Доклад на тему "Проектная деятельность в начальной школе"
проект по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferentsiyu.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Я, Зверева Мария Васильевна, учитель начальных классов МКОУ Балтинской средней общеобразовательной школы
Хочу поделиться опытом своей работы по применению технологии проектной деятельности в начальной школе.
Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова американского психолога Карла Рэнсома Роджерса:
Школа должна превратиться из супермаркета, где раздают «замороженные идеи», в место, где можно искать и самостоятельно находить новые знания.
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Сегодня общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Какие из педагогических технологий целесообразно применять в начальной школе, чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями? Каждый учитель подходит к этому вопросу индивидуально.
Необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности обучающихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
Цель проектной деятельности:
Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач.
Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания.
Проектная деятельность ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Проектная деятельность является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.
В сентябре 2011 года я приняла 1-ый класс, и начало работы с новым классом совпало с внедрением ФГОС в первом классе нашей школы. И конечно для меня, детей, а также их родителей казалось новое и непонятное.
Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями. Это очень важное направление в проектной деятельности. И где, как ни в начальной школе, заинтересовать надо сначала родителей и уже с их помощью - детей. Ребенок задал вопрос, как надо найти время и не оттолкнуть от себя, а, наоборот, продлить этот интерес, найти вместе на этот вопрос ответ, сходить вместе в библиотеку. Полистать дополнительную литературу, зайти в интернет.
Работа с родителями: научить отвечать на вопросы детей..
Конечно, без помощи родителей обучающиеся не смогли бы справиться с поставленными перед ними задачами. Да и Стандартом, определено, что работа над проектом строится совместно со взрослыми. Поэтому свою работу начала с проведения родительского собрания, на котором рассказала родителям о целях и задачах проектной деятельности, совместно с родителями рассмотрели темы проектов предлагаемые обучающимся в учебном году по предметам.
Первоначальные требования работы над проектом в 1 классе были определены мною как: выполнение работы на листе А-4, с подборкой нескольких фотографий и описанием в 5-7 предложений. На уроках совместно с детьми определялись темы для проектов, наглядный материал в виде фотографий, которые они могут поместить в проект, объем работы который выполнит ребенок, а что помогут ему сделать родители.
2 этап.
На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по литературному чтению, окружающему миру. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей.
Работа над проектом— работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет:
- проявить себя,
- попробовать свои силы,
- приложить свои знания,
- принести пользу,
- показать публично достигнутый результат.
Продукты, которые могут получить дети в результате проектной деятельности:
В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (универсальных учебных действий), таких как:
- Проектировочные
- Исследовательские
- Информационные
- Коммуникативные
- Экспериментальные
- Рефлексивные
- Презентационные.
Какова же роль учителя в ПД?(проектной деятельности)
Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.
Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.
Правила, по которым нужно строить свою работу в ПД: ?(проектной деятельности)
- Подходить творчески к любому проекту моего ученика.
- Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
- Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
- Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).
- В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.
- Тесно сотрудничать с родителями.
При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз раскритиковать
Я своих детей не принуждаю в выполнении каждого проекта, а напоминаю что эта работа выполняется добровольно и если ребенок не участвует в этом проекте, то может принять участие в следующем.
Спасибо интернету, который помог в создании памятки для защиты проектов. Эта памятка есть у каждого моего ребенка:
Памятка для защиты проектов:
1 Я подготовил проект на тему....
2. В ходе работы над проектом я решил следующие задачи….
3. В ходе проекта я решил проблему...
4.Для своего проекта отобрал материал.....
5. Использовал такую литературу....
6. Продукт моего проекта....
7. Я хочу рассказать о.....
8.На рисунке (фото) изображено.....
9. Я использовал эти фотографии или рисунки потому что....
10. Мне понравилось работать над проектом, т.к. я узнал....
11. Мой продукт можно использовать...(продвижение проекта)
12 .Актуальность моего проекта заключается в том, что....
В этом учебном году для защиты своих проектов обучающиеся использовали вопросы которые подчеркнуты. В следующем учебном году обучающиеся будут использовать все вопросы памятки.
Первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные результаты:
- дети выполняли работу вместе с родителями;
- работали с дополнительной литературой и Интернетом;
-проявили себя в оформлении окончательного продукта
-получили первый опыт публичного выступления с собственной работой
Среди наиболее значительных работ, которые выполнили мои ученики, можно назвать следующие:
- Мой класс и моя школа;
- Моя семья; - Моя малая родина;
-Мои домашние питомцы;
-Профессии;
- Родословная; -Мои друзья;
-Мой любимый писатель; _
Мамочка у каждого самая прекрасная;
-Семья слов,
- рассказ ослове;
Русское народное творчество;
- Города России;
страны мира;
- Мы и экологи
– Красная книга;
-9 мая – день победы;
Мои добрые дела и т.д.
Дети испытывают гордость за представленные результаты своего труда. Им дана возможность рассказать о своей работе, показать, что получилось, поделиться впечатлениями.
О каждом из выполненных проектов можно долго рассказывать. К каждому из них учащиеся подходят творчески, проявляют максимум самостоятельности, наглядно видят результаты своего труда, пользу своего проекта.
При использовании в образовательном процессе проектной деятельности происходит формирование у детей личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям, уважение), Развиваются познавательные интересы, инициатива, любознательность, самостоятельность, целеустремленность.
Сами дети отмечают, что, работая над проектом в группах, становятся дружнее, сплоченнее, внимательнее друг к другу, учатся прислушиваться к чужому мнению, обсуждать его, а не опровергать сразу, как иногда бывает.
Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках, и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
Этот вид деятельности интересен как мне, так и учащимся. И даже многим родителям . Поэтому работа в данном направлении будет вестись и дальше.
Я хочу закончить словами из пословицы: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, вовлеки - и я пойму», которые можно считать девизом проектной деятельности.
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать… Лев Николаевич Толстого
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"
Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....
Доклад "Исследовательская деятельность учащихся начальной школы"
Доклад содержит рекомендации по проведению исследовательской работы по окружающему миру в начальной школе, поэтапному ее ...
Доклад на тему:"Организация внеурочной деятельности. Преемственность начальной школы и дополнительного образования."
Выступление на круглом столе в МОУ школа № 8 г.о. Жуковский. Тема круглого стола: "Функционирование воспитательной системы в ОУ в процессе реализации основных направлений образовательной програм...
Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"
В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...
Доклад«Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»
Доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности»...
Доклад «Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности»
Моя задача заключается в том, чтобы коротко рассказать вам об основных моментах работы над проектной деятельностью...
Доклад " Контрольно-оценочной деятельности в начальной школе»"
Появились такие существенные изменения, как включение в управление процессом обучения и воспитания педагогического мониторинга, педагогических технологий, проектировочной деятельности, прогнозирования...