Одарённый ребёнок - подборка материалов для учителя
консультация

Морозова Людмила Александровна

Одарённый ребёнок - подборка материалов для учителя, классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon odarennye_deti.zip837.91 КБ

Предварительный просмотр:

     Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.

Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

Учитель должен быть:

- увлечен своим делом;

- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

- профессионально грамотным;

- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

- проводником передовых педагогических технологий;

- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

- знатоком во всех областях человеческой жизни.

Обучение одаренных детей

 Возникает много сложностей в обучении одаренных детей. Образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.

 Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Прежде всего, необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку

 Создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.

 Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребенка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.

 Следует придерживаться индивидуального подхода к одаренным детям

 Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей.

 Обучить детей границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищенности, снижают напряженность и предотвращают агрессивность.

 Научить детей, прослеживать межпредметные связи.

Формы работы с одаренными учащимися.

- творческие мастерские;

- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

- кружки по интересам;

 - конкурсы;

 - интеллектуальный марафон;

 - участие в олимпиадах;

- работа по индивидуальным планам;

- научно-исследовательские конференции.

Образовательный процесс

1.        Использование в образовательном процессе интерактивных методов обучения.

2.        Организация дифференцированной работы в рамках урока на этапах объяснения и закрепления материала, инструктажа домашнего задания.

3.        Проведение предметных олимпиад «Интеллектуальный марафон» на уровне «класс — параллель — школа» среди учеников III - IV классов.

4.        Проведение предметных интеллектуальных игр «Ступеньки разума» среди учеников II классов.

5.        Проведение интеллектуальных интерактивных игр «среди учеников III – IV классов.

6.        Участие в международных интеллектуальных конкурсах учеников III – IV классов.

7.        Проведение предметных недель, для развития интереса к учебным предметам и познавательных мотивов учеников I – IV классов.

8.        Организация факультативных занятий.

9.        Организация внеурочной деятельности по развитию интеллектуального и культурного пространства школы:

        участие детей в традиционных общешкольных мероприятиях;

        выставки художественного детского творчества;

10. Организация работы дополнительного образования для расширения возможностей самореализации учеников.

Деятельность учителя

Проведение целенаправленных наблюдений за учебной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, методом педагогического наблюдения.

Изучение и развитие уровня развития организационных, коммуникативных, информационных, мыслительных общеучебных умений и навыков; характеристики уровней развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы учащихся.

Отбор методов, форм и приёмов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, применение этих форм, методов и приёмов. Подготовка дополнительного материала к урокам для развития креативности одарённых и высокомотивированных учеников.

Разработка гибких индивидуальных программ развития одарённого ребёнка. Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять своё внимание и т.п.).

Организация субъект-субъектного сотрудничества в рамках урока.

Организация контроля за развитием познавательной деятельности одарённых учащихся в виде:

        контроля по результатам (итогового контроля);

        процессуального контроля;

        предметного контроля.

Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей: забота о сохранении здоровья, полноценном функционировании нервной системы ребёнка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных способностей.

Формирование коммуникативных навыков, способности включаться и инициировать учебное сотрудничество.

Использование в обучении междисциплинарного подхода на основе интеграции учебных тем и проблем.

Изучение проблем «открытого типа», учёт склонности детей к проблемности обучения, исследовательскому типу поведения, формирование навыки и методы исследовательской работы.

Учёт интересов одарённого ребёнка и максимальное поощрение углублённого изучения учебных тем, выбранных самим учеником.

Содействие изучению способов получения знаний.

Обеспечение гибкости и вариативности учебного процесса с точки зрения содержания форм и методов обучения.

Поддерживать и развивать уровень самостоятельности в учении.

Обучение детей оценке результатов своей работы с помощью содержательных критериев, формирование у них умения публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.

Содействие развитию рефлексии.

Деятельность классного руководителя

Проведение целенаправленных наблюдений за внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, методом педагогического наблюдения.

Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка.

Планирование системы внеклассной воспитательной работы в рамках индивидуальных программ развития одарённых учеников.

Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребёнка и обеспечивающей возможность её удовлетворения (прогулки, посещение социокультурных учреждений, экскурсии, пример взрослых и т.п.).

Проведение различных внеурочных мероприятий (предметных недель, конкурсов, олимпиад и т.д.), позволяющих ребёнку проявить свои способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».

Выявление одарённых детей, создание условий для их оптимального развития, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении ...

Статья: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."

Выступление на МО или педсовете по теме: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."...

Подборка материалов 1 класс Моро

Подборка материалов для совместного с родителями и самостоятельного изучения математики в 1-ом классе по программе «Школа России», Моро М.И. и др. Читайте прикрепленный файл doc....

Подборка материалов 2 класс Моро

Подборка материалов для совместного с родителями и самостоятельного изучения математики во 2-ом классе по программе «Школа России», Моро М.И. и др. Читайте прикрепленный файл doc....

Подборка материалов 3 класс Моро

Подборка материалов для совместного с родителями и самостоятельного изучения математики в 3-ем классе по программе «Школа России», Моро М.И. и др. Читайте прикрепленный файл doc....

Одарённый ребёнок - дар или проблема для учителя?

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.Раннее выявление, обучение и воспитание од...