Использование разнообразных форм и приёмов активизации познавательной деятельности на уроках математике.
методическая разработка по математике на тему

Сигина Ирина Ивановна

Учёёба - это серьёзный труд, именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление и будит мысль.Существуют различные пути активизации учебной деятельности.Для того, чтобы поддерживать в течениие всего урока внимание дете, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.Всё это требует использование разнообразных форм и приёмов активизации познавательной деятельности на уроках математике. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         НОУ гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца

 Тема:          «  Использование разнообразных форм и приёмов активизации  познавательной деятельности на уроках математики.»

 

                     Учитель начальных классов: Сигина Ирина Ивановна.

                                                            г.Сургут

                               

                                                               2013г.

                     

                                                           Актуальность проблемы

 В качестве реального факта необходимо признать, что достаточно большая часть школьников отличается объективным неприятием математики. Однако без математического образования современный человек обойтись не может в силу следующих причин: - математическое образование – это единственное прошедшее испытание временем средство интеллектуального развития в условиях неизбежного массового обучения; - элементы математики – неотъемлемая часть общей системы ориентации в окружающем мире. Практически каждому человеку приходится постоянно проводить элементарные подсчеты, делать оценки, прикидки, читать графики, осмысливать статистические данные и т.д.; - математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается интеллектуальная честность, критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству. Сложность заключается в создании привлекательного для учащихся курса математики. Возникает необходимость кропотливого поиска таких приемов методики преподавания и организации учебного процесса, чтобы не заставлять насильно делать неинтересное, чтобы ученику «захотелось» понять и учить математику. Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую форми- рование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. К тому же в современных условиях важное значение приобрела проблема профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно. Одной из главных задач школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимися, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и расширению знаний и умений, совершенствованию умения применять их в своей практической деятельности. Реализовывать данную задачу поможет отлаженная система работы учителя и учащихся. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности

« Радость успеха рождает творческое, заинтересованное отношение к учению, формирует познавательную самостоятельность и интерес»

Учёба – это серьёзный труд, именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление и будит мысль .»

                                                                                                     Ш.А.Амонашвили

Существуют различные пути активизации учебной деятельности:

 - проблемное изложение материала

- комментированные упражнения

-самостоятельная работа

- творческая работа детей

- формирование стимулов к учению.

Но можно выделить и другие способы активизации:

- игровые методы

- моделирование

- занимательность

- проведение нетрадиционных уроков.

 Младший школьник имеет специфические возрастные особенности:

- неустойчивое внимание

- преобладание наглядно-действенного  мышления

- повышенная двигательная активность

- стремление к игровой деятельности

- разнообразие познавательных интересов

Всё это требует творческого подхода в работе учителя. Для того , чтобы поддержать в течение всего урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности.

«…без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока»

                                                                                                     Ш.А.Амонашвили

Работая с детьми младшего школьного возраста , убеждаюсь, что самым действенным среди всех мотивов учебной деятельности является познавательный интерес. Он не только активизирует познавательную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый интерес формируется разными способами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности . игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления. Живой интерес к процессу познания и помогают им усвоить любой учебный материал.

В 1-м классе в течение года на уроках математики проводится работа над формированием вычислительных навыков в пределах десяти. Перед учителями встаёт вопрос, как сделать привычную и, казалось бы, однообразную работу интересной и увлекательной. Дети, обладая огромной энергией, стремлением к знаниям, не имеют того трудолюбия, усидчивости, внимания, которые так необходимы педагогу для организации учебного процесса. Именно это и заставляет учителей постоянно придумывать что-то новое, совершенствовать уже известное. Присутствие в вычислительных упражнениях элемента занимательности, игры, догадки, сообразительности, использование интересного наглядного материала — вот те основные приёмы активизации познавательной деятельности, реализация которых позволит решить в практике обучения и задачу формирования прочных вычислительных навыков, и задачу развития познавательных способностей учащихся. 
Опираясь на свой опыт работы, хочу предложить некоторые приёмы, которые позволят учителю решить многие проблемы: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей, контролировать дисциплину. На первых уроках, когда дети только начинают писать цифры, готовлю индивидуальные карточки с заданиями, в изготовлении которых помогают родители. Решая примеры, дети соединяют шарики, грибы, письма с цифрами на числовой прямой. Индивидуальной работе предшествует фронтальная работа у доски. 
Интересно проходит игра "Помоги почтальону Печкину", идея которой взята из работ А. Зака. Почтальону необходимо отнести письмо из дома А в дом И. Домики связывают дорожки, но почтальон может идти только по тем дорожкам, которые соединяют дома, где живут примеры с разными (одинаковыми) ответами. "География" расположения домов разнообразна. 
После выполнения фронтальной работы на определённом этапе детям предлагаются индивидуальные карточки. 
Задание типа "Тучка" дети готовят на перемене сами. На уроке вписываем в тучку примеры с определённым ответом. 
Хорошим помощником в проведении устного счёта является игра "Молчанка", использование которой на уроках традиционно. Предлагаю свои варианты подобных заданий: 
Традиционные перфокарты связываю с известными детям литературными персонажами, героями мультфильмов, весёлыми человечками. Выполнение таких заданий сопровождается эмоциональным откликом детей. К изготовлению перфокарт я привлекала своих ребят-пятиклассников, которые эту работу выполняли с огромным интересом. 
На уроках использую физкультминутки. Показываю им картинки и говорю такие слова: «Мы присядем столько раз, сколько шариков у нас». «Кубики считаем, гири поднимаем», «Мы подпрыгнем столько раз, сколько ягодок у нас». 

К нам на урок приходят игровые персонажи, которые служат не только для более глубокого понимания математических понятий. 
В результате резко обогащается поисковая активность класса и обеспечивается более плавное вхождение ребенка в учебную деятельность через игровую. 
При изучении сложения и вычитания чисел в пределах 100 стремлюсь на уроке отвести 5-10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление учащихся. Для этого предлагаю: примеры с окошками и пропущенными знаками действий; сравнить числа и выражения; определить, по какому правилу записан ряд чисел, и продолжить его; найти и исправить ошибки в решении примеров; не решая пример, прикинуть возможный ответ (из трех данных) и обосновать свой выбор и т. п. 
Активизация деятельности учащихся на уроке - одно из направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Различные виды занимательности целесообразно использовать на всех этапах урока в зависимости от ее дидактической направленности: при проведении устного счета, при подготовке к изучению и при изучении нового материала, при закреплении и повторении ранее пройденного материала. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Для меня большое счастье видеть светящиеся глаза встречающих меня детей. Я черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок.

                               Список использованных источников:

 

1. Воронцов, А.Б. Практика развивающего обучения. – М.: Русская энциклопедия, 1998. – 360 с. 2. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь /

 Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с. 3. Танцоров, С.Т. Групповая работа в развивающем образовании. – Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1997. – 78с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования

В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степен...

Статья "Приемы активизации познавательной деятельности на уроках математики"

В данной статье отражается мнение учителя об использовании игр на уроках математики  в начальной школе....

Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальной школе

Активизация познавательной деятельности - одна из основных задач в моей работе.   Именно на это  я направляю  усилия в работе с учениками. Тяга к творчеству, которая (как и всякая ...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики

Обобщение опыта по теме самообразования...

Приёмы активизации познавательной деятельности на уроке окружающего мира

На уроках окружающего мира применяют разнообразные приемы, которые активизируют самостоятельную мысль, творческий потенциал, речевую  деятельность  ребенка.  Эти  приемы  опир...