Формирование социально-коммуникативной компетентности предшкольной группы в соответствии требованиями ФГОС дошкольного образования
материал
Выступление на МО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
Тема выступления на МО:
«Формирование социально-коммуникативной компетентности предшкольной группы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»
Автор-составитель: Неркаги Хасне Сюдывна,
Воспитатель группы- семьи №5
с. Панаевск, 2019
Социально-коммуникативное развитие рассматривается во ФГОС ДО как одно из основных направлений развития дошкольника. Актуальность рассмотрения этой проблемы заключается в том, что данная сфера чаще всего находится в области стихийной социализации и редко – в фокусе внимания педагогов. При этом нужно отметить, что во многом благополучная социализация ребёнка определяется его успешностью в сфере общения со взрослыми и сверстниками. Многочисленными исследованиями доказано, что опыт общения, полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития.
Развитие социально-коммуникативной компетентности предшкольной группы - важная социальная и психолого-педагогическая проблема.
Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений в системе.
Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также подготовки его к успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни.
Основные направления в образовательной работе по социальному развитию дошкольников по программе «От рождения до школы» под редакцией М.А.Васильевой.
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
- семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Определяющий характер взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми - личностно-ориентированная модель воспитания, предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.
Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.
Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический;
Выделяет основные принципы дошкольного образования,
- направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- учёт этнокультурной ситуации развития детей;
Использование в образовательной работе предшкольной группы видов деятельности:
• игровая;
• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
• познавательно-исследовательская;
• восприятие художественной литературы и фольклора;
• самообслуживание и элементарный бытовой труд;
• конструирование;
• изобразительная;
• музыкальная;
• двигательная.
Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога:
* обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
* поддержка индивидуальности и инициативы детей;
* установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных
ситуациях;
* построение развивающего образования, ориентированного на зону
ближайшего развития каждого воспитанника;
* организация сотрудничества с родителями воспитанников.
Инновационные формы работы с родителями:
• Совместные образовательные проекты, а также (семейные и межсемейные);
• Вечера вопросов и ответов;
• Родительские гостиные;
• Тренинги по запросам родителей;
• Клубы по интересам;
• Родительские конференции;
• Совместное творчество родителей, детей и педагогов;
• Творческие выставки и фотовыставки;
• Тематические вечера;
• Викторины;
• Спортивные соревнования;
• Видеоинтервью и тематические мультимедийные презентации;
• Выпуск семейных газет;
• Изготовление авторских тематических книжек-малышек;
• Совместное создание мини-музеев.
Формирование социально-коммуникативной компетентности детей предшкольной группы возможно, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
• Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
• Обучение умению слушать и слышать другого;
• Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
• Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
• Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
• Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
• Формирование чувства симпатии между участниками общения;
• Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
• Обучение умению детей владеть собой;
• Развитие умения анализировать ситуацию.
• Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
ФГОС направлен на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.
Интернет – ресурсы:
- https://infourok.ru/rabochaya-programma-socialno-kommunikativnoe-razvitie-dlya-detey-let-2763801.html
- http://ds2solnce.caduk.ru/DswMedia/stanovleniekommunikativnoykompetentnostidoshkol-nikovsoglasnofgosdo.pdf
- http://raguda.ru/ns/kommunikativnaja-kompetentnost-doshkolnikov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предшкольная подготовка как фактор преемственности дошкольного образования и начальной школы
На сегодняшний день – главная потребность общества и государства – в качественном дошкольном образовании. Это определено в Приоритетных направлениях образовательной системы РФ и как следствие...
Рабочая программа по русскому языку с 1- 4 кл. по программе "Школа России", соответствует требованиям ФГОС
Рабочая программа по русскому языку с 1-4 кл. по программе "Школа России", соответствует требованиям ФГОС...
План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год
Участие в работе "Круглого стола" на семинаре "Реализация ФГОС дошкольного образования "МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №90" в рамках преемственности дошкольног...
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Проблема формирования социально-коммуникативной компетентности родителей младших школьников является актуальной. Вопросом сотрудничества учителя начальных классов и родителей младших школьников занима...
Формирование логического мышления у обучающихся с ОВЗ в соответствии требованиям ФГОС НОО (на уроках математики) в начальной школе
Статья о формировании логического мышления на уроках математики в начальной школе у обучающихся по программе ФГОС НОО с ОВЗ. Данный материал расчитан на обучающихся с подготовительного класса, с наруш...
Тема опыта: «Развитие познавательных УУД на уроках математики посредством формирования умений решения текстовых задач в соответствии с ФГОС начального общего образования»
Условия возникновения, становления опытаВажнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, сп...