ОТЧЕТ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ В 2024-2025 УЧ.ГОДУ ФОРМИРОВАНИЕ УУД В РАЗВИТИИ КОММУНИКАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В начальном ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
статья по иностранному языку (3 класс)
Коммуникативные УУД: учащиеся осознают речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей , активно участвуют в диалоге, в общей
беседе, правильно выполняют принятые правила речевого поведения, культуры речи, по-
нимают зависимость характера речи от ситуации общения, стараются строить свои диало-
гические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учетом этой
ситуации и конкретных речевых задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_metodicheskoy_teme.odt | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЕТ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ В 2024-2025 УЧ.ГОДУ
ФОРМИРОВАНИЕ УУД В РАЗВИТИИ КОММУНИКАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В начальном ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Учитель: Геворкян Н.Ф.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в разных видах деятельности на уроке английского языка
Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти школьников
может быть оценена такими критериями: 10%- читает глазами; 26%- слышит; 30%- видит;
50%- видит и слышит; 70%- обсуждает, 80%- опирается на опыт; 90%- говорит и делает сов-
местно; 95%- обучает других. Но образование призвано не только давать ученику знания, но
и развивает его личность. В связи с этим мы говорим о формировании универсальных учеб-
ных действий учащихся.
УУД- это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориента-
ции учащихся,- как в различных предметных областях , так и в строении самой учебной дея-
тельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операционных
характеристик. Таким образом, достижение « умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают :
- учебные мотивы,
- учебную цель,
- учебную задачу,
- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала. Контроль
и оценка).
УУД- это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем созна-
тельного и активного присвоения нового социального опыта: совокупность действий учаще-
гося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерант-
ность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая органи-
зацию этого процесса.
К функциям универсальных учебных действий относятся:
-обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения,
контролировать и оценить процесс и результаты деятельности;
-создание условий для развития личности и его самореализации на основе готовности к не-
прерывному образованию в поликультурном обществе, высокой социальной и профессио-
нальной мобильности;
-обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира и
компетентности в любой предметной области.
Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную область « Инос-
транный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться,
обеспечивается тем,что УУД как обобщенные действия открывают ему «возможность широ-
кой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной дея-
тельности, включающий осознание ее целебной направленности , ценностно-смысловых и
операционных характеристик» (А.Г.Асмолов).
Именно несформированностью учебных действий психологи объясняют несформирован-
ность учебно-познавательных мотивов, низкую любознательность и активность учащихся,
трудности произвольной регуляции учебной деятельности и школьной адаптации,рост деви-
антного поведения. В рамках предмета « Иностранный язык» это находит свое выражение в
трудностях школьников.
В состав основных видов УУД входят четыре блока:
- личностный;
- регулятивный ;
- познавательный;
- коммуникативный.
Коммуникативный вид УУД предполагает умение учащихся вступать в диалог и вести его, различия общения с различными группами людей.
Поскольку результатом обучения учащихся иностранному языку является формирование у них навыков и умений пользования языком как средством общения, то ведущим принципом является принцип коммуникативной направленности.Его основная функция состоит в создании условий коммуникации: мотивов, целей и задач общения.Коммуникативная направ-
ленность определяет отбор и организацию языкового материала, его ситуативную обуслов-
ленность, коммуникативную ценность как речевых, так и тренировочных упражнений,ком-
муникативную формулировку учебных задач, организацию и структуру урока.Этот принцип предполагает создание условий для речемыслительной активности учащихся в каждый мо-
мент обучения.
Для создания подлинно коммуникативной обстановки на уроке важно создавать благопри-
ятный психологический климат: стараться как можно больше хвалить детей ,отмечать каждое
их достижение ,находить доброе слово для каждого ученика, ни в коем случае не отчитывать
за забывчивость, ошибки, исправлять учеников как можно мягче, либо путем подсказки пра-
вильного варианта ответа, либо переспросом.
Очень важны игры на уроке, проявление заинтересованности в результатах игры, в ее ходе.
Необходимо бить партнером в игре, реагировать в большой степени на то, что, а не как сказа-
но.Например, если ученик говорит,что умеет плавать, учитель должен высказать свое мнение,
сказать ему,что это прекрасно и что он тоже любит плавать. Поощрение учащихся,отличив-
шихся в ходе игры за эмоциональность и естественность является окончательным этапом работы на уроке.
Принцип осознанного овладения иностранным языком предполагает осознание уча-
щимися языковых средст в их системе и коммуникативных функциях. Не только знание и
понимание изучаемого материала характеризует сознательность, но и тот смысл, который
этот материал приобретает для учащегося. Необходимо создавать такие условия, в которых
изучаемый материал приобретает для учащихся личностный смысл.Только в этом случае действия будут внутренне приняты учеником и все его психические процессы придут в движение (мышление,память, воображение, чувства). Все это обеспечит переход на новый
способ выражения мыслей и побуждений.
Принцип коллективно-индивидуализированного взаимодействия. Основная его функ-
ция состоит в максимальной реализации индивидуальных способностей каждого учащегося
через коллективные формы обучения, а именно предоставление каждому ученику как можно
большего числа возможностей для самовыражения в рамках решения общей коллективной задачи.Следует организовать практику коллективных действий для достижения поставлен-
ных задач.Организуя общение учащихся друг с другом, необходимо учить их согласовывать свои действия, помогать товарищам, учить каждого быть лидером и исполнителем, учиты-
вать интересы друг друга, т.е.устанавливать подлинно дружеские отношения между собой.
Управление формированием у учащихся иноязычных навыков и умений также являе-
тся важным принципом обучения иностранному языку.Он обеспечивает целенаправленное и управляемое формирование « пирамиды» речевых навыков и умений на иностранном языке.
Это достигается за счет формирования сначала низших звеньев речевой деятельности и лишь
затем высших, за счет отработки речевых операций на уровне речевых действий.
Система упражнений, направленная на реализацию этого принципа, включает в себя упра-
жнения, формирующие речевые навыки (правильного произношения и восприятия звуковых
различий, лексического и грамматического оформления речи), и упражнения, формирующие
речевые умения ( самостоятельного заполнения нужного речевого образца, выбора нужного
образца, реализации собственного речевого намерения и т. д.).
Данные упражнения выделяются по типам учебных задач,для учащихся же все упражне-
ния будут представлены как коммуникативные, изучение языка для них всегда будет его при-
менением в игровых ситуациях.
Принцип активности определяет творческий характер включения учащегося в учебную
деятельность.Так, работа с учебником формирует у учащихся навыки учебной деятельности,
приучает их к самостоятельности, сосредоточенности на выполняемом действии, делает активным зрительное восприятие и зрительную память, а также создает условия для одновре-
менной коллективной активности всех учащихся. Этот принцип обеспечивает ( и в этом его
основная функция) создание условий для речемыслительной активности учащихся в каждый
момент обучения.
Принцип доступности и посильности предполагает в данном случае учет специфики и
возможностей возраста,что обусловливает как выбор содержания обучения и минимизацию
языковых средств (без изменения структуры потребностей), как и учет типа ведущей дея-
тельности- игры со всеми ее структурными характеристиками, учет типичных коммуника-
тивных и познавательных потребностей и средств их удовлетворения.
Система вышеназванных принципов и каждый из них в отдельности направлены на дости-
жение результата обучения:овладение учащимися иностранным языком как средством обще-
ния на среднем уровне и обеспечивает при этом основное условие успешности обучения, а
именно внутреннюю мотивацию деятельности в каждый данный момент обучения.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную
ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего партнера по общению и деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативный УУД-это социальная компетентность, коммуникативное взаимодейс-
твие, что наиболее эффективно развивается именно в рамках данного предмета.
Общеучебные универсальные действия при овладении иноязычной речью сводятся к сле-
дующим действиям:
1.Действия по самостоятельному выделению и формулированию познавательной задачи.
Например,ознакомление с языковыми средствами иноязычного общения организуется нами таким образом,что дети сами формулируют познавательные задачи: « А какие сигналы используют англичане,чтобы показать,где один предмет. А где много? Как различить,где рас-
сказ и где вопрос в английском языке»;
2.Действия по поиску и выделению необходимой информации при аудировании и чтении
по иностранному языку, при выполнении проектной деятельности.связанной с освоением нового языка и поиска информации с помощью компьютера;
3.Действия,связанные с осознанным и самостоятельным построением устного и письмен-
ного речевого высказывания на ИЯ;
4.Действия по выбору языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций иноязыч-
ного общения;
5.Действия, связанные с рефлексией деятельности по овладению ИЯ, контроли и оценки
процесса и результатом иноязычной речевой деятельности;
6.Действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чте-
ния в зависимости от коммуникативной задачи, с извлечением необходимой информации из
прослушанных текстов различных жанров; с определением основной и второстепенной информации ; с формулированием проблемы и главной цели текста.Работа с аутентичным
устным и письменным текстом открывает возможность для формирования логических действий анализа, сравнения,установления причинно-следственных связей.
Здесь важно создавать условия, когда дети поощряются высказывать свою точку зрения; у
них воспитывается умение слушать собеседника и терпимо относиться к его точке зрения;
учитель демонстрирует детям образец неавторитарного стиля общения, предлагает необхо-
димые языковые и речевые средства,оказывает любую необходимую помощь ученику.чтобы
он почувствовал успешность своего иноязычного общения.
Использование УУД в 3 классе по теме ''Food”
План-конспект
Цели урока:
-познакомить детей с национальной кухней, с использованием личностного вида УУД, путем развития у учащихся патриотического духа,
-регулятивный вид УУД примеряется для обобщения и закрепления знаний учащихся по теме «Еда», проверять, что уже усвоено учащимися, и что еще неизвестно.
-познавательные УУД-смысловое чтение сказки ''Sivka-Burka'', определение основ-
ной и второстепенной информации,построение логической цепи рассуждений,
-познавательные УУД-развитие навыка монологической речи-поиск и выделение необхо-
димой информации по теме «Еда», осознанное и произвольное построение речевого выска-
зывания в устной и письменной форме,
-воспитание интереса к традициям стран-личностный вид УУД-международные связи.
Оборудование: презентация ''Fruit and vegetables”,'' Countries”, компьютер, мультимедийный проектор, диск с песней '' Hot potato”.
Ход урока:
Teacher: Good morning, children! I am glad to see you today.
Pupils: We are glad to see you, too!
Teacher: How are you today?
What's the weather like today?
Look at my clock! What time is it?
Pupils: It's nine o'clock!
Teacher: That's right. It's high time to have …
Pupils: breakfast!
Teacher: By the way,children, what do you usually have for breakfast?
Примерные варианты ответов детей.
Children: A sandwich and some tea, a cake and some milk, etc.
Teacher: Great! I see that some of you like fruits and vegetables, don't you?
Look at the blackboard and repeat the names of fruits and vegetables.
(Презентация на мультимедийном проекторе—рисунки фруктов и овощей).
Teacher: Well done, pupils. What is your favourite fruit? (ответы детей) What is your favourite vegetable? (ответы детей). Do you like apples, Masha? Do you like potatoes? (опрос заканчива-
ется на слове Potatoes).
Let's sing a song '' Hot potato”.
На доске в два ряда висят картинки.
Milk cakes
Sugar tomatoes
Rice sandwiches
Tea carrots
Coffee cherries
Teacher: Look at the blackboard, children. What's this?
Дети называют продукты в каждом столбике.
Teacher: Who can tell me what the difference is between them. По какому принципу я разделила их по столбикам?
Children; В первом столбике находятся неисчисляемые существительные, а во втором-исчис-
ляемые.
Teacher: Well done! Who will tell me what words we use with them? Скажите, ребята,какие слова мы с ними используем?
Дети рассказывают правила употребления слов some,any,no c cуществительными.
В это время детям раздаются карточки для выполнения заданий на закрепление правила.
Teacher: I see that you know the rule perfectly and now I want you to do the task.
-Fill in some, any, no.
Учащиеся работают над заданием в карточках.
В конце урока чтение рассказа «Sivka-Burka».
Проверка задания
Здесь очень хорошо выражены все компоненты коммуникативного типа УУД:
-учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками,
-постановка вопросов,
-управление поведением партнера,
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Teacher: Now,students, look at the blackboard again. You will see different countries. Your task
is to guess what country it is.
(Презентация-страны мира)
Teacher: Wow! I see that you are good at geography, my dears. And now, tell me, please, what food is famous in each country?
(Презентация-страны мира)
China - rice
Brazil - coffee
India - tea
Africa - bananas, coconuts
Russia - cabbage, potato
Italy - pizza, spaghetti
America - burgers
Germany -sausages
Teacher; And now let's play! I want two pupils to come to the board. Сейчас мы проверим, как вы
запомнили названия овощей и фруктов, которые мы прошли с вами в начале урока.Ребята,
вы встаете к стене напротив доски. Каждый из вас по очереди называет фрукт или овощ и де-
лает шаг вперед. Тот,кто быстрее доберется до доски, тот и победил. Если вы повторяете сло-
во, которое уже было сказано, то право хода переходит к сопернику.
Teacher: Let's do our final task. I'll give you blank sheets of paper and you have to draw an ideal
breakfast. Вы можете нарисовать любые продукты, которые вы хотели съесть на идеальный
завтрак.
В рамках изучения иностранного языка мы практикуем УУД как:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками-определение цели,функ-
ций участников, способ взаимодействия;
-постановка вопросов-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-разрешение конфликтов-выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернатив-
ных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
-управление поведением партнера — контроль,коррекция, оценка его действий;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задача-
ми и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Межпредметные результаты:
Регулятивные УУД: понимать,принимать и и сохранять учебную задачу: действовать по
плану и планировать свои учебные действия, контролировать процесс и результаты деятель
ности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Учащиеся по определенной схеме
рассказывают правила использования местоимений some, any, no и составляют утвердитель-
ные и вопросительные предложения. Одноклассники или сами дети исправляют свои ошиб-
ки. Для этого учитель деликатно делает паузу и жестом подсказывает, что нужно исправить
ошибку. Интересные и правильные ответы поощряются.
Познавательные УУД: в учебном процессе учащиеся ищут, получают и используют информацию о разных кухнях мира, о типичном английском завтраке: осознают познава-
тельную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, соотносят ее с имею-
щимися знаниями,опытом; фиксируют информацию разными способами; понимают инфор-
мацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; поль-
зуются различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике, находят в них нужные сведения, выполняют логические действия с языковым материалом; проводят ана-
лиз, синтез, сравнение , классификацию, обобщение: подводят под понятие, доказывают, де-
лют выводы и т.д.
Коммуникативные УУД: учащиеся осознают речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей , активно участвуют в диалоге, в общей
беседе, правильно выполняют принятые правила речевого поведения, культуры речи, по-
нимают зависимость характера речи от ситуации общения, стараются строить свои диало-
гические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учетом этой
ситуации и конкретных речевых задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе
Доклад на Методическом объединении учителей начальных классов на тему "Развитие творческих способностей учащихся в начальной школе"...
Развитие творческих способностей учащихся в начальных классах
Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно актуально, так как исследования последнего времени выявили у школьников значительно больше, чем п...
Развитие математических способностей учащихся в начальной школе.
Методическая разработка развивающих занятий в начальной школе...
Методический подход к разработке практики монологического высказывания учащихся на начальном этапе обучения
В статье показаны эффективные подходы овладения учащимися начального этапа обучения монологическими высказываниями на доступных примерах....
Отчет по методической теме «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе».
Изменения, происходящие в обществе, увеличившийся поток информации, новые образовательные программы требуют от детей более высокого развития всех познавательных процессов.Поэтому считаю ва...
Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно – коммуникационных технологий»
Представляемый педагогический опыт по степени новизны характеризуется комбинацией элементов известных методик; рационализацией и усовершенствованием отдельных сторон педагогического труда. Для работы ...
ОТЧЕТ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ В 2024-2025 УЧ.ГОДУ ФОРМИРОВАНИЕ УУД В РАЗВИТИИ КОММУНИКАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
В рамках изучения иностранного языка мы практикуем УУД как:-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками-определение цели,функ-ций участников, способ взаимодействия;-по...