Отчет по методической теме за 2021 уч.год
статья (3 класс)

Анализ  работы над методической темой

«Проектная деятельность младших школьников как средство развития познавательной активности учащихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_innovatsionnoy_teme_ershova_shcherbakova.docx39.4 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы над методической темой

«Проектная деятельность младших школьников как средство развития познавательной активности учащихся»

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

Для успешного обучения необходимы высокий уровень интеллектуального, волевого, нравственного развития, сформированности мотивационно-потребностной сферы, умение строить взаимоотношения в классе со сверстниками и учителем. Поэтому считаю использование метода проектов в начальной школе актуальным и очень эффективным. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации.

Наша методическая тема по самообразованию:

«Проектная деятельность младших школьников как средство развития познавательной активности учащихся».

Работа по методической теме была начата в 2020-2021 учебном году.

ЦЕЛЬ:-развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности и способы реализации выбранного жизненного пути через проектную деятельность.

Задачи:

  • 1.Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
  • Организовать работу с классом по данной теме.
  • Развивать творческие способности обучающихся, их познавательный интерес.
  • Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности.
  • Формировать опыт сотрудничества.
  • Воспитывать коммуникативные качества.

Актуальность темы

Под проектной технологией понимается способ достижения цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным тем или иным образом. 

Проект, – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них.

Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.

Проект – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды.

В основе проектов лежит развитие познавательных и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проект способствует актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению. Школьники с исследовательской потребностью любят решать задачи разных видов, стремятся сами доходить до правильного ответа. «Накопители знаний» больше склонны к запоминанию фактического материала, нередко обнаруживают последовательность и систему в его хранении. Эти показатели должен использовать учитель, координируя групповую проектную деятельность.

 Если ученик приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Классификация проектов

Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Существуют различные классификации проектов.

По  доминирующей  деятельности различают следующие виды проектов:

  • Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; методы исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. 
  • Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.
  • Информационные проекты  направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого  проекта  часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого  проекта  может быть и создание информационной среды класса или  школы .
  •  Практико-ориентированные проекты  для учеников 3 класса отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует чётко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата.

Классификация проектов по продолжительности.

  • Мини – проекты.
  • Краткосрочные проекты.
  • Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
  • Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время

По количеству участников  различают индивидуальные   и   групповые проекты.

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

•  проблему проекта;

•  сюжетную ситуацию;

•  цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности

Цель –детальная  разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

•  различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

•  распределить роли в группах;

•  спланировать деятельность по решению задач проекта;

•  продумать возможные формы презентации результатов проекта;

•  продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:  

•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы; 

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

•  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов

Цель –структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель –демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

•  обобщает и резюмирует полученные результаты;

•  подводит итоги обучения;

•  оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

•  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

•    необходимыми знаниями, умениями и навыками  в содержательной области проекта;

•    специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

В связи с этим основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности (ОУУН), привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

В рамках традиционных учебных занятий использую:

•    проблемное введение в тему урока;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•    совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•    групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

•    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

•    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•    поиск дополнительной литературы;

•    подготовку доклада (сообщения);

•    самоанализ и самооценку, рефлексию;

•    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Готовность младших школьников к проектной деятельности:

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
  • умение выражать свою точку зрения;
  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в  школе , когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Во-вторых, это сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

  • развитие аналитико-синтетических действий;
  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;
  • умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
  • возможность выделять общий способ действий;
  • перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Технология работы

Во 2-3  классе учителями велась подготовительная работа к проектной деятельности. Она заключалась в использовании групповой формы организации учебного процесса.

Работа в парах социализирует ребенка, учит целенаправленно выстраивать партнерские взаимоотношения между учащимися, вести диалог, развивает коммуникативные свойства личности, способствует росту познавательного интереса у обучающихся и качества знаний.

В течение года учениками 3 класса были реализованы следующие проекты: 

исследовательский «Польза и вред от промышленных предприятий в Ленинградской области», «Чем отличаются растения в городе от растений сельской местности»

творческо-исследовательский «Фантастический космос», «Я издатель детского журнала», «Я архитектор своего дома»

социальный «Оформление клумбы школьного двора» и другие.

Работа над данными проектами должна была привлечь родителей учащихся к выполнению школьного семейного задания. В данных проектах выразили желание участвовать небольшое количество учащихся.

Не смотря на это, первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные результаты:

- дети выполняли работу вместе с родителями

- работали с дополнительной литературой

- проявили себя в оформлении окончательного продукта (сообщение)

- получили первый опыт публичного выступления с собственной работой

В процессе работы мы пришли к выводу, что использование метода проекта наиболее целесообразно. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.

Во  2-3 классах под нашим руководством были созданы и реализованы следующие  групповые проекты:

«Путешествие в страну Глаголов» (творческо-исследовательский),

«Зачем нам нужна профессия дизайнер?» (социально-исследовательский)

Видеопроект «С днем матери», «Сказка «Ленивица и работница»

Готовится творческий видеопроект «Война глазами современных детей»

Мы выбрали следующие принципы организации проектной деятельности:

1)Учёт интересов детей.

2) Учение через деятельность.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

Участие обучающихся в проектной деятельности

Вывод: Увеличилось количество желающих принять участие в проектной деятельности.

Презентации работ прошлого учебного года 2019-2020 дали сильный толчок для остальных учащихся: работа в группах, самостоятельный поиск информации, красочное и разнообразное оформление газет, брошюр, публичное выступление очень понравилось всем учащимся. Из общего числа учащихся выделилась группа детей, принявшая участие в наибольшем количестве проектов

В 2020-2021 учебном году изменилась социальная роль этих детей в проектной деятельности: из просто участника они перешли в статус лидера группы. Лидеры сами контролируют работу членов своей группы, помогают в поиске необходимой информации, в оформлении найденной информации. Это большая помощь для учителя.

В процессе проектной деятельности учащихся большое внимание уделяю анализу проделанной работы.

В классе после презентации окончательного продукта коллективную оценку дает весь класс, высказывая свое мнение, а каждый участник проекта анализирует свою работу, заполняя следующую анкету:

САМОАНАЛИЗ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

учащегося ____ класса ________________________________

1. Тема проекта ________________________________________________

2. Участники проекта ___________________________________________

3. Распределение ролей:__________________________________________

4. Что я использовал в работе?

информация____________________________________________________

инструменты___________________________________________________

5. Чему я научился? _____________________________________________

6. Что было наиболее интересным? _______________________________

7. Что было самым сложным? _________________________________

8. К кому обращался за помощью? ________________________________

В результате проектной  деятельности у младших школьников начали формироваться умения :

1.Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог,
  • задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

Во время работы над проектами 2 раза проводилось анкетирование.

Учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Нравится ли тебе участвовать в реализации проекта?» Были предложены варианты ответа на него: «занимаюсь с удовольствием», «нравится», «не очень нравится», «мне всё равно», - из которых ученик должен был выбрать только один. Отрицательных ответов не последовало, но 1 ученик выбрал ответ «мне всё равно».

Также учащиеся оценили своё отношение к творческому проекту. Ответы были следующие:

  • «проект интересный» - 64%;
  •  «нужный» - 22%;
  • «непонятный» - 11%;
  •  «трудный» - 3%.

Результаты исследования показали, что не все участники поняли суть и методику выполнения проекта, поэтому у некоторых проектная деятельность вызывала беспокойство.

Также на данном этапе работы по результатам педагогического наблюдения определялся уровень сформированности у младших школьников ключевых компетентностей. К таковым относятся: решение проблемы (постановка проблемы, целеполагание, планирование и оценка результатов), информационная (поиск и обработка информации) и коммуникативная (письменная коммуникация, устная презентация, работа в группе). На данном этапе у учащихся были частично сформированы ключевые компетенции. Преобладал низкий уровень решения проблемы и работы с информацией, частично средний уровень коммуникации.

После завершения работы над проектом уровень компетентностей учащихся повысился. Индекс удовлетворённости учащихся проектной деятельностью повысился, так как всем без исключения нравилось участвовать в проекте.

В конце 3 класса учащиеся повторно оценили своё отношение к проекту. По сравнению с предыдущими ответами динамика положительного отношения к данному виду работ налицо:

  • «проект интересный» - 73%;
  • «нужный» - 90%;
  • «понятный» - 80%;
  • «полезный» - 64%;

Было определено, какой этап работы над проектом ученикам понравился больше всего. 15% участников проекта на первое место поставили презентацию, поиск информации – 15%; реализацию проекта - 45%, а 25%  участникам «понравилось всё».

Таким образом, анализ полученных результатов показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности и познавательной активности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности, как средства познавательной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к отчету по методической теме.

Упражнения, игры, игровые фрагменты по коррекции пространственных представлений учащихся....

Отчет по методической теме

«Проблема личностно-ориентированного обучения в школе»...

Отчет по методической теме «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе».

Изменения, происходящие в обществе, увеличившийся поток информации, новые образовательные программы требуют от детей более  высокого развития всех познавательных процессов.Поэтому считаю ва...

Отчет школьного методического объеденения начальных классов за 2020-2021 учебный год МБОУ «СОШ №2 г.Азнакаево» Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

Тема МО: «Повышение эффективности  качества образования, проектно- исследовательской деятельности учащихся, как средство мотивации в обучении, в условиях реализации ФГОС НОО»...

ОТЧЕТ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ В 2024-2025 УЧ.ГОДУ ФОРМИРОВАНИЕ УУД В РАЗВИТИИ КОММУНИКАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

  В рамках изучения иностранного языка мы практикуем УУД как:-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками-определение цели,функ-ций участников, способ взаимодействия;-по...

ОТЧЕТ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ В 2024-2025 УЧ.ГОДУ ФОРМИРОВАНИЕ УУД В РАЗВИТИИ КОММУНИКАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В начальном ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

 Коммуникативные УУД: учащиеся осознают речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей , активно участвуют в диалоге, в общейбеседе, правильно вы...