Работа над ошибками - важный метод обучения грамотному письму
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Работа над ошибками –
важный метод обучения грамотному письму
Дзендзя Е.А.
Работа над ошибками – важный метод обучения грамотному письму
Каждый учитель мечтает, чтобы его ученик писал, не допуская орфографических ошибок, т.е. писал грамотно. Достичь орфографической грамотности учащихся можно лишь ежедневным упорным трудом, начиная с первого класса. Повысить грамотность и развить орфографическую зоркость ребят, нельзя не обращая внимания на ошибки, допущенные ими в работах. Одним словом без работы над ошибками не обойтись. Работа над ошибками предполагает объяснение, исправление и закрепление правильного написания слов.
Способность выделять орфограммы и определять их типы должна специально воспитываться, начиная с первого класса. Как пишет М.Р. Львов, “целенаправленное обучение обнаружению орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звукобуквенного анализа слов”.
Работа над ошибками, допущенными учащимися, является важным звеном в системе обучения младших школьников.
Основными причинами недостаточной эффективности системы работы над ошибками, является:
- ограниченность во времени на уроке;
- низкая мотивация учащихся на выполнении данного вида работы;
- несистемность проводимой работы;
- недоразвитие фонетического слуха, речи детей, двуязычие;
- малый словарный запас учащихся;
- недостаточно развитый навык чтения;
- неумение выделить и определить орфограмму.
Важное звено в обучении – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. К сожалению, в практике не редко наблюдается такая организация работы над ошибками, которая мало способствует формированию у детей необходимых навыков. Приёмы самостоятельной работы учащегося над своими ошибками могут быть самыми разнообразными. Так, например, для организации работы над ошибками по русскому языку, можно предложить следующую схему. В процессе обучения грамоте, каждому ученику выдается « волшебный квадрат», который будет лежать в тетради. Учитель поясняет, что квадрат будет обладать волшебной силой, если дети научатся им правильно пользоваться. Для этого квадрат накладывается на слово. Постепенно двигая его вправо, ученик открывает первый слог слова, потом второй и т.д. Таким образом, он легко обнаружит пропуск буквы. Квадрат как бы притормаживает движение глаза, не даёт ему скользить по строке, заставляет быть внимательнее. Этот простой приём даёт хорошие результаты.
В дальнейшем, когда заканчивается обучение грамоте, чтобы облегчить детям самостоятельную работу над ошибками, целесообразно познакомить их с памяткой «Работа над ошибками». В этой памятке даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо произвести работу над ошибкой. Особенно важно придерживаться указанной последовательности работы над ошибками. Это побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво, на основе анализа материала.
Полезной формой работы над ошибками является цифровое обозначение орфограмм. Каждое правило в памятке «Работа над ошибками» имеет свой порядковый номер, но это не значит, что ученик должен его запоминать.
Цифровое обозначение орфограмм с целью исправления ошибок используется следующим образом. Учитель не исправляет, а лишь зачёркивает букву, которая записана неверно. На полях ставится цифра, обозначающая номер орфограммы в памятке. Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет категорию своей ошибки и выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается, что правильность и точность исправления, служит показателем осознанности выполняемой работы.
Работа над ошибками
1. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Выпиши предложение правильно, подчеркни большую букву и точку. Делай так: Выпал пушистый снег.
2. Гласные и согласные звуки и буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем гласные или согласные (смотри на свою ошибку) буквы. Делай так: ученики, звонок.
3. Слог. Раздели слово на слоги. Делай так: у-чи-тель.
ЗАПОМНИ! Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.
4. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса, так: оси-на.
ЗАПОМНИ! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак (Ь) на конце слова. Выпиши слово правильно.
Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё два слова на это правило.
Например: ель, тень, пень.
6. Мягкий знак (Ь) в середине слова. Выпиши слово правильно.
Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним.
Например: пальто, мальчик, коньки.
7. Сочетание ЖИ, ШИ, ЧА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН.
Выпиши слово правильно. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Подчеркни сочетание.
чуд
Делай так: малыши. карандаши, ежи, чаща, роща, туча, щука, чудо, чужой; бабочка, дачник, помощник.
8. Ударение. Выпиши слово. Поставь в них правильно знак ударения. Например: алфавит, азбука, портфель.
9. Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением. Определи в слове ударную гласную и безударную, которую надо проверить.
Подбери проверочное слово. Запиши оба слова, поставь ударение, подчеркни безударную гласную. Делай так: море - моря, волны – волна.
Запомни! Безударная гласная в корне слова пишется так же, как и ударная.
10. Безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением (слово из «Словаря»). Напиши слово правильно три раза. Запомни, как оно пишется. Поставь ударение. Подчеркни безударную гласную. Например: ребята, ребята, ребята.
11. Парные звонкие и глухие согласные.
Прочитай слово, в котором допущена ошибка, правильно. Найди парную согласную, подбери проверочное слово. Запиши оба слова, подчеркни согласную.
Делай так: морозы - мороз, ягода - ягодка.
Запомни! Согласные на конце и в середине слова пишутся так же, как и перед гласными.
12. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях. Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило, подчеркни большую букву.
Например: Илья, Лена, Андрей, Иванов, Петров.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы.
13. Большая буква в кличках животных. Выпиши слово правильно.
с большой буквы.
Например: кошка Мурка, собака Дружок, корова Зорька.
Запомни! Клички животных пишутся с большой буквы.
14. Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек. Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило, подчеркни большую букву.
Например: Москва, Киев, Подольск, Волга, Нева, Пахра.
Запомни! Названия стран, городов, деревень, улиц, рек пишутся с большой буквы.
15. Разделительный мягкий знак (Ь). Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило, подчеркни мягкий знак и буквы которые он разделяет.
Например: Вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак (Ь) пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
16. Двойные согласные в слове. Выпиши слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило, подчеркни двойные согласные. Раздели слова для переноса. Делай так: группа, утренний, коллектив, груп-па. утрен-ний, кол-лек-тив.
17. Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные. Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком и запиши. Например: Скоро ли настанет лето? Какое сегодня число?
18. Разбор предложения по членам. Выпиши предложение. Подчеркни главные члены. Выпиши слова парами с вопросами. Делай так: Седые туманы плывут к облакам.
туманы (какие?) седые,
плывут (куда? к чему?) к облакам
19. Состав слова. Выпиши слово, разбери его по составу.
Например: поездка
20. Правописание непроизносимых согласных. Прочитай слово. Подбери к нему несколько родственных слов. Проверь непроизносимую согласную. Запиши слова. Выдели корень.
Делай так: звезда, звёздочка - звёздный
21. Гласные и согласные в приставках. Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши ещё два слова с этой же приставкой.
Например: полетели, побежали, потянули; отнес, отбежал, отлетел.
22. Правописание приставки со словом. Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова родственные слова с приставками.
Например: заехал, уехал, переехал.
Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом.
23. Правописание предлога со словом. Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно.
Делай так: к берегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом.
Например: Лодка отплыла от берега.
24. Разделительный твёрдый знак (Ъ). Выпиши слово правильно.
Запиши ещё два слова на это правило. Например: съезд, объявление,
объем.
Запомни! Разделительный твёрдый знак (Ъ) пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е, ё, я.
25. Мягкий знак (Ь) на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё два слова на это правило.
муж. род жен. род
Например: луч, товарищ, шалаш; ночь, мощь, тишь.
26. «Не» с глаголами. Выпиши глагол с «не». Запиши ещё два слова на это правило.
Например: не пришёл, не выучил, не знал.
Запомни! «Не» с глаголами пишется отдельно.
27. Правописание «о» и «е» в окончаниях существительных после шипящих и «ц». Выпиши слово правильно. Поставь ударение.
Запиши ещё два слова на это правило.
Например: свечой, плащом, овцой; тучей, товарищем, птицей.
28. Соединительные гласные «о» и «е» в сложных словах. Выпиши слово правильно. Разбери его по составу. Делай так: птицелов, ледоход.
29. Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Обозначь, какой частью речи является каждое слово.
прилаг. сущ. глаг. пр. сущ.
Например: Пушистый снег падает на землю.
30. Звуковой анализ слова. Выпиши слово. Раздели его на слоги, поставь ударение. Укажи, сколько в слове слогов, гласных звуков, согласных звуков. Дай характеристику каждому звуку. Укажи, сколько в слове букв и звуков. Делай так: день-ки - 2 ел.,2 гл., 3 согл.
Д [д ] - согл., мягк., Зв.парный,.
Е [э] - гл., безуд.,
Н [н ] - согл., мягк., непарн. зв.
Ь
К [к ] - согл., мягк., пар. Гл.,
И [и] - гл., удар.
6 букв, 5 звуков.
31. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Подчеркни однородные члены и слово, от которого они зависят. Вспомни о знаках препинания и союзах между однородными членами. Делай так: На лугу росли красные, жёлтые и синие цветы.
32. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Выпиши имя существительное вместе со словом, с которым оно связано, поставь имя существительное в начальную форму. Определи тип склонения и падеж. Выдели окончание.
Делай так: нашли (где? На чём?) на полянке – полянка, сущ. 1 скл. П.п..
33. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. Выпиши имя прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Обрати внимание на окончание вопроса и вспомни парное окончание. Определи число, род и падеж имени прилагательного по существительному.
Делай так: к лесу (какому?) дальнему – ед.ч., м.р., Д.п..
34. Предлог перед местоимением. Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши еще два примера на это правило.
Например: у нас, ко мне, с тобой.
35. Мягкий знак (Ь) на конце глаголов 2 лица ед.ч. настоящего и будущего времени. Выпиши глагол правильно, запиши ещё два глагола на это правило.
Например: решаешь, читаешь, пишешь.
Запомни! На конце глаголов 2 л.ед.ч. пишется мягкий знак (ь).
36. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение в начальную (неопределенную) форму. Посмотри на гласную перед -Ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола единственного и множественного числа.
Делай так: пишет – писать, гл. 1 спр.(-е, -ут, -ют) ставит – ставить, гл.2 спр. (-и, -ат, ят).
37. Перепиши весь текст. Обратись к учителю за разъяснениями.
38. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Запиши слово правильно. Поставь ударение. Подчеркни букву на конце. Запиши еще два слова на это правило.
Например: хорошо, горячо, свежо; неуклюже, певуче, жгуче.
39. Буквы -А и -О на конце наречий с приставками. Запиши слово правильно. Выдели приставку, подчеркни букву на конце. Запиши еще два слова на это правило.
Например: справа, издалека, досуха; вправо, набело, засветло.
40. Буквы Е и И в суффиксах существительных -ЕК, -ИК. Прочитай слово правильно. Измени его. Посмотри выпал ли гласный из суффикса. Вспомни правило. Запиши оба слова правильно, выдели суффиксы.
Делай так: ключик - ключика, замочек - замочка.
41. Мягкий знак (Ь) после шипящих в неопределённой форме глагола. Выпиши глагол правильно. Поставь вопрос. Подчеркни ь и шипящую. Запиши еще два слова на это правило.
Например: беречь (что делать?), стеречь, стричь.
42. Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.
Запиши глагол правильно, поставь вопрос. Определи форму глагола. Подчеркни орфограммы. Делай так: учится (что делает?) - гл. 3 л., ед.ч.; учиться (что делать?) - неопред, ф..
43. 3апятая в сложных предложениях. Запиши предложение правильно. Найди части сложного предложения (простые предложения). В каждом простом предложении выдели главные члены. Поставь запятые.
Делай так: подул сильный ветер, и пошел дождь. Наступает время, когда после долгой зимы просыпается природа.
44. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Прочти предложение. Найди слова автора и прямую речь. Вспомни про знаки препинания. Напиши предложение, правильно расставь знаки
Например: Приплыла к нему рыбка, спросила: «Что тебе надобно, старче?». «Ведь вы весной вернетесь?» - спрашивала Серая Шейка у матери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы обучения грамотному письму
Данный материал раскрывает различные приемы при формировании у учащихся начальной школы грамотности. Материал дан в форме реферата, а так же даны примеры карточек и различные виды работы с учащимися....
Самоконтроль как средство формирования регулятивных универсальных действий у младших школьников на уроках русского языка при обучении грамотному письму
Из опыта работы...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА:" ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТНОМУ ПИСЬМУ УЧАЩИХСЯ I КЛАССА"
Основы грамотности закладываются с первого класса, поэтому, начиная обучение первоначальному чтению и письму, нужно добиваться, чтобы учащиеся не делали орфографических ошибок. Предупреждение появлени...
Работа над ошибками - важное звено в системе обучения русскому языку
Системная работа по предупреждению ошибок и своевременная сознательная работа учащихся по их исправлению – важнейшее условие в орфографической грамотности....
Обучение грамотному письму учащихся начальных классов
Содержание:Обоснование выбора темы.Психолого-педагогические основы формирования грамотного письма.Структура орфографической зоркости;Условия формирования орфографической зоркости младших школьников.Из...
Презентация "Приемы самоконтроля и взаимоконтроля на уроках русского языка при обучении грамотному письму"
Презентация "Формирование приемов самоконтроля и взаимоконтроля при обучении громотному письму"...
«Работа над ошибками – важное звено в системе обучения русскому языку с применением игровых технологий».
Доклад на ШМО учителей начальных классов....