Формирование социально-коммуникативной компетентности предшкольной группы в соответствии требованиями ФГОС дошкольного образования
материал


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа – интернат»

http://89096ps.ucoz.ru/Foto-novosti/hj.jpg

Тема выступления на МО:

«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования»

Автор составитель:

Неркаги Х.С.

воспитатель группы №5

 школы- интерната

с. Панаевск, 2019 год

«Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и с технологией «Мы вместе!»

 Потребность общения всегда была главной задачей в жизни человека. Входя во взаимоотношения с окружающими людьми, человек заявляет информацию о себе, а взамен принимает интересующие его сообщения, производит анализ полученной информации и планирует свою деятельность в социуме на базе этого анализа.

Социально-коммуникативное развитие детей - одна из важных проблем педагогики. Его актуальность возрастает в нынешних условиях, зависящих от особенностей социальной среды ребенка, в которой часто отсутствует воспитанность, доброта, доброжелательность, речевая культура во взаимоотношениях людей.

Социально-коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников-важная социальная и психолого-педагогическая проблема.  

Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений в системе. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также подготовки его к успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни.  

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) являются совокупностью требований, которые обязательны при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

ФГОС дошкольного образования, дифференцирует содержание программ, которые реализуются в Панаевской школе-интернате, выделяет некоторые направления, среди которых существенное место отводится социально-коммуникативному, содержащему в себе задачи развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

В нынешнем обществе ощущать себя уверенно могут только социально развитые личности, которые обладают интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому начиная с дошкольного возраста у детей нужно уделять большое внимание развитию коммуникативно-речевым умениям, самостоятельности мышления, активизации познавательной и творческой деятельности, обучать умению становиться соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием.

ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

Содержание направлено:

  • на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

  • Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
  • Обучение умению слушать и слышать другого;
  • Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
  • Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
  • Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
  • Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
  • Формирование чувства симпатии между участниками общения;
  • Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
  • Обучение умению детей владеть собой;
  • Развитие умения анализировать ситуацию;
  • Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

Сложность педагогической задачи, связанной с формированием социально-коммуникативной компетентности дошкольников, усугубляется тем, что сегодняшнему поколению педагогов предстоит воспитать поколение, обладающее уровнем способностей и свобод, превосходящим уровень способностей и свобод своих воспитателей. В таких ситуациях на помощь и приходят технологии. Например, такая технология, как «Мы вместе!». Эта технология позволяет заменить организационную работу педагога во время занятия на дидактические игры, которые позволяют воспитанникам справиться с этой работой самостоятельно, развивая при этом навыки самоорганизации, самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Сопоставив целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования и те социальные навыки, которые дети получат посредством технологии «Мы вместе!». Получилась вот такая лестница социальной зрелости. Она позволит ещё раз убедиться в актуальности технологии для реализации ФГОС.

Происходит реализация цели позитивной социализации детей дошкольного возраста, развитие у них навыков эффективного сотрудничества в ходе решения различных образовательных задач.

Лестница социальной зрелости ребенка дошкольного возраста:

Я МОГУ! Ребенок уверен в своих силах; стремиться к расширению границ своих возможностей; стремиться к новой социальной роли – ученик.

МИР НЕРУКОТВОРНЫЙ. Ребенок овладевает методами самообучения. У ребенка: расширяются границы любознательности; укрепляет мотив учебной деятельности.

МИР ЛЮДЕЙ. Ребенок: размышляя о своем будущем, создает его желаемый образ; открывает свою социальную сущность. У ребенка ослабевает власть сиюминутных желаний; пробуждается мотив учебной деятельности.

Я ТАКОЙ! У ребенка происходят: обретение «прошлого», пробуждение самосознания; осознание собственной индивидуальности и неповторимости.

 Как вы думаете, с использованием технологии «Мы вместе!» что развивается

У ребенка:

-умения слышать и отбирать информацию по заданному признаку;

-память;

-воображение;

-воля;

-чувство доверия ко взрослому;

-желание сотрудничать со взрослым.

У педагога:

-чувство уверенности в силах ребенка;

-понимание истинной сущности ребенка;

-педагогическая культура (расширяется её практический арсенал).

При проведении и организации работы с дошкольниками по технологии «Мы вместе!» необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

- постарайтесь стать для воспитанников любимым взрослым, знающим много игр и с удовольствием в них играющим, с которым интересно проводить время;

-сделайте всё возможное, чтобы расширить круг привязанностей дошкольников, объедините на этой почве всех детей группы, дайте им почувствовать преимущества коллективной жизни. Каждый ребёнок должен чувствовать себя комфортно в парной работе с любым из детей группы;

-не старайтесь использовать за один раз несколько игр (у детей работоспособность еще невелика, быстро утомляются и на том фоне может сложиться негативное отношение к игре);

-правила–это главный регулирующий механизм отношения детей и взрослых;

- не говорите, что ребенок сделал что- то неправильно, иначе в дальнейшем будет бояться давать искренние ответы.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социально-коммуникативного развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Литература:

  1. Рылеева Е. 10 игр для социализации дошкольников. -М.:Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2015.
  2. Котова Е.В. Социально-личностное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС – Самсон, С. 46-56
  3. Кощиенко И.В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема // Знание. Понимание. Умение, Выпуск № 1, 2011 г. С. 209-212
  4. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений – Ростов на Дону: Феникс, 2005 г., 103 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предшкольная подготовка как фактор преемственности дошкольного образования и начальной школы

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства – в качественном дошкольном образовании. Это определено в Приоритетных направлениях образовательной системы РФ  и как следствие...

План работы «Круглого стола» на семинаре «Реализация ФГОС дошкольного образования» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №90» в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования, мастер класс по обмену опытом, 2017 год

Участие в работе "Круглого стола" на семинаре "Реализация ФГОС дошкольного образования "МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №90" в рамках преемственности дошкольног...

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Проблема формирования социально-коммуникативной компетентности родителей младших школьников является актуальной. Вопросом сотрудничества учителя начальных классов и родителей младших школьников занима...

Формирование логического мышления у обучающихся с ОВЗ в соответствии требованиям ФГОС НОО (на уроках математики) в начальной школе

Статья о формировании логического мышления на уроках математики в начальной школе у обучающихся по программе ФГОС НОО с ОВЗ. Данный материал расчитан на обучающихся с подготовительного класса, с наруш...

Тема опыта: «Развитие познавательных УУД на уроках математики посредством формирования умений решения текстовых задач в соответствии с ФГОС начального общего образования»

Условия   возникновения, становления опытаВажнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, сп...

Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственны...