«Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников»
статья (4 класс)
Предварительный просмотр:
«Использование системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников»
Системно - деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они активно усваивают новые задания, и включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Основная идея системно – деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Применяю следующие образовательные технологии:
· технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода;
· технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения;
· технологии, основанные на создании учебных ситуаций;
· технологии, основанные на реализации проектной деятельности;
· технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс;
· информационно-коммуникативные технологии.
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаём мы себе, приходя сегодня в класс.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.
Отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:
· технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода
· технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
· технологии, основанные на создании учебных ситуаций
· технологии, основанные на реализации проектной деятельности
· технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс.
· информационно-коммуникативные технологии.
Игровые технологии. Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира расширяет представление о природе и красоте родного края.
Технология критического мышления.
Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Можно использовать на уроках и во внеурочной деятельности такие приемы развития критического мышления:
• приём «Чтение с остановками»;
• приём «Взаимовопрос»;
• приём «Корзина идей»;
• приём «Составление синквейнов»;
• интеллектуальная разминка;
• приём «Знаю, хочу узнать, узнал»;
• таблица;
• написание творческих работ;
• кластер;
• «Верно – неверно».
Эти приемы можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира. Применение их на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.
Здоровьесберегающая технология.
Здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии применяются на всех этапах урока, поскольку предусматривают чёткое чередование видов деятельности. Для того чтобы дети не уставали на уроке, нужно проводить физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.
Технологии дифференцированного обучения.
Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Поэтому уроки нужно строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, использовать трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. Тогда появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней. Они ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках.
Технология “Портфолио”.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое место в новой системе оценивания уделено «Портфолио». Исходя из особенностей классного коллектива, процесс создания «Портфолио» используется для стимулирования активности, развития творческого потенциала детей.
Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях.
Введение технологии «Портфолио» даёт положительные результаты.
Создание «Портфолио» - долгосрочная программа. Под руководством учителя она проходит 4 года.
В первом классе, когда дети только начинают работать над составлением «Портфолио», без помощи родителей обойтись просто невозможно. Весь год учитель с детьми и родителями трудится над сбором материалов для его создания. Дети выбирают самые удачные творческие работы. С удовольствием принимают участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах различного уровня, а затем в разделе «Мои достижения» размещают грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма, итоговые листы успеваемости.
В конце учебного года можно провести классный час на тему «Перелистывая страницы учебного года» (анализ учебных достижений). По желанию ребята представляют своё «Портфолио».
Информационно – коммуникационные технологии.
В настоящее время инновационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.
Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы.
Моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но это требование времени. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если ребенок не может проявить свои способности на уроке, он равнодушен к происходящему на уроке, ему скучно. Процесс обучения необходимо строить таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направлял на нужный путь.
В работе можно использовать разнообразные технологии, например: технологию критического мышления, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, игровую технологию, технологию проблемного и дифференцированного обучения, технологию
научности, выводы учеников обязательно нужно подтверждать и сравнивать с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных и энциклопедических статей. Технология проблемного обучения универсальна, так как применима к любому предметному форм урока. Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации, пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: разноуровневые задания, тесты, презентации и проекты.
Основными направлениями работы при использовании ИКТ являются:
· мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ: «Уроки русского языка», «Уроки математики», «Уроки литературного чтения» для 1-4 классов;
· дистанционные олимпиады и конкурсы;
· телекоммуникационные проекты;
· уроки на основе авторских компьютерных презентаций;
· виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.
Использование современных образовательных технологий позволяет мне добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.
Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.
Для реализация технологии деятельностного метода в преподавании, мною используются следующие дидактические принципы:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик уроке получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, это способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Для этого составляю ряд вопросов:
- какие методы и средства обучения выбрать;
- какой учебный материал подобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
- как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
- как создать взаимодействие этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций. Я в своей педагогической деятельности стараюсь использовать следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный метод;
- репродуктивный метод;
- метод проблемного изложения;
- частично - поисковый, или эвристический, метод;
- исследовательский метод.
При использовании каждого из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых возрастает. На уроках использую разнообразные дидактические игры, такие как «Аукцион знаний», «Мозговая штурм».
2) Принцип непрерывности – имеет огромное значение, это преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Используя принцип целостности –формирую у учащихся представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
4) Принцип минимакса – у обучающихся появляется возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечивается его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний)
5) Принцип психологической комфортности – на уроках свожу к минимуму стрессообразующие факторы в учебном процессе, в связи с этим на уроках доброжелательная атмосфера, которая ориентирована на сотрудничество, развитие диалоговых форм общения, применяю рефлексию, используя позитивные установки, ребята настраиваются на успешное выполнение задания и с легкостью преодолевая трудности.
6) Принцип вариативности – предоставляю детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки и пр. Выступая в роли партнера, стараюсь не оценивает ответы, а комментирует их разные варианты, поощряю высказывание различных точек зрения, подмечая: «Какая у Саши интересная мысль!», «Послушайте, что сказала Диана», «Как хорошо придумал Олег!», «Спасибо, Марина, за интересную идею!». Если ребенок ошибся, могу сказать: «Игорь, ты сейчас приняла такое решение, давай послушаем, как думают другие ребята»; или «Кто думает иначе?»; или «Объясни, почему ты так думаешь?».
7) Принцип творчества – ориентирую творческое начало в образовательном процессе, учащиеся приобретают собственный опыт творческой деятельности, на у роках и дома используются задания сочини загадку, сказку, стихотворение, продолжи, придумай красивое предложение, продолжи рассказ, сказку, придумай другой конец истории, переделай сказку, сочини свою историю, и т.д.
Системно – деятельностный подход предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
Ориентацию на результаты образования и воспитания
Приоритет - личностное развитие учащихся
Учет индивидуальных особенностей
Обеспечение преемственности ступеней образования
Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий
В проектирование уроков системно-деятельностного подхода, требуется предварительной подготовки:
- анализирую содержание предмета с целью выявления обобщенных способов действий и предметных компетенций, осваиваемых учащимися в процессе изучения предмета;
- определяю перечень универсальных учебных действий, формируемых в рамках предмета, на основе сопоставительного анализа предметных, метапредметных и личностных результатов;
- выбираю способов достижения результатов на основе изучения психолого-педагогической литературы по проблемам развивающего обучения, методических рекомендаций по реализации авторской программы, которую использую в своей работе;
- выбираю способ диагностики (своей деятельности и деятельности учеников);
- проектирую, провожу, самоанализ уроков.
Из вышеперечисленного - вывод, что новые подходы к проектированию урока требуют постоянного самоанализа и корректировки своей деятельности.
Построение урока в логике системно - деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока.
Поэтому большое значение уделяется разработке урока.
В начале урока подготавливаю обучающихся к деятельности на личностно-значимом уровне. Мотивирую обучающихся к учебной деятельности:
- актуализирую требования со стороны учебной деятельности (“надо”);
- создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
- устанавливаю тематические рамки (“могу”).
Для создания положительной мотивации в начале урока желаем друг другу удачи,
предлагаю детям подумать, что необходимо для успешной работы, дети называют знакомые пословицы и выражения; («С малой удачи начинается большой успех», «Береги и охраняй природу», «Только тот, кто любит труд – знанья новые найдут», «Чтение – вот лучшее учение», «Учение – путь к умению», «Где терпенье – там уменье» и др.)
Перед изучением нового материала организую повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося через возникновение проблемной ситуации, для этого использую методы постановки учебной проблемы:
- побуждающий, подводящий диалоги;
- мотивирующий приём «яркое пятно» - сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)
На следующем этапе урока обсуждаем затруднения («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?», «Предположите, о чем пойдет разговор. Определите тему урока», «Что хотелось бы узнать?», «Что необходимо, чтобы найти ответы на эти вопросы?» (наблюдать, сравнивать, слушать, читать, доказывать, открывать).
На данном этапе выявляем места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
- восстановить выполненные операции и зафиксировать место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи.
На этапе открытия новых знаний учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руковожу я: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
На этом этапе урока используем разнообразные приемы, такие как: приём «Ассоциация», приём «Исследование», приём «Ловушка», методический прием «Корзина понятий», метод «Чтение с пометками».
При первичном закреплении - проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала), для этого использую фронтальную работу, работу в парах, комментирование, обозначение знаковыми символами.
На следующем этапе использую самостоятельную работу с самопроверкой по образцу (эталону), каждый обучающийся для себя делает вывод о том, что он уже умеет, письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 задания), самоконтроль, самопроверка.
При включение нового знания в систему знаний и повторение - сначала предлагаю задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие, затем предлагаю задания, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.
В этот момент мне помогают познавательной игры на уроке: «Поднимите руку!», «Самый зоркий», Морфологические шарады, «Засели слово в домик», «Вратарь», «Самый внимательный», «Занимательные ступеньки», «Выбери вопрос», «Кто первый», «Редакторы», «Четвёртое лишнее», «Третий – лишний», «Добавь словечко», «Будь внимателен»,мини сочинение.
На заключительном этапе урока использую рефлексию учебной деятельности, подводим итог, на данном этапе происходит осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Использую вопросы:
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем ещё надо поработать? и другие.
Большие возможности для организации эффективной учебной. деятельности даёт также и групповая форма работы. Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке групповая работа. Варьирующие условия создаю за счет: непривычных формулировок заданий, традиционной формулировки, но с материалом повышенной трудности, выполнение заданий, требующих сделать какое-то обобщение, самостоятельный вывод и т.д. Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, предлагаю ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаю учащимся в случае разногласий задать вопрос мне. В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.
Это небольшое упражнение очень действенно. А провожу его, как и сразу после объяснения мной и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем. В это время осуществляю контроль, т.е. слушаю ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оцениваю их, помогаю ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оцениваю не только отвечающего, но и качественную работу ученика. Положительным моментом такой работы является, несомненно, то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки
других, тем самым обогащают, закрепляют свои знания. Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остаётся за мной. Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и оставались наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Поэтому я считаю, что качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать системно - деятельностный подход в обучении младших школьников.
Особое внимание уделяю применению разноуровневых заданий. Это помогает поддерживать интерес к изучению предметов, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, при этом возникает положительная мотивация в процессе учения. Внутриклассная дифференциация начинается с первых дней пребывания в школе.
Мои уроки разнообразны, часто использую нестандартные методы и приёмы работы, провожу тестирование, использую мульдимедийные технологии, уроки – презентации, с использованием подготовленных мною слайдов, пользуюсь Интернет – ресурсами. Такие уроки стали традиционными в моей работе, уроки, которые помогают решать в комплексе образовательные и воспитательные задачи, повышающие мотивацию к обучению, формируют навыки, которые будут востребованы в дальнейшем. Воспитание ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Я слышу, и я забываю, Я вижу, и я помню Я делаю, и я понимаю. Конфуций
Использованные источники.
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2010.
2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников по системе Л.В. Занкова
Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшей инновацией. Чтобы быть успешным, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. В подобных обстоятельствах ...
Здоровьесберегающие подходы к обучению и воспитанию младших школьников.
Из опыта работы по здоровьесбережению младших школьников....
Деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников
Обобщение опыта работы по теме самообразования....
Особенности гендерного подхода в обучении и воспитании младших школьников.
В последнее время в педагогических кругах все чаще звучит вопрос о гендерном воспитании и обучении учащихся. В своей статье я постаралась раскрыть особенности гендерного подхода на примере моих учащих...
Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников
Статья о системно-деятельностном подходе в обучении и воспитании младших школьников....