Адаптация детей с ОВЗ
материал
Предварительный просмотр:
Выступление на ШМО ( 2019-2020 уч.г.)
Гвоздкова Е.Е. учитель начальных классов
Адаптация первоклассников
с ограниченными возможностями здоровья
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии.
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всём многообразии
различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелёгкий для них период нуждаются в помощи и поддержке учителя и родителей.
Что же является наиболее сложным для первоклассников?
Прежде всего, им очень непросто ориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Со временем школа станет привычным местом, но должно пройти некоторое время, чтобы это произошло.
Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила (например, о том, что нельзя кричать с места, а надо поднимать руку), стали привычными.
Что касается правил поведения в школе, то их предъявление может вызывать у детей некоторое сопротивление. Это связано с тем, что далеко не всегда понятно, зачем они нужны, а потому первоклассникам сложно принять эти правила и контролировать с их помощью своё поведение. Часто учителю достаётся роль внешнего контролёра, регулярно напоминающего о правилах и вынужденного применять санкции к нарушителям. В этом случае большая часть первоклассников подчиняется правилам под давлением и с удовольствием нарушает их, как только контроль ослабевает.
Кроме того, первоклассникам предстоит построить свои отношения друг с другом.
Для успешной адаптации ребёнка в школе осуществляется следующее:
- проведение занятий с обучающимися по программе сопровождения адаптации (знакомство друг с другом, с правилами школьной жизни), что способствует интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников (используются техники и приёмы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры);
- развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной сферы ребёнка;
- субъективное отношение к ребёнку;
- индивидуальный подход к обучающимся;
- проведение занятий в игровой форме, вызывающей живой интерес;
- доброжелательность и дружелюбие;
- ребёнок должен иметь право на ошибку;
- положительная эмоциональная оценка любого достижения обучающегося (успех должен трактоваться как радость);
- формирование у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.
Необходимо использовать развивающие игры (на расширение кругозора и словарного запаса, на развитие логики, внимания, памяти, мелкой моторики). Дети очень любят инсценировки прочитанного, сюжетно-ролевые игры и игры на развитие фантазии.
Период адаптации к школе существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит от индивидуальных способностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью.
В моём 1 «Б» классе из 9 обучающихся с ОВЗ на конец III четверти 78% детей
успешно вошли в школьную жизнь. 22% - это ребята с неустойчивыми формами поведения, отрицательными эмоциями, они требуют повышенного внимания. С ними постоянно работают психологи, дефектологи, логопед. Также систематически поддерживается связь с родителями. И эта работа даёт свои плоды. Дети вливаются в коллектив и успешно овладевают учебной деятельностью.
Список используемых источников
1. Абрамова И.Г., Евсеев С.П. Коррекционные и подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии. –М.;Советский спорт, 2002. С.5-28.
2.Артюхова И. В первом классе без проблем. Библиотека «Первое сентября»/cерия «Школьный психолог», 2008.№22.С. 3-5.
3.Артюхова И. Профилактика дезадаптации первоклассников. Библиотека «Первое сентября»/ cерия«Школьный психолог», 2008. №23. С 3-5.
4.Соловьёва Т.А. Первоклассник: адаптация в новой среде. –М.: ВАКО, 2009.С.-368.
5. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. –М.:Просвещение, 2009.С.84-108.
6.Савинова С.В. Нестандартные уроки в начальной школе. г. Волгоград, издательство «Учитель», 2009 с. 49-56.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические проблемы адаптации детей к школе
Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы...
Гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в обществе.
Воспитание любви в Родине и формирование достойного гражданина - основная состовляющая учебно-воспитательной работы....
Адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Данная статья раскрывает работу социального педагога СПб ГБ ПОУ "Колледж "Звездный" по адаптации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников сиротских учрежде...
Родительское собрание «Итоги адаптации детей к детскому саду. Возрастные особенности детей 2-3 лет»
повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка....
" Социализация детей с ОВЗ в МАОУ "СОШ №60 социальной адаптации детей- инвалидов" через внеурочную деятельность
В современном мире проблема социального развития детей становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, ст...
Проект по социальной адаптации детей 1 класса детей с ОВЗ
Проект направлен на социальную адаптацию детей 1 класса с ОВЗ по программе 9.1....