Методическое сопровождение специалистов как средство повышения профессиональной компетентности (Педагогические гостиные)
методическая разработка
Изменения в образовательной политике, происходящие на современном этапе развития Российской Федерации, влекут за собой переосмысление традиционных взглядов на основы теории и практики образования, что невозможно без существенных перемен в профессиональном сознании специалиста. В связи с этим актуальным становится повышение профессионального уровня педагогов, уровня их самообразования, самосовершенствования. Одним из средств оказания помощи в этом вопросе является методическая поддержка специалистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Цыпкина Татьяна Юрьевна
методист, учитель-логопед высшей кв.к. ГБОУ гимназия №107
Методическое сопровождение специалистов как средство повышения профессиональной компетентности (Педагогические гостиные)
Основными направлениями работы учителей-логопедов логопедических пунктов общеобразовательных школ являются комплексная диагностика, профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи младших школьников. Учителя-логопеды оказывают помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, работают в тесном контакте с учителями начальных классов и воспитателями групп продленного дня, консультируют родителей и учителей по вопросам, находящимся в компетенции логопеда.
Современные требования, предъявляемые к уровню профессионального мастерства, диктуют необходимость методической поддержки специалистов. В нашем районе такая поддержка оказывается со стороны опытного руководителя структурного подразделения и методиста. Учителя-логопеды принимают активное участие в регулярной работе районного учебно-методического объединения и всегда находятся в творческом поиске.
Научно-методическая деятельность представляет собой совокупность мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства, создание необходимых условий для реализации творческих инициатив, способствующих повышению качества коррекционно-развивающего обучения. Это овладение современными навыками и приемами диагностики, профилактики и коррекции речевых нарушений, апробирование инновационных педагогических технологий и выработка рекомендаций по их использованию. Это поиск новых, наиболее эффективных форм и методов в организации, осуществлении и обеспечении коррекционного процесса.
Цель методической деятельности – оказание действенной помощи специалистам, работающим в системе коррекционно-развивающего обучения, обобщение, внедрение и распространение передового педагогического опыта, повышение теоретического и практического уровня знаний, педагогической квалификации.
Основными задачами методической деятельности являются:
- организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов;
- модификация и адаптация традиционных методик, технологий и программ;
- совершенствование и внедрение инновационных технологий обучения с целью повышения эффективности коррекционно-логопедического воздействия;
- активизация самообразовательной, поисковой, творческой работы учителей-логопедов;
- стимулирование группового творчества и инициативы;
- оказание методической помощи специалистам в создании собственных методических разработок;
- разработка методических материалов, отвечающих современному состоянию науки и требованиям коррекционной педагогики;
- совершенствование педагогического мастерства, обобщение и распространение опыта работы.
Наиболее значимые направления методической деятельности:
- Создание и систематическое обновление банка данных о педагогических кадрах структурного подразделения;
- разработка локальных нормативных документов, систематизированных во Внутренний стандарт единого оформления документации;
- изучение и внедрение достижений педагогической науки и практики, педагогического опыта, научных исследований и инноваций в практику коррекционно-развивающего обучения;
- оказание профессионально-методической помощи специалистам в их практической деятельности;
- просветительская деятельность, направленная на повышение педагогической компетентности участников образовательного процесса;
- публикации методических разработок по темам самообразования;
- консультационная деятельность;
- организация работы с молодыми учителями-логопедами, наставничество;
- подготовка к аттестации;
- оформление и информационное сайтов специалистов;
- оснащение логопедических кабинетов программными, методическими, диагностическими материалами, зафиксированными в персональных Паспортах кабинетов;
- осуществление преемственности между логопедами школьных и дошкольных учреждений.
Формы методической деятельности:
- система методических мероприятий (семинары, конференции, мастер-классы, деловые игры, круглые столы, открытые занятия, лекции-беседы, «Педагогические гостиные» для родителей, консультативно-практические занятия);
- использование разнообразных форм методического взаимодействия учителей-логопедов (творческие группы, коллективное объединение, индивидуальная работа).
Результатом научно-методической деятельности специалистов является освоение педагогических инноваций и создание новых технологических подходов в коррекционно-развивающем воздействии, разработка методических рекомендаций их применения, создание дидактических материалов, наглядных пособий, речевых игр и тренажеров и с использованием современных компьютерных технологий. Методические разработки находят отражение в публикациях на передовых педагогических сайтах, публикациях в печатных сборниках различного уровня, стендовых докладах и выступлениях на педагогических советах, районных и городских семинарах, научно-практических конференциях всероссийского и международного уровня.
Одной из нестандартных форм в системе методических мероприятий нашего структурного подразделения является проект лекций-бесед для родителей «Педагогическая гостиная», который реализуется как на базе ГБУ ДО ЦППМСП, так и в школьных учреждениях Выборгского района.
Цель проекта:
формирование родительской аудитории, повышение педагогической компетентности родителей в вопросах профилактики речевых нарушений у детей, приобщение родителей к активному участию в развитии ребенка, повышение профессиональной компетентности специалистов службы сопровождения.
Задачи проекта:
- проводить консультативно-просветительскую работу;
- стимулировать познавательную активность родителей;
- повышать их информативный уровень и способствовать применению полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности;
- познакомить родителей с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями;
- способствовать формированию у родителей потребности в активном общении с детьми;
- пропагандировать психолого-педагогический опыт;
- стимулировать потребность специалистов к повышению уровня профессионального мастерства.
Мы стремимся приобщить родителей к активному участию в развитии ребенка, что способствует более успешному овладению обучающимися школьной программой и воспитанию активных, компетентных, толерантных, успешных и здоровых жителей нашего города.
С целью выявления родительского запроса проводится анализ пожеланий родителей в ходе предшествующих встреч и во время консультаций.
Обсуждение актуальных для родителей проблем происходит в неформальной обстановке (гостям предлагается окунуться в атмосферу дружеского чаепития), что располагает к доверительному общению, дает возможность выразить личное отношение к изложенному мнению, перенять положительный опыт, развивает дух плодотворного сотрудничества.
Поскольку круг родительских интересов широк и затрагивает не только проблемы речевого развития, к участию во встрече наряду с учителями-логопедами (их на встрече присутствует двое) привлекаются и педагоги-психологи, и дефектологи. Каждый специалист подбирает материалы для своего выступления в соответствии с общей тематикой встречи.
Родители активно включаются в обсуждение, задают вопросы общего и личного характера. Очень отзывчивы они и на детские игры.
Для подобных встреч важно поменьше излагать теории, использовать наглядность, которую родителям можно не только увидеть на мониторе, но и пощупать, унести домой, т.е. получить основательный практический багаж. Поскольку книжный материал не всегда доступен родителям по цене или по магазинной близости, то велик их спрос к Интернет-ресурсам. Поэтому специалисты подготавливают перечень ссылок на какие-либо полезные в рассматриваемом вопросе сайты.
Традиционно в течение года проходит 5 встреч (в октябре, ноябре, январе, марте, апреле), тематика которых определяется, как ранее говорилось, родительским спросом. Наибольшее количество встреч проходило на следующие темы:
- «И снова в школу» (о профилактике речевых нарушений, о причинах школьной неуспешности)
- «Пишу красиво» (о развитии навыка каллиграфического письма, о необходимости развития мелкой моторики пальцев)
- «Загадочная математика» (о проблемах обучения математике детей с дискалькулией, о развитии пространственно-временных отношений)
- «Пишем изложения и сочинения вместе» (родители узнавали о методах мнемотехники для составления или пересказа текста, получали рекомендации по развитию связной письменной речи)
- «Лето с пользой» (советы наших специалистов о полезном летнем времяпрепровождении)
Как очевидно, современная жизнь предъявляет все больше и больше требований. Развитие инновационных педагогических, компьютерных технологий прогрессирует. Поэтому и наше учебно-методическое объединение постоянно развивается. У нас много сильных сторон: владение современными методиками диагностики и коррекции речевых нарушений, активная просветительская деятельность, внедрение инноваций, высокая мотивация учителей-логопедов к работе и повышению уровня профессионального мастерства.
Литература
- Мишина А.П., Кочеткова Т.В. Организация методической работы и оформление школьной документации при реализации ФГОС НОО. Методические рекомендации. М.: Издательство: Русское слово, 2014.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011–2020 гг. «Петербургская школа 2020» http://k-obr.spb.ru/downloads/435/1.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта - один из способов повышения профессиональной компетентности учителя.
Учителю самостоятельно возможно повысить уровень профессиональной компетентности, через овладение умением, составлять технологическую карту урока.Для развития профессиональной компетентности самостоят...
Педагогический проект "Повышение профессиональной компетентности учителя как фактор обеспечения качества образования в начальной школе"
Профессиональная компетентность учителя является решающим фактором обеспечения качества образования в начальной школе.Качество образования –комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень об...
«Инновационная деятельность в начальной школе и ее влияние на повышение профессиональной компетентности учителя»
Участие в исследованиях помогает творческому росту учителя и повышает его квалификацию. Педагоги с большим опытом практической работы систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробаци...
Повышение профессиональной компетентности в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт уверенно шагает по стране! На сегодняшний день все учащиеся с 1 по 4 классы учатся по новым федеральным гос стандартам. В данном контексте ме...
Использование современных педагогических технологий с целью повышения профессиональной компетентности педагога
Использование современных педагогических технологий с целью повышения профессиональной компетентности педагога в 1 «В» классе...
Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями.ДОКЛАД
Реализация основных направлений деятельности образовательного учреждения: внедрение инновационных процессов, повышение профессиональной компетентности педагогов, система сопровождения детей...
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В статье раскрываются условия повышения профессиональной компетентности классного руководителя...