программы ШБП – обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно – методической работы между доу и ноо.
На данный момент я являюсь классным руководителем 4 класса. В течение года в соответствии с планом работы «Школы будущего первоклассника» мною и воспитателями проводится работа с дошкольниками. Так как школа и детский сад у нас находится в одном здании, но в разных корпусах, нам очень комфортно осуществлять подготовку к школе. Т.е. два раза в неделю , в свободное время я встречаюсь с ребятами.
Слайд 15, 16 Школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и начальной школе, заложить базу для дальнейшего активного обучения.
Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность к обучению в школе – наличие способности обучаться.
Слайд 17. 18,
Какие же формы работы используется в программе ШБП?
В Работе с детьми проводится: Диагностика готовности будущих первоклассников к школьному обучению, ознакомительная экскурсия в школу «Рабочее место ученика» (воспитатель), экскурсия воспитанников дошкольной группы в школу (учитель) , организация тематической выставки: «Вот что я умею», праздник: «До свидания, детский сад!», проведение адаптационного курса занятий, организованных при школе.
Слайд 19
Работа с педагогами: взаимопосещение воспитателями д.с уроков начальной школы и учителем начальных классов занятий в детском саду, Диагностика готовности будущих первоклассников к школьному обучению, семинар «Будущий первоклассник – какой он?», проведение тестирования по определение школьной зрелости при поступлении в школу проведение совместного родительского собрания «Подготовка к школе в системе «детский сад-семья-школа, круглый стол «Вопросы преемственности ДОУ и школы», Умка
Слайд 20
- Работа с родителями: анкетирование, тестирование родителей;
- образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей
- проведение совместного родительского собрания «Подготовка к школе в системе «детский сад – семья – школа»
- Родительское собрание для родителей будущего первоклассника «Знакомимся со школой»
Слайд 21 На начало работы в ШБП была проведена диагностика дошкольников, в ней отражены наиболее значимые линии развития ребёнка, значимые с точки зрения готовности ребёнка к школьному обучению.
Мотивационная готовность является первичным показателем готовности ребёнка к обучению в школе и свидетельствует о желании учиться.
Эмоциональный фон развития ребёнка также является значимым показателем в развитии
Положительный эмоциональный фон свидетельствует о благополучном усвоении знаний и комфорта в обучении.
Социальное развитие показывает возможности ребёнка в общении. Социально развитый ребёнок чувствует своё место в обществе других людей, управляет своим поведением и способами общения.
Показатели развития речи и речевого общения характеризуют способность ребёнка использовать язык для взаимодействия с окружающими. Показатели дают первичные знания о развитии речи ребёнка .
Познавательное развитие ребёнка информирует о сформированности его знаний об окружающем, о способности работать по правилам, в едином темпе с другими, о сформированности математических знаний, об уровне сформированности произвольности, умении обобщать и классифицировать.
Важными показателями готовности ребёнка к школьному обучению является определение уровня сформированности моторных навыков.
Вазомоторная активность показывает соотнесение зрительного восприятия и двигательного навыка, пространственной координации.
По результатам диагностики можно сделать вывод, что дошкольники имеют средний уровень развития почти по всем параметрам. На начало 2021-2022 учебного года диагностика будет проведена повторно.
И сегодня я бы хотела показать вам одно из занятий, которое было мною уже проведено. Развивать мы сегодня будем наглядно-образное мышление.
Слайд 22Наглядно-образное мышление – вид мышления, осуществляемый при восприятия окружающей действительности. Основной единицей является «образ». Это мышление доминирующие у детей дошкольного и младшего школьного возраста (до 6-7лет) (Оно характеризуется тем что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку например использовать схематические изображения или считать в уме)
Слайд 23. Наглядно-образное мышление мы будем развивать с помощью такого приема как батик.
Батик- это обобщённое название разнообразных способов ручной росписи по ткани. В основе всех этих приёмов лежит принцип покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор.
Узелковый батик «бандан» - роспись ткани с использованием узелков- это Самый древний вид росписи из вышеперечисленных – И на сегодняшнем мастер классе я хочу показать вам, как с детьми можно изготовить подарок любимым мамам в этой древней технике.
(Собрать людей)
Перед вами пуговицы, можно использовать камушки или бусины. Определитесь сколько цветов у вас будет.
Слайд 24
Эта техника чрезвычайно результативна в руках детей - она им очень нравится тем, что можно от души поупражняться в цветовой окраске, в композиции узоров, показать свои способности художника по росписи ткани. Проявить фантазию.)
1. Берём ткань (хлопок, или ситец).
2. Карандашом помечаем, где у нас будут цветы.
3. Где пометили карандашом, вставляем камушек или пуговицу и заматываем резинкой, не туго, чтобы краска могла перетекать.
5. Узелок готов.
6. Так же делаем второй и третий.
7. Смачиваем ткань водой, для того, чтобы краски лучше растекались по ткани.
8. Берём краски и закрашиваем только верхнюю часть (Цвет на ваш выбор).
8. Другими цветами окрашиваем серединку и нижнюю часть.
9. Окрашиваем второй и третий узелок.
10. Снимаем резинки и разворачиваем ткань. Вот, что получается. У всех рисунок будет разный.
11. Дорисовываем кистью стебель, листья.
13. Работа готова.
Рефлексия Слайд 25
Завершая свой мастер-класс, я предлагаю Вам, уважаемые коллеги, выразить своё отношение к содержанию матер – класса, понравился ли он Вам? А чтобы проголосовать, положите в коробочку камушки – красные, если понравился, и черные – если не понравился.
Слайд 26, 27 читать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии на логопедическом занятии с группой учащихся с нарушением чтения и письма "Слова, которые называют предметы"
логопедическое занятие с презентацией...
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ НОШЕНИИ СВЕТОВОЗВРАЩАЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ
Внимание, родители, прошу вас ознакомиться с важной информацией о световозвращающих элементах.С 1 июля 2015 года обязательно ношение световозвращающих элементов (фликеров) в темное время суток в...
Информационное письмо«Об организации и проведении муниципального интеллектуального конкурса по Математике»
Информационное письмо«Об организации и проведении муниципального интеллектуального конкурса по Математике»...
ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 25.09.2000 N 2021/11-13 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 25.09.2000 N 2021/11-13 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...
Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021»
Информационная карта участника муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021» (номинация «Лучший учитель)....
Информационная карта участника "Учитель года - 2021"
laquo;Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя»....
2021 - Примеры дисграфичного письма
В данном фрагменте представлены письменные работы младших школьников с разными видамим дисграфии....