Школа-центр социализации и профориентации детей с ОВЗ
материал

Гвоздкова Елена Евгеньевна

доклад на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsov_dekabr2019.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа

Павловский Посад Московской области

                                         

                                                                                                                         

                                                   

Доклад на педсовете  «Школа- центр социализации и профориентации детей с ОВЗ»

                                                              Составила: Гвоздкова Елена Евгеньевна,

                                                                                    учитель начальных классов

                                                                  первой квалификационной категории  

                                                         

2019 -2020 учебный год

   Профессиональная деятельность является главной для большинства людей современном мире. Это необходимо, как для каждого человека , так и в целом для общества на разных его уровнях, включая мировое сообщество, человечество. Выбор профессии очень сложно и иногда долгий процесс. Очень не просто он дается людям с ОВЗ. Выбор профессии сложен и является напряженным этапом не только для молодых людей, но и для их родных и близких, родителей. Проблемами профориентации молодых инвалидов занимались такие ученые, как Ф.С. Исмагилова, А.Г. Литвак, А.М. Щербакова, В.П. Ермаков, А.А. Дыскин и др. В данном докладе нужно рассмотреть некоторые особенности профессионального самоопределения молодого человека с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

  Для обеспечения независимой и продуктивной жизни в социуме человека необходимо включить в целенаправленный процесс социализации, одним из важнейших институтов которой является система профессионального образования. Профессиональная ориентация подростка решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения. В контексте рассмотрения проблемы самоопределения особое значение представляют вопросы, связанные с изучением проблемы профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья

В процессе решения проблемы сознательного выбора профессии лицами с ОВЗ, следует иметь в виду необходимость разработки комплексного подхода к профориентационной работе, одним из важнейших аспектов которого является подбор и модификация методического инструментария с учетом индивидуальных особенностей здоровья.

Важнейшим направлением социализации лиц с ОВЗ является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, их значении для общества, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью

Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и адекватного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей. Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации играет фактор максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей

Не менее важна для решения вопроса о профессиональном будущем каждого подростка диагностика способностей, личностных особенностей, интересов и склонностей, которые зависят как от условий воспитания и обучения, так и от природных задатков. Подбор методического инструментария с учетом специфики лиц с ОВЗ позволяет дать более точную оценку актуального состояния учащегося, благодаря чему с ним строится дальнейшая индивидуальная и/или групповая работа

Современный подход к профориентации подразумевает согласованную работу многих социальных институтов: школа, различные психологические центры (медико-социально-психологические, центры занятости, центры профориентации молодежи и др.), клубы и дома технического творчества, профессиональные учебные заведения, общественные организации, правоохранительные органы (работающие с молодежью), средства массовой информации и т.п. Учитывая большую включенность различных организаций, необходима грамотная координация этой работы. В настоящее время в качестве такого координатора чаще всего выступает школа, а в ней - психологи и социальные педагоги, в редких случаях открываются специализированные профориентационные центры городского или окружного подчинения.

Обозначим методы, которые применяются в процессе профориентационной работы

Объективные тесты с выбором ответа. К ним относятся интеллектуальные тесты, тесты специальных способностей, а также тесты достижений, определяющие уровень знаний, умений и навыков.

Тесты-опросники, диагностирующие черты личности и направленность: интересы, установки, отношения, ценностные ориентации.

Методики субъективного шкалирования и самооценки, предусматривающие оценку каких-то объектов внешнего мира, людей, событий своей жизни либо себя самого.

Интерактивные методики. В эту группу входят психологическая беседа (интервью), являющаяся методом прямого взаимодействия и поэтому сочетающая сбор информации с психолого-педагогическим взаимодействием; ролевая игра, которая, так же как и беседа, относится к коррекционно-диагностическим методам.

Проективные методики, построенные главным образом на интерпретации ответов оптанта на внешне нейтральные вопросы, его реакций на ситуации, допускающие множественность возможных суждений при восприятии. По этим ответам и реакциям профконсультант судит о глубинных мотивах поведения, жизненно и профессионально значимых событиях, личностных смыслах и т. д.

Рассмотренные группы методов психодиагностики позволяют осуществить сбор информации, необходимой для оказания профориентационной помощи. Применение конкретных методов, направленных на решение профориентационной проблемы, определяет психодиагностическое поле деятельности профориентолога, позволяют подобрать и модифицировать конкретные методики, адекватные уровню развития и особенностям здоровья подростков.

Подводя итоги можно сделать следующие выводы:

 Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей.

Методический инструментарий для определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям подростка с ОВЗ.

Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы подростков с ОВЗ в соответствии с их возможностями.

В рамках корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.

Данные Всемирной организации здравоохранения  свидетельствуют, что каждый десятый ребёнок в мире имеет инвалидность, которая  приводит к значительному ограничению жизнедеятельности, социальной дезадаптации, затруднениям в самообслуживании, общении, обучении и овладении профессиональными навыками.

Социализация – это процесс становления личности, её обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Процесс социализации актуален во всех сферах жизнедеятельности человека. Для школьников с ограниченными возможностями здоровья социализация особенно важна. Школа -  это один из важнейших  социальных  институтов, в котором ребёнок получает определённые знания, умения, навыки, проживает  этап  формирование  личности под  воздействием различных факторов.

Если для здорового ребёнка процесс социализация является почти естественным, то для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья  вхождение  в общество – это сложная работа, занимающая достаточно длительный промежуток времени, результат которого зависит от условий, созданных  родителями, педагогами, специалистами.  

В процессе социализации развитие личности происходит посредством решения задач, которые закономерно возникают на каждом возрастном этапе. На этапе вхождения в школьную жизнь самым актуальным вопросом является успешная адаптация ребёнка к изменившимся условиям, формирование позиции «Я  школьник» и овладение навыками учебной деятельности. К началу обучения в школе у большинства 7-летних детей происходит смена ведущей деятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья «задерживаются» в дошкольном периоде и сохраняют как ведущую игровую деятельность.  Поэтому коррекционно-развивающая работа должна организовываться на уровне интересов и актуальных возможностей конкретного ребёнка.

Правильно организованная игровая деятельность помогает разрешить противоречия между желанием ребёнка  быть самостоятельным,  более активным  в жизни и своими ограниченными возможностями. Играя,  ребёнок  учится социально взаимодействовать сначала  с педагогом-психологом, а позже с остальными детьми, одноклассниками. Коллективная игровая деятельность, которую следует вводить только после овладения игрой в парах, стимулирует у ребёнка с ОВЗ развитие, как духовных, так и физических способностей, волевых качеств, определённых черт характера, формирует установки относительно себя и окружающих. Исполнение определённых ролей «заставляет» ребёнка  действовать не по желанию, а  по предписанию роли. Подчиняя свою деятельность нормам и правилам, принятым в социуме, ребёнок осознаёт их важность для установления и сохранения положительных отношений с окружающими детьми. Выполнение правил, сознательное к ним отношение   свидетельствует, о том,  как глубоко ребёнок освоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Чрезвычайно важно закрепить в понимании ребёнка, что нарушение правил игры обязательно приведёт  к  её распаду. В  работе  с «особыми» детьми наблюдается  их слабое желание взаимодействовать с другими детьми, неумение общаться, договариваться, общая слабая или чрезмерно высокая активность. Игнорирование взрослыми перечисленных недостатков постепенно приводят к возникновению конфликтов.  Учитывая этот факт приоритетным направлением в работе педагога-психолога должно стать создание благоприятного психологического климата. Параллельно этому необходимо работать со страхами учащихся, повышенной тревожностью, проводить продуманное объединение  в партнёрские игровые отношения. Постепенно игровая деятельность оказывает необходимое воздействие на развивающуюся  личность ребёнка и его социализацию.

На формирующуюся личность «особого» ребёнка  значительное  влияние  оказывают  как целенаправленные коррекционно-развивающие и воспитательные  воздействия, так и различные  спонтанные, стихийные процессы, происходящие в школе.

Поэтому основными  задачами  работы педагогов с учащимся с ОВЗ  должны стать:

-  помощь  детям с ОВЗ  в развитии наблюдательности и критичности мышления;

-  максимальное развитие умения  использовать полученные знания  на практике;

- привитие навыка самостоятельности в поиске и использовании необходимых знаний.

Любой ребёнок, а особенно ребёнок с ОВЗ, вырабатывает  навык адекватного восприятия  жизни в результате разрешения определённых задач, основываясь на личном опыте. В учебной же деятельности средствами социальной адаптации могут стать дидактические игры, решения различных проблемных ситуаций, специально организованное общение, игровые ситуации и др. Систематическое использование  заданий  практической направленности  позволит значительно повысить успешность обучения детей с ОВЗ. Использование же опытно-экспериментальной формы работы (в посильном объёме) будет способствовать повышению активности учащегося, поиску необходимой информации, созданию определённого конечного продукта.  Вместе с педагогом ребёнок постепенно научится формулировать проблему, задавать правильные  вопросы, предполагать дальнейший ход событий, делать выводы и исправлять допущенные ошибки. Исследовательская деятельность, организованная в соответствиями с актуальными возможностями и особенностями ребёнка с ОВЗ,  будет постоянно активизировать и поддерживать познавательный интерес, способствовать развитию коммуникативных навыков, повышать мотивацию и самооценку учащегося. Наличие перечисленных качеств будет выступать свидетельством успешной социализации ребёнка. В перспективе подобная самостоятельность в учебной деятельности позволит каждому ученику двигаться по собственной траектории развития. Включение ребёнка с ОВЗ в работу над проектом позволит ему отработать навыки взаимодействия с остальными участниками команды, осознать значение социальных ролей в процессе работы над проблемой. Ориентированность в смысле собственных поступков и поступков окружающих чрезвычайно важна для формирования социальных и личностных компетенций. В подростковом возрасте формируется  личностное «Я» (центральная  форма  эгоидентичности).  Это время профориентационного становления,  которое  выступает одним из факторов стимулирования социализации.

Одним из немаловажных факторов  успешной социализации учащихся с ОВЗ является подготовка  к самостоятельной жизни, поддержка  и оказание  помощи на этапе  вступления во «взрослую жизнь».

Залогом успешной социализации детей является проведение масштабной и систематической работы специалистами социально-психологической службы школы по следующим направлениям:

- работа с администрацией школы;

- работа с педагогами, работающими с «особым» ребёнком;

- работа с  ребёнком с ОВЗ;

- работа  с одноклассниками учащегося с ОВЗ;

- работа с родителями ребёнка с ОВЗ;

- работа с  родителями одноклассников.

Реальную возможность учитывать природные особенности и возможности  детей указанной категории, предоставляет инклюзивное образование. Этот вид  образования  предоставляет право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Подготовка педагогов к работе с «особыми» детьми осуществляется на семинарах, конференциях, методических объединениях, курсах повышения квалификации, мастер-классах более опытных коллег и т.п.

Формирование правильного, культурного  отношения к детям с особенностями в физическом и/или психологическом развитии проводится через систему мероприятий, позволяющих обычным учащимся осознать проблемы одноклассников с ОВЗ и побудить желание принять и понять ближнего.

Первые навыки социального поведения учащиеся получают ещё в дошкольном детстве, в семье. Родители детей с ОВЗ  - достаточно сложная категория. От их установок, целей воспитания и отношения к ребёнку  зависит успех  формирования  личностных  качеств их детей. Грамотная и систематическая работа специалистов социально-психологической службы школы поможет  наладить эффективное взаимодействие родителей и педагогов школы, сделать его более продуктивным, определить пути совместной  деятельности, направленной на максимальную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители, в свою очередь, ощутив поддержку специалистов школы, станут более активными в социальном плане, объективнее оценят проблемы и возможности своих детей.

Выводы.

Таким образом, роль школы в  социализации учащихся  является чрезвычайно важной.  Результативность процесса социализации ребёнка с ОВЗ  зависит от эффективного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса, целенаправленной поддержки и максимального раскрытия  потенциала учащихся в различных формах  жизнедеятельности. Успешная социализация ребёнка с ОВЗ   возможна только при комплексном подходе,  учёте всех  особенностей  и факторов, влияющих на социальное развитие ребёнка.

Используемая литература: 

1. Дыскин А.А., Кривенков С.Г., Старобина Е.М., Стеценко С.А. Компьютерная диагностика и профтестирование в процессе реабилитации инвалидов. – М.: ЦБНТИ, 1997.

2. Зеер М.Ф. Профориентология: Теория и практика: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2004.

3. Климов Е. А. Как выбрать профессию. – М; 1990. – с.158

4. Ковалёв А. Г. Психология личности. – СПб. 1963.

5. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. – 2010. - № 1. – С. 6-22.).

6. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – С. 16-23.

1. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2001. - №3. - С. 10-17

2. Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. – М., 2000. – 198 с.

3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1961. - №2. - С. 62-76.

4. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000. – 254 с.

7. Интернет источник. www.metodkabi.net.ru

Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во взрослую жизнь, для чего,  прежде всего, необходимо создавать педагогические условия в образовательном учреждении  и в семье.

Для учащихся  нашей школы очень важным является овладение не только учебными знаниями, умениями и навыками, но и навыками самообслуживания, культуры общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к жизни в обществе.

Многие знания, навыки и умения у моих воспитанников закрепляются и совершенствуются в результате режимных моментов: утреннего и вечернего туалета, посещения столовой, прогулки. Однако это не происходит само собой. Я внимательно наблюдаю за действиями, поступками, общением детей, слежу за соблюдением ими изученных правил, формируемыми знаниями. Если не обращать внимания на несоответствующее поведение детей, их общение, выполнение трудовых процессов, то дети могут прийти к выводу о необязательности применения того, чему они учатся на занятиях. Для младших школьников ведущий вид деятельности – это игра, поэтому регулярно провожу  с детьми не только дидактические, коррекционно-развивающие игры, но и сюжетно-ролевые:

- «Мы в магазине»;

- «В парикмахерской»;

- «На кухне»;

- «В больнице»;

- «Дочки-матери» и другие.

В процессе игр  происходит закрепление определённых представлений, знаний и умений, освоение определённых социальных ролей (например, сына, покупателя, повара), накопление некоторого опыта социальных взаимоотношений, формируются знания о профессиях, коммуникативные навыки, умения сотрудничать в паре и группе. При этом важно приучать детей к комментированию, вербализации производимых действий, их пояснению.

Анализ сложившейся ситуации, действия, отношений в детском коллективе способствуют осознанному восприятию культурно-нормативного поведения, воспитанию доброжелательности, внимательности к людям, и в целом способствует эмоционально-положительному восприятию ребёнком окружающего мира. Успешность социальной адаптации учащихся определяется не только количеством сформированных у них знаний, умений и навыков, но и способностью адекватно применять их в разнообразных ситуациях.

Для успешной социализации наших детей мы сотрудничаем с родителями воспитанников. Родители участвуют в праздничных мероприятиях, концертных программах, конкурсах, выставках. Всё это позволяет им адекватно оценивать способности и возможности своего ребёнка, испытывать чувство гордости за него.

Учащиеся нашей школы ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества. Впереди 7,5 лет работы с классом, но наша задача - создавать такие условия воспитания, которые с максимальной пользой помогут самореализации будущих выпускников в социум, их активному участию в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для выступления на педсовете по теме «Школа-интернат как центр социализации и профориентации детей с ОВЗ»

Доклад для выступления на педсовете по теме «Школа-интернат как  центр социализации и профориентации детей с ОВЗ»...

Гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обществе.

Воспитание любви в Родине и формирование достойного гражданина - основная состовляющая учебно-воспитательной работы....

Профориентация детей в начальной школе. Профессия «художник- бутафор»

Представлены конспекты занятий по профориенации младших школьников в соответствии с их возрастными особенностями.В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей,  определя...

Занятие по профориентации детей в начальной школе. Профессия «художник-бутафор». Практическое занятие по изготовлению реквизита к игре «Мафия»

 При организации профориентационной работы в начальной школе важно учитывать, что у детей в этот период формируется трудолюбие, возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего ...

Занятие по профориентации детей в начальной школе Профессия «Шляпник»

В младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для да...

Организация работы по ранней профориентации детей в начальной школе

Целью профориентационной работы в начальной школе является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.К задачам п...