Одарённый ребёнок - подборка материалов для учителя
консультация
Одарённый ребёнок - подборка материалов для учителя, классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti.zip | 837.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.
Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Обучение одаренных детей
Возникает много сложностей в обучении одаренных детей. Образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.
Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Прежде всего, необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку
Создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.
Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребенка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.
Следует придерживаться индивидуального подхода к одаренным детям
Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей.
Обучить детей границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищенности, снижают напряженность и предотвращают агрессивность.
Научить детей, прослеживать межпредметные связи.
Формы работы с одаренными учащимися.
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
Образовательный процесс
1. Использование в образовательном процессе интерактивных методов обучения.
2. Организация дифференцированной работы в рамках урока на этапах объяснения и закрепления материала, инструктажа домашнего задания.
3. Проведение предметных олимпиад «Интеллектуальный марафон» на уровне «класс — параллель — школа» среди учеников III - IV классов.
4. Проведение предметных интеллектуальных игр «Ступеньки разума» среди учеников II классов.
5. Проведение интеллектуальных интерактивных игр «среди учеников III – IV классов.
6. Участие в международных интеллектуальных конкурсах учеников III – IV классов.
7. Проведение предметных недель, для развития интереса к учебным предметам и познавательных мотивов учеников I – IV классов.
8. Организация факультативных занятий.
9. Организация внеурочной деятельности по развитию интеллектуального и культурного пространства школы:
участие детей в традиционных общешкольных мероприятиях;
выставки художественного детского творчества;
10. Организация работы дополнительного образования для расширения возможностей самореализации учеников.
Деятельность учителя
Проведение целенаправленных наблюдений за учебной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, методом педагогического наблюдения.
Изучение и развитие уровня развития организационных, коммуникативных, информационных, мыслительных общеучебных умений и навыков; характеристики уровней развития мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы учащихся.
Отбор методов, форм и приёмов, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, применение этих форм, методов и приёмов. Подготовка дополнительного материала к урокам для развития креативности одарённых и высокомотивированных учеников.
Разработка гибких индивидуальных программ развития одарённого ребёнка. Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять своё внимание и т.п.).
Организация субъект-субъектного сотрудничества в рамках урока.
Организация контроля за развитием познавательной деятельности одарённых учащихся в виде:
контроля по результатам (итогового контроля);
процессуального контроля;
предметного контроля.
Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей: забота о сохранении здоровья, полноценном функционировании нервной системы ребёнка, обеспечивающем способность к сосредоточенному умственному труду, соблюдении режима умственного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях удовлетворения возрастных способностей.
Формирование коммуникативных навыков, способности включаться и инициировать учебное сотрудничество.
Использование в обучении междисциплинарного подхода на основе интеграции учебных тем и проблем.
Изучение проблем «открытого типа», учёт склонности детей к проблемности обучения, исследовательскому типу поведения, формирование навыки и методы исследовательской работы.
Учёт интересов одарённого ребёнка и максимальное поощрение углублённого изучения учебных тем, выбранных самим учеником.
Содействие изучению способов получения знаний.
Обеспечение гибкости и вариативности учебного процесса с точки зрения содержания форм и методов обучения.
Поддерживать и развивать уровень самостоятельности в учении.
Обучение детей оценке результатов своей работы с помощью содержательных критериев, формирование у них умения публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности.
Содействие развитию рефлексии.
Деятельность классного руководителя
Проведение целенаправленных наблюдений за внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, методом педагогического наблюдения.
Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка.
Планирование системы внеклассной воспитательной работы в рамках индивидуальных программ развития одарённых учеников.
Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребёнка и обеспечивающей возможность её удовлетворения (прогулки, посещение социокультурных учреждений, экскурсии, пример взрослых и т.п.).
Проведение различных внеурочных мероприятий (предметных недель, конкурсов, олимпиад и т.д.), позволяющих ребёнку проявить свои способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».
Выявление одарённых детей, создание условий для их оптимального развития, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении ...
Презентация к выступлению на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».
Одарённые дети – наше достояние....
Статья: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."
Выступление на МО или педсовете по теме: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."...
Подборка материалов 1 класс Моро
Подборка материалов для совместного с родителями и самостоятельного изучения математики в 1-ом классе по программе «Школа России», Моро М.И. и др. Читайте прикрепленный файл doc....
Подборка материалов 2 класс Моро
Подборка материалов для совместного с родителями и самостоятельного изучения математики во 2-ом классе по программе «Школа России», Моро М.И. и др. Читайте прикрепленный файл doc....
Подборка материалов 3 класс Моро
Подборка материалов для совместного с родителями и самостоятельного изучения математики в 3-ем классе по программе «Школа России», Моро М.И. и др. Читайте прикрепленный файл doc....
Одарённый ребёнок - дар или проблема для учителя?
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.Раннее выявление, обучение и воспитание од...