Обобщение педагогического опыта
материал
Представленный опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных положений технологии деятельностного метода обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta._pedsovet.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта
по теме:
«Создание современного урока по ФГОС»
Автор Заиченко Т.П.
МБОУ ОСОШ №2
Целью обобщения опыта является формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности, обучение разным видам деятельности, создание условий для умственного развития детей, в ходе которого сохраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика, а также существенно повышается качество обученности.
Представленный опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных положений технологии деятельностного метода обучения. Данный опыт можно обозначить как творческий, постоянно развивающийся, потому, что применяя его в учебном процессе можно решить задачи, поставленные перед учителем в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов. Новизна опыта заключается в том, чтобы помочь учителю в полном объёме использовать в своей работе системно-деятельностный подход, даже в традиционной системе обучения, так как дети от природы любознательны, полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое, умное руководство.
Живем в эпоху нанотехнологий,
И каждый год дает нам новый старт,
То освоение журналов электронных,
А ныне новый наш образовательный стандарт.
Мы, конечно же, стараемся быть курсе всех инноваций, ведь любая инновация направлена, на получение более качественного результата. По сути дела произошла революция в понимании стандарта. Если раньше стандарт был ориентирован на то, чтобы давать и проверять знания, то сегодня мы имеем дело не только со стандартом знаний, а со стандартом, который задает образ жизни школы. Стандарт – как договор в форме тех или иных норм между школой, семьей, обществом и государством.
Вот и у меня получается в классе « стандарт – договор, между мной, учениками и родителями»
И тут передо мной вопрос, что нужно изменить в своей деятельности.
Происходит
«Смена образовательной парадигмы (цели).
Вместо передачи суммы знаний-
развитие личности учащихся на основе освоения способов деятельности»
Таким образом, я стараюсь внедрить в мою практическую деятельность систремно-деятельностный подход к организации образовательного процесса. Но что очень важно отметить, что, новый способ организации обучения не разрушает традиционную систему обучения, а преобразовывает её.
На уроках, я стараюсь создавать и организовывать условия, инициирующие действие обучаемого.
Как создать условия. А тут, новые образовательные технологии, методы, формы, средства, приемы с которыми я знакомилась сама, с которыми меня знакомили коллеги.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Я стараюсь, систематически обучать детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений.
Применяю на уроках, технологию диалога, обучаю учащихся ставить и адресовать вопросы.
Стараюсь эффективно (адекватно цели урока) сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учу детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Добиваюсь осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Стремлюсь оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряю и поддерживаю минимальные успехи.
Специально планирую коммуникативные задачи урока.
Принимаю и поощряю, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучаю корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность)
В чем, я считаю эффективность моих уроков.
5% своего урока, я трачу просто на рассказ – лекция.
90% - это коллективные способы обучения (самостоятельная работа, задания с проверкой, расскажи соседу, объясни свой выбор, найдите на страничке понятия что не проговорили в правиле, которое только вывели, найдите, что нового вы ведите на страничке, о чем вам хотелось узнать, что вы знаете, а что узнаем, а зачем нам это, выскажите мнение, помоги соседу. Т.е. идет взаимообучение, обсуждение в диалоге. Сразу скажу все это не так просто дается и много факторов на это влияют. Но пытаюсь делать.
10% я трачу на самостоятельное чтение, если это не урок литературы, в первых большая проблема с чтением, у меня есть не читающие дети, но если быть краткой, только малая часть детей сможет прочитать и сделать правильный вывод, хоть этот 1 класс, хоть коснись моего прошлого выпуска, я последнее собрание посвятила чтению, проводила анкету, проводила опрос с родителями, старалась убедить, что дела и заботы наши, которые у всех есть, они ни куда не денутся и мы их никогда не переделаем, а посвятить ребенку время, да еще в таком возрасте, читая вместе или родители читают детям, это много значит. Но не буду рассказывать, как это зависит от воспитания, социального статуса самих родителей. Я надеюсь, что хоть малейшая капля, где то останется в голове родителя, и он прислушается к моим рекомендациям.
Точно так и на уроке с детьми привожу ситуации, примеры и пока хочется читать, стараются, но через время забывается и снова работа начинается сначала.
И вот та часть детей, которая прочитала, поняла, начинает подталкивать к правильной мысли, к нужному абзацу, ненавязчиво, не акцинтрируя на это внимание, я сразу включаю в работу. И, конечно же, за маленькое слово, сказанное на уроке – похвала, а тем детям, которые очень редко работают, особая похвала, внимание всех детей.
Я стараюсь быть на уроке – организатором.
На уроках обязательно план действий, корзина идей.
Проблемно – диалогическая технология, где дети учатся самостоятельно решать проблемы и отвечать на вопросы.
Каким образом ученика включить в образовательный процесс?
Только с помощью действия.
Проблемный подход, индивидуальный темп обучения ( для меня это очень важно, дети очень медлительны)
Я ориентируюсь на потенциальные возможности ученика, что он сможет и чего от него требовать не стоит, все в пределах программы.
Ну и, конечно же, на уроке, должна быть смена видов деятельности.
Урок становится личностно-развивающим, метапредметным, стирается грань между воспитанием и обучением.
75% урока это практическая работа, на уроке работая у доски вместе, все получается – все молодцы, как только переходим к практической работе миллион вопросов.
Например, урок технологии. Знакомлю с планом, и подробно останавливаемся на каждом пункте. Вы должны быть внимательны. Все действия я буду показывать, следите за мной. Во время выполнения действий, дети знают, работу нужно выполнять самостоятельно. Они учатся меня слушать. Но как только начинаем выполнять работу 21 вопрос и у меня не получается. А ты пробовал.. конечно используя свою хитрость проходя мимо или … я подхожу, но стараюсь, чтобы дети понимали, как только он будет слушать инструкцию и ее выполнять , у него все получится. И тогда восторг. Тут же и взаимопомощь.
На уроке я подбираю задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
задания, способствующие осмыслению материала учеником;
задания, способствующие закреплению материала учеником.
20% - аудио – видио методы.
А вот работа в малых группах – 50%, технология критического мышления. А малые группы, это пока у нас пары, мы только учимся. 3- 4 класс здесь уже группы из 4, 5 человек. Бывает на окружающем мире очень объемный материал и тут помогает группа. Дети изучают, а бывает, и ряд вопросов даю на которые нужно ответить, затем представляют материал другим. Дается одно и тоже задание, кто лучше и подробнее представил материал.
Совместная работа способствует лучшему пониманию трудного текста, есть возможность повторения, усиливается диалог, уважение к собственным мыслям. Дети учатся самореализации и саморазвитию, ведь они находят интересную информацию и многое другое. Методы активного обучения
Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации.
И часто практикую домашнее задание с выбором, если материал позволяет это сделать, но то, что обязательно, это обязательно для всех.
Даю возможность обучающимся по своему выбору выходить на разные уровни выполнения задания и представления результатов. Дифференцированное обучение.
Сегодня ценностью является тезис «ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю».
30% моего урока - это демонстрация.
Не могу не коснуться методики доктора Базарного. Здоровьесберегающая технология. Мне эта методика очень помогает в ведении урока, так как здесь присутствует технология раскрепощенности детей, но сейчас я использую ее частично.
Подводя итог, можно отметить:
Результаты исследований молодых людей, окончивших школу, показали, что только 10 % опрошенных правильно ответили на поставленные вопросы, т.е. школа учит успешно только 1 из 10 учащихся. Почему? Исследования показали, что человек запоминает только 10 % того, что он читает. 20% того, что он слышит, 30% того, что видит. 50% запоминает из того, что видит и слышит, просматривая фильмы, на выставках и экскурсиях. 70% запоминает из того, что говорит, действует, участвуя в дискуссиях. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем на 90%. Значит, только 10% людей способны учится с книгой, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, а по- другому: своими действиями, делами, становятся активными участниками образовательного процесса.
Важно! Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-
то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним
словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
Данный опыт можно обозначить как творческий, постоянно развивающийся, потому, что применяя его в учебном процессе можно решить задачи, поставленные перед учителем. О чем я вам рассказала, я предполагаю и есть эффективность уроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме "Классный руководитель - помощник индивидуального развития каждого ребёнка"
«Сердце отдаю детям…»...
Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."
Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....
Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".
Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....
Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...
обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».
Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...
Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"
Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...
Обобщение педагогического опыта. Выступление на педсовете.Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении, как средство повышения качества образования».
В данной методической разработке представлен опыт педагога ДОУ по внедрению ИКТ в образовательный процесс....