Образовательная практика "Туристический клуб "Истоки"
методическая разработка
Одним из самых ярких и увлекательных направлений дополнительного образования является работа туристических клубов.
У детско-юношеского туризма «трехгранный объект воздействия» - ум, душа и тело растущего человека. Любой вид туристского путешествия – от простой прогулки до многодневной экспедиции – непременно обогащает человека новой информацией, развивает его интеллект. Это свойство туристских путешествий лежит на поверхности, оно очевидно, неоспоримо, не требует доказательств. Следует выделить активизацию аналитических способностей учащихся. Аналитическое мышление может развиваться только на базе большого запаса впечатлений и наблюдений, дающих материал для сравнения. Регулярные занятия туризмом и краеведением формируют духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к другим людям, к родине, к природе, к труду. Трудно переоценить и оздоровительное значение туризма. Что может быть естественнее движения, физического труда в природной среде! На туристских маршрутах закладываются основы здорового образа жизни, стремления к физическому совершенству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazov_praktika_turisticheskiy_klub_ddt_purpe.docx | 345.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» п. Пурпе Пуровского района Образовательная практика «Туристический клуб «Истоки»» Без странствий не создаётся ни одна индивидуальность" Ф.И.О. Жаглина Ирина Ахмкткиреевна, Костенко Валентин Евгеньевич Место работы: МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе Должность: педагоги дополнительного образования п. Пурпе, 2018 год Одним из самых ярких и увлекательных направлений дополнительного образования является работа туристических клубов. У детско-юношеского туризма «трехгранный объект воздействия» - ум, душа и тело растущего человека. Любой вид туристского путешествия – от простой прогулки до многодневной экспедиции – непременно обогащает человека новой информацией, развивает его интеллект. Это свойство туристских путешествий лежит на поверхности, оно очевидно, неоспоримо, не требует доказательств. Следует выделить активизацию аналитических способностей учащихся. Аналитическое мышление может развиваться только на базе большого запаса впечатлений и наблюдений, дающих материал для сравнения. Регулярные занятия туризмом и краеведением формируют духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к другим людям, к родине, к природе, к труду. Трудно переоценить и оздоровительное значение туризма. Что может быть естественнее движения, физического труда в природной среде! На туристских маршрутах закладываются основы здорового образа жизни, стремления к физическому совершенству. Воздействие на ум, тело и душу растущего человека невозможно вести последовательно: сначала отшлифовать одну грань, потом другую и под конец третью. Процесс «обработки» идет параллельно по всем направлениям одновременно. И это разностороннее, комплексное воздействие на личность ребенка является основным и безусловным достоинством педагогически грамотно организованной туристско-краеведческой работы с детьми. Туристско-краеведческое объединение давно привлекает внимание исследователей, так как является, по сути, эффективной воспитательной системой. Разнообразные формы деятельности обеспечивают комплексный характер туристско-краеведческой деятельности в обучении, воспитании и оздоровлении детей, в ней заложены широкие возможности для творческой детской самодеятельности - спортивной, научной, художественной, технической, социальной и даже педагогической Виды спортивно-туристической деятельности: 1. Походы
2. Туристические многоборья
3. Основные элементы детского туризма
Именно этот ряд составляет костяк содержания деятельности в туристическом клубе «Истоки». Объединение «Туристический клуб «Истоки» МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе начался свою деятельность в феврале 2009 года. Для сохранения и развития туристско-краеведческой деятельности в учреждении дополнительного образования детей необходимо решить много задач, в том числе: 1. Отдать приоритет развитию самодеятельного спортивного туризма. Дальние образовательно-развлекательные экскурсионные поездки по поселкам, городам и "святым местам" не могут полноценно развивать туристско-краеведческую деятельность. Дело не в том, много туризма или его мало, важно то, каков он по своим педагогическим качествам. А плановый и самодеятельный туризм по своим педагогическим и воспитательным свойствам разительно отличаются. Туристско-краеведческую деятельность надо понимать как совместную работу педагогов и воспитанников, и чем больше доля труда самих детей в организации и проведении туристских походов и экскурсий, тем лучше для дела. 2. Педагог - главное действующее лицо и основной источник инициативы в туристско-краеведческой работе. По крайней мере, он должен таковым быть. Поэтому необходимо постоянно и энергично заботиться о воспитательной, физической и технической туристской подготовке педагогов. 3. Детский туризм должен исходить из сегодняшнего уровня развития туристских интересов и способностей детей. "Что сегодня хотят и могут дети?" - этот вопрос должен быть руководящим целеуказателем во всех туристских делах. И решать его надо всегда совместно с детьми. 4. Всемерно надо развивать внешние связи детского туризма с самыми различными учреждениями и организациями: станцией юных туристов, с музеями, различными обществами, редакциями газет, секциями туризма предприятий и учебных заведений, с отделом культуры, здравоохранения, с опытными краеведами, и т.д. Все эти контакты, хотя они и требуют немало хлопот от организаторов, необходимы для успешного развития воспитательной системы в туристско-краеведческих объединениях в образовательных учреждениях России. 5. В обществе считается, что туризм - это отдых, но для образования он - часть учебно-воспитательного процесса. Есть профессии, которые обеспечивают отдых другим людям, их обучение и воспитание на туристской тропе. Сами воспитанники туристско-краеведческого клуба «Истоки», получающие серьезную, инструкторскую подготовку по туризму, могут принять в этом участие. Актуальность образовательной практики: Воспитание здорового образа жизни воспитанников посредством туризма очень актуально. Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен каждому ребенку, он необходим каждой развивающейся личности. Для детей туризм - способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для педагогов - средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие. Обучение учащихся туристического клуба проводится по образовательной программе дополнительного образования туристско-краеведческой направленности. Цель образовательной программы: Научить воспитанников использовать теоретические знания по туристской подготовке в реальных жизненных ситуациях, создать необходимые условия для творческой самореализации детей в сфере туризма и краеведения. Задачи программы: 1. Образовательные: -Обучение необходимым теоретическим знаниям и умениям туристско-краеведческой деятельности, интеграция этих знаний в практической деятельности; - Изучение истории родного края и других исторически значимых мест России. 2. Оздоровительные: - Развитие всех физических качеств, средствами туристической подготовки; - Повышение уровня физического развития и работоспособности детей; - Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. 3. Воспитательные: - Воспитание морально-волевых качеств детей (целеустремленность, настойчивость, чувство товарищества, взаимопомощи и т.д.); - Воспитание патриотизма, любви к своей Родине, к своему краю; - Формирование стремления к здоровому образу жизни; - Создание необходимых условий для реализации творческого потенциала детей, возможности «найти себя» в туристической деятельности, расширить круг общения воспитанников. Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы: дети 10-18 лет. Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 2 года обучения. Каждый год обучения включает в себя 144 часа учебно-тренировочных занятий. Обучение проводится по следующим разделам: “Основы туристской подготовки”, “Топография и ориентирование”, “Основы гигиены и первая доврачебная помощь”, “Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях”. На 2-м году обучения учащиеся знакомятся с основными принципами судейства туристических соревнования - раздел “Основы судейской практики”. Наиболее значимыми результатами деятельности туристического клуба «Истоки» можно признать:
Учащиеся туристического клуба МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе являются активными участниками и победителями поселковый, районных, окружных, всероссийских конкурсов, направленных на пропаганду ЗОЖ: конкурс на лучший компьютерный рисунок «Я против наркотиков и курения», Всероссийский конкурс «Твой спорт», Всероссийский творческий конкурс для учащихся 1-11 классов «Зеленая планета» (номинация коллажи) и др. Педагог объединения вместе с учащимися ежегодно готовит и проводит спортивно-оздоровительные мероприятия для воспитанников других объединения МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе: «День здоровья», спортивно-развлекательная игра «Мистер-твистер», спортивная игра «Снежный десант», спортивно-познавательная игра «Знатоки спорта» и др. Ежегодно проводятся внутренние соревнования объединения по общей физической подготовки, что позволяет в течение многих лет занимать призовые места на туристических соревнованиях. Выпускники туристического клуба «Истоки» постоянно принимают участие в организации, проведении и судействе игр на местности «Зарница», «Взятие снежной крепости». Визитная карточка практики |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе воспитателя СП ГБОУ ООШ № 4 детский сад № 9 Малышевой Светланы Анатольевны
Я работаю с детьми пятнадцать лет. Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного умственного...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», «Музыка», детей подготовительной к школе группы дошкольных образовательных учреждений.
Тема: «Необычное путешествие» Цель: создание условий для проявления детской самостоятельности и инициативности в процессе музыкальной деятельности. Задачи: Развивать творческую активность в музыка...
Формы обучения при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации
В учебном процессе могут быть реализованы разные формы обучения с использованием цифровых технологий в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики у...
Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС
Содержание общего образования характеризуется современными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...
Рабочая программа образовательного модуля «Первый раз в первый класс» (стартовый образовательный модуль в первом классе (сентябрь – октябрь), организация образовательного процесса в адаптационный период (переход от дошкольного к школьному обучению)
Специфика начального этапа обучения в школе определяется необходимостью восполнения (компенсации) детского опыта в разных практических областях до того у...