Доклад педагогического чтения
методическая разработка

Петрова Татьяна Николаевна

 

 

Современные технологии в процессе формирования цифровой грамотности у участников образовательного процесса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии в процессе формирования цифровой грамотности у участников образовательного процесса

Т.Н.Петрова, учитель нач.классов, МБОУ Тарнопольская  СОШ

Под технологией (от греч. techne – мастерство, искусство и logos – знание, учение) понимается совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, а также сами эти процессы, при которых происходит качественное изменение объекта.  Еще Я. А. Коменский утверждал, что для того, чтобы работа учителей была более результативной, необходимо их научить пользоваться педагогическим инструментарием.

Определение С.О. Филипповой, деятельность в процессе обучения, классифицированная по признаку охвата учебного материала;  …последовательное (пошаговое) применение различных приемов, обеспечивающих решение поставленных задач, но различно в зависимости от личности исполнителя, особенностей контингента учащихся, психологического климата в коллективе [6, с. 74].        

Н.Е. Щуркова, понимает это так - «искусство прикосновения», т. е. качественное воздействие, подразумевающее тонкость, уважительность, бережность – во имя сохранения уникальной личности и ее максимального успешного развития [6, с. 75].

Н.Н. Венгерова говорит, что следует различать понятия «технология» и «педагогическая технология». Технология является своего рода инструментом определенной сферы человеческой деятельности, в которую входит целый ряд средств, методов и подходов, необходимые в первую очередь для образования продукта до завершающей стадии. Специфика организационных приемов и операций используются ответственным лицом во время трудового процесса. Современные технологии отличаются не по смыслу, а по способу реализации, связанному с достижениями новых технических возможностей [2, с. 83].

Цифровая грамотность – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.

Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью. Цифровая грамотность служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг.

Основные организационные формы использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы: - компьютерный класс; - один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору; - компьютер в библиотеке школы; - один - пять компьютеров в рабочей зоне класса; - компьютер у учащегося дома.

В нашей практике – это один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору. Так же на базе нашей школы создан центр «Точка роста», который обеспечил нашим детям, живущим в сельской местности, доступ к новым формам образования. Она является для нас важным ресурсом формирования современных технологических навыков у обучающихся. За всё время работы центра можно с твёрдой уверенностью сказать, что жизнь и учителей и обучающихся значительно изменилась.

 Большое значение в учебной деятельности имеют проекты. У детей имеется определённая тема, ставится цель. У каждой группы своё задание. Чтобы добиться цели надо провести большую исследовательскую работу. При помощи Интернет – ресурсов ребята находят необходимую для них информацию, обрабатывают её и помещают на слайд. Затем все слайды объединяем в общую презентацию. К урокам окружающего мира обучающиеся готовят самостоятельно, либо с помощью взрослых, сообщения на определённые темы. У меня в классе есть обучающиеся, которые проживают в с. Анучинск. Там  нет интернета и мобильной связи. Поэтому я даю детям задание на электронные носители. Дома самостоятельно или при помощи взрослых, полученный таким образом материал, обрабатывается, корректируется и получается результат. Уже с первого класса на уроках, кроме мультимедийных  презентаций,  мы применяем электронные тесты и тренажёры как при изучении новой темы, так и при закреплении. Это устный счёт и таблица умножения по математике, различные схемы и таблицы по русскому языку. А в 3-4 классах дети могут придумать уже свои тесты. Например, на уроке чтения в 3 классе при работе с  изученным текстом В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница» детям даётся задание придумать 10 вопросов с 3 вариантами ответов, один из которых верный. В 4 классе на уроке окружающего мира в качестве домашнего задания детям было предложено придумать свои тесты по следующим темам: «Планеты солнечной системы» и «Моря, озёра и реки России». Ученики, чувствуя самостоятельность и ответственность, с большим удовольствием выполняют эту работу. Также на уроках окружающего мира детям очень помогают понять изучаемый материал показы документальных и мультипликационных фильмов, относящихся к изучаемым темам. Это мультипликационные фильмы: «Миф о Дедале и Икаре», «Миф о Геракле» и т.д. Документальные фильмы : «Планета Земля», «В царстве Растений», «Что такое Экономика», «Наша экология».

Очень помогает при обучении обучающихся интерактивная доска. Вот только некоторые примеры того, как мы пользуемся ею на уроках русского языка. Это составление таблиц (например, по частям речи) и их заполнение, распределение слов по определённым группам, разборы предложений, вставка пропущенных орфограмм. Особенно моим детям нравится задание «Исправь ошибки». На доске текст с большим количеством ошибок, которые надо найти, исправить и объяснить. На математике при изучении темы «Площадь прямоугольника (квадрата)» дети с большим увлечением рисовали геометрические фигуры, находили площадь и периметр. Очень удобно применять во время устного счёта. Также используем доску на уроках окружающего мира и литературного чтения. Удобно находить и выделять выразительные средства речи (метафоры, эпитеты) в тексте стихотворений, а также устанавливать соответствие между автором и названием его произведения возможности нашей чудо – техники на таком этапе урока как « физминутка». Довольно часто обучающиеся нашей школы просматривают видеоролики о ВОВ, узнают историю нашей страны.

Во время занятий по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» дети пользовались Интернет – ресурсами, чтобы познакомиться с валютой разных стран, искали изображения древнегреческих монет. Интернет помог нам поближе познакомиться с историей Российских денег. Была организована работа по проектной деятельности по следующим темам: «Что такое деньги?», «Семейный бюджет», «Куда тратятся деньги?», «Откуда в семье берутся деньги?» Целью всех этих проектов является повышение финансовой грамотности учащихся, формирование разумного финансового поведения, проявление ответственного отношения к личным финансам. Дети самостоятельно планировали семейный бюджет, составляли таблицу расходов и доходов. У школьников была возможность принять участие в онлайн – уроках по финансовой грамотности. Данная внеурочная деятельность помогает реализовать знания, полученные в этой деятельности, на практике в реальной жизни.

Во время проведения родительских собраний демонстрируем видеофайлы из школьной жизни детей, таблицы с итогами обучения, делаем необходимые записи. В связи с этим модель ИКТ развивает умения детей извлекать и собирать необходимую информацию, способность находить инструменты для ИКТ для определения необходимой информации, способность передавать информацию в доступном для других виде.

Во время проведения ШМО нами была разработана программа «Использование ИКТ в начальных классах», где для проведения урока используются информационные технологии (ИТ) (применяем ИТ на отдельных этапах урока, используем ИТ для закрепления и контроля знаний, организуем групповую и индивидуальную работу).

Создание собственных ресурсов: электронные тесты (окружающий мир подойдёт любая тема) презентации, лабораторные работы, программные продукты, электронные учебники, тренажеры (по математике при изучении таблицы умножения, по русскому языку для комплексных заданий по всем темам), презентации, позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка.

 Перед современным педагогом стоит проблема: как научить ребенка не только ориентироваться в современной реальности, и как использовать новые возможности информационных технологий в учебном процессе?

Все это актуализирует проблему освоения ИТ-технологий в области организации обучения в условиях начальной школы, опираясь на разносторонний опыт ученика, на умения самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Это требует создания в образовательной практике, особенно на этапе начального обучения, определенных условий для включения современных технических достижений для конструирования учебного процесса и развития интереса к познанию. Однако отмечаем, что многообразие компьютерных возможностей большинством учителей начальной школы используется в качестве иллюстрации к репродуктивным методам, хотя стандарт современного образования делает упор на развитие творческого мышления.

Нельзя не согласиться с выводами Л.И. Божович  [1], А.А. Люблинской [3], Л.М. Фридмана [8] и других, которые считают, что младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями для развития личности и ее сущностных сил. В аспекте нашего исследования, важно обратить внимание на то, что многие психологи доказывают необходимость создавать специальные условия, позволяющие ребенку активно включаться в процесс получения знаний.

Например, М.И. Махмутов [4], Н.Ф. Талызина [7] и другие указывают на то, что одной из главных причин, порождающих неуспеваемость школьников, является неумение учиться. Научить ребенка учиться самостоятельно, при формировании умения самоорганизации школьника.

Эффективность использования мультимедиа при обучении детей в первую очередь зависит от учета возрастных особенностей школьника (а именно: типа восприятия и усвоения информации), в соответствии с которыми педагог должен обосновывать выбор той или иной формы мультимедиа.

Как правило, у детей в этом возрасте сформировано активное восприятие, на фоне которого они способны представлять в любом абстрактном виде любые буквенные, цифровые или звуковые элементы.

Высокий уровень интеллектуального формирования у детей младшего школьного возраста обуславливается максимальной познавательной мотивационной деятельностью, способностями и готовностью изучать и получать новые знания с учетом небольших исследований. Самым наилучшим вариантом является разработка и демонстрация презентации в программе Power Point, состоящей из 4-5 слайдов.

Исходя из этого, следует отметить, что современные мультимедийные средства, такие как: применение компьютеров, демонстрация презентации и интерактивной доски, мультимедийного проекта способны полноценно повлиять на интеллектуальное развитие детей, что позволит им быстрее усвоить и закрепить новый материал. В связи с этим, следует отметить, что целесообразно применять вышеперечисленные средства, поскольку именно они способны повысить интерес, мышление, восприятие, наблюдательность у детей и оперативно воспринимать полученную информацию на уроках [5, с. 24].

Преимущества использования ИКТ: - позволяют индивидуализировать (каждый ребёнок может работать в своём темпе за компьютером) и дифференцировать (можно построить уровни сложности задач при работе за компьютером) обучение; - способствуют повышению мотивации обучения; - повышают активность обучаемых; - повышают эффективность процесса обучения; - дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений; - усиливают межпредметные связи благодаря использованию компьютерных моделей; - расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность (информационно-справочные системы, электронные учебники, презентации, электронные энциклопедии, которые в отличие от привычных учебников и учебных пособий имеют практически неограниченные возможности использования всех систем восприятия информации: аудиального, визуального, кинестетического); - повышают возможности обеспечения обратной связи, контроль самостоятельной работы учащихся; - предоставление пользователю возможности возвращения к изученному материалу в случае необходимости.

Цифровая грамотность способствует успешному обучению: обучающиеся легче получают доступ к информации по мере того, как растет объем баз данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступ по сравнению с работой с традиционными, бумажными ресурсами обучения. Компонентом  цифровой грамотности является и управленческая информация, предоставляемая обучающимся и используемая ими в частной жизни, когда они вступают в онлайн - сообщества и работают с различными сетями. С другой стороны, интегрированная и оценочная информация становится частью навыков, осваиваемых в классе, когда учитель выступает как эксперт по оценке информации, показывая обучающимся различия между надежными и бесполезными цифровыми ресурсами.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Питер, 2008. 398 с.
  2. Венгерова Н. Н. Семантический анализ определений понятия «Педагогическая технология» // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №1. С. 83–86.
  3. Люблинская A.A. Умственные действия в работе младших школьников по новым программам. Советская педагогика 1973. № 5. с. 34‒41
  4. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы. М.: Педагогика, 1975. 368 с.
  5. Мудракова О.А., Конова А.А. Учет возрастных особенностей при использовании технологии мультимедиа в учебном процессе // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 6A. С. 45‒51
  6. Педагогика начального образования. Учебник для вузов / под ред. С.А. Котовой. СПб.:  Питер, 2017. 336с.
  7. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984. 232 с.
  8. Фридман Л.М. Как предотвратить неуспеваемость учащихся? // Завуч. – 1999. № 7. С.54-85.t 195. Психологическая наука учителю. М.: Педагогика, 1985. 224 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС"

Работа содержит современные педагогические технологии, которые можно использовать в учебно-воспитательном процессе.  В данной работе происходит сравнения традиционных технологий с современными пе...

Доклад «Педагогический словарь в условиях перехода на новые ФГОС»

Доклад  «Педагогический словарь в условиях перехода на новые ФГОС»...

Доклад "Педагогическая сущность мониторинга качества обучения в начальной школе"

Тестовые задания как форма проверки знаний на уроках окружающего мира....

Доклад на педагогических чтениях по внеурочной деятельности

Информация по организации внеурочной деятельности в начальной школе...

Доклад "Педагогические находки формирования интереса к чтению у обучающихся"

Сегодня, как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Современное состояние общества поставило перед образованием ряд проблем. Активизация познав...

Доклад «Симон Львович Соловейчик-один из ведущих отечественных педагогов» (педагогические чтения)

Педагогическое чтениеТема доклада: «Симон Львович Соловейчик-один из ведущих отечественных педагогов»...