«Развитие навыка самоорганизации на уроке»
статья (2 класс)
Предварительный просмотр:
«Развитие навыка самоорганизации на уроке»
В ФГОС второго поколения говорится, что «в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач».
Цель учителя: создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.
Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.
Выделяют следующие умения самоорганизации учебной деятельности школьника:
- умение определять цель учебного задания;
- умение планировать учебное задание;
- умение целесообразно выполнять учебное задание;
- умение контролировать ход и результаты учебного задания;
- умение оценивать ход и результаты учебного задания.
Самоорганизация – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Говоря о формировании у школьников самоорганизации, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Выделяют основные этапы развития самоорганизации у детей:
· Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания). Например, работа по алгоритму. Алгоритм, в котором все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна.
(примеры алгоритмов)
· Ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самоорганизации).
Здесь, как пример, работа по памятке. Памятка - инструкция, в которой даются указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.
· Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее знакомых видах деятельности (этап более полной с самоорганизации).
Познавательная самостоятельность характеризуется следующими признаками: потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других людей, способностью высказать свою точку зрения, независимую от других.
Самостоятельное усвоение нового материала оказывает неоценимую помощь в развитии познавательной деятельности младших школьников.
Важно, что повышению эффективности способствует не просто введение самостоятельных работ и увеличение их количества, а организация именно системы самостоятельных заданий, связанных со всем преподаванием в целом.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самоорганизации как черт личности, развития их умственных способностей. С\р организую в парах, группах, индивидуально. Например, при знакомстве с новой буквой или числом учащиеся работают в парах по знакомому алгоритму.
Обучение самостоятельности начинается с первого дня ребёнка в школе. Начинать нужно именно с бытовых вопросов. Ребёнок должен уметь обслуживать себя сам: собирать портфель, застёгивать одежду, убирать рабочее место и т.д.
4.Учебно-организационные умения и навыки
1 класс | 4 класс |
4.1. Правильно пользоваться учебными принадлежностями, понимать учебную задачу, учиться работать в заданном темпе. | 4.1. Готовить рабочее место для учебных занятий и труда. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность и формирование навыков экспериментальной работы как средство обогащения словаря и развития навыка говорения в рамках реализации ФГОС на уроках обучения английскому языку (Городская НПК АППО СПб 9 апреля 2014)
В прошлом году в Лицей № 244, который является экспериментальной площадкой по апробации внедрения новых технологий обучения, поступило оборудование для проведения уроков дополнительного образова...
"Навыки самоорганизации" рекомендации родителям и педагогам по формированию регулятивных учебных действий у учащихся начальной школы
Уже несколько лет образовательные учреждения Самарской области строят свою учебную деятельность по Федеральным государственным образовательным стандартам. На протяжении многих лет ро...
Презентация "Развитие навыков чтения на уроках в начальной школе"
Презентация "Развитие навыков чтения на уроках в начальной школе"...
Методические рекомендации по развитию навыков чтения на уроках английского языка в начальной школе
Данный материал освещает проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе и пути их решения....
Доклад "Развитие навыков творчества на уроках и во внеурочной деятельности"
Ребенок по своей природе существо весьма любознательное, полное стремления познавать все новое, неизвестное, неизведанное. И пока велико это природное н...
Выступление на тему: Формирование навыков самоорганизации младших школьников в процессе выполнения общественных поручений.
Материал для воспитателей интерната и ГПД...
доклад на тему Развитие навыков аудирования на уроках английского языка
описывает навыки и методы развития аудирования в начальной школе...