Выявление и развитие способностей обучающихся
статья

Карпенко Ольга Владимировна

Выявление и развитие способностей обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnye_deti.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление и развитие способностей обучающихся

В настоящее время приоритетным направлением работы педагога является выявление способностей учащихся. Одарённый ребёнок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий.

Цель  работы  – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась.

Задачи:

1. Сформировать навыки и умения в работе с учебной и дополнительной литературой, обучить анализу материала и оформлению сообщения, доклада, реферата.

2. Развить умение у обучающихся выявлять проблемы, находить пути их решения, обосновывать свои выводы.

3. Обосновать эмоционально-ценностное отношение школьников к процессу изучения биологии, потребности в творческой самореализации, самообразовании, саморазвитии

 Методика моей работы с одаренными детьми составляется и реализуется совместно с  психологом, учителями, администрацией, родителями.  

Учитывая возрастные особенности  учеников,  я строю свою работу поэтапно:

Выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс.

Для эффективного выявления одаренных детей необходим комплексный подход к процедуре исследования. Центральные фигуры в педагогическом процессе – педагог и ребенок. Исходя из этого, наблюдения педагога, его критерии выявления одаренных детей наиболее ценны. В педагогическом процессе возрастает роль педагога как диагноста, где самый главный его инструментарий педагогическое чутье, интуиция и опыт.

Одаренность бывает:

1.Академической (способность учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью, легко и быстро схватывают школьный материал.

2.Интеллектуальной (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное.

3.Художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства.

4.Творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.

5.Психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.

Одаренный, талантливый ребенок – это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, – задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.

Одаренному ребенку нужна и дисциплина, и возможность делать ошибки и брать на себя ответственность. Следует помнить, что одаренный ребенок уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьезным размышлениям, интересуется глобальными проблемами, о которых часто говорят взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к совершенству, в любом вопросе доходит до самой сути.

Одаренный ребенок проявляет понимание к другим людям, очень чувствителен несправедливости, крайне критичен к взрослым, которые идут на компромисс с совестью во избежание конфликтов, склонен самонаблюдению и постоянно оценивает, что хорошо и что плохо в нем самом. Одаренный ребенок не выносит глупости, особенно когда она маскируется чьим-то авторитетом. Он стремится быть творческим, изобретательным и, как результат, ищет необычные, новые способы выполнения обычных дел. Такой ребенок, конечно же, проявляет склонности к занятиям наукой и искусством.

Портрет одаренного ребенка:

1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4. Склонен к рискованным действиям.

5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8. Не конфликтен, не боится отличиться от других.

9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Академик А.Н. Колмогоров сказал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

Творческие способности учеников особенно проявляются при проведении предметных недель, которые регулярно проводятся в нашей школе, при организации литературных гостиных. Большинство детей моего класса принимают активное участие в различных предметных и интеллектуальных конкурсах уже с 1класса.

Дети моего класса также активно участвуют и в исследовательской работе.

Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Учебная исследовательская деятельность –специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.

Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

Для отслеживания  возможностей детей, их одарённости, я применяю  таблицы, в которых фиксирую результаты выступления детей  на мероприятиях разного уровня.

 

Экран одарённых детей класса

ФИ одарён

ного ученика

класс

Виды одарённости

Способ

ности

Ме

Формы работы

Яв-

ная

Скры-

тая

Интеллектуаль

ная

Ран

няя

Позд

няя

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

 

Экран одарённого ученика

Данный экран заполняется учителем в течение всего периода обучения ученика в классе и позволяет отслеживать познавательный рост одарённого ученика, его достижения. При переходе ребёнка в 5 класс видны его способности и наклонности, что позволяет учителю в дальнейшей деятельности развивать способности ученика.

Экран одарённого ученика

ФИ ученика

Год обучения

 

 

 

 

Участие в конкурсах, олимпиадах класса (место)

Участие в конкурсах олимпиадах школы (место)

Участие в районных мероприятиях (степень участия, место)

Участие во всероссийских и межрегиональных мероприятиях (степень участия, место)

Участие в международных мероприятиях (степень участия, место)

Итог за учебный год

Какие выявлены новые способности ребёнка

Рекомендации учителя при переходе в 5 класс

 

Сведения об участии в школьных

и дистанционных конкурсах, олимпиадах

                    Фaмилия,

                   имя учащихся

                  Дата участия

Название

конкурса,

олимпиады

                                     

Результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.2. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной  деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях....

Выявление и развитие способностей обучающихся

Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решен...

Тест - Выявление и развитие способностей обучающихся

Выявление и развитие способностей обучающихся...

Выявление и развитие способностей обучающихся

Способы выявления и развития способностей обучающихся...

Выявление и развитие способностей обучающихся начальной школы

              В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими...

2.1.Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности

2.1.Выявление и  развитие способностей  обучающихся  к научной (интеллектуальной), творческой,физкультурно-спортивной деятельности...