КТП внеурочной деятельности «Шахматы», 1 класс
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «ПОЛИТЭК» г. ВОЛГОДОНСКА
(МБОУ «ЛИЦЕЙ «ПОЛИТЭК» Г.ВОЛГОДОНСКА)
Календарно – тематическое планирование
программы кружка
внеурочной деятельности
на 2019-2020 учебный год
Предмет: Класс: Учитель: | «Шахматы» |
1 | |
Федоренко Татьяна Романовна |
Количество часов по учебному плану всего: 33/28
Количество часов по учебному плану в неделю: 1
| Всего | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Количество часов с учетом праздничных и выходных дней | 28 | 8 | 7 | 7 | 6 |
КТП составлено в соответствии с рабочей учебной программой, утвержденной 29.08.2019г.
КТП рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов (протокол №1 от 30.08.2019г.).
Председатель МО ____________ (М.Г. Кабанихина)
Согласовано ___________ Л.В. Плотникова, заместитель директора по УВР.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, программы «Шахматы в школе», автор И.Г.Сухин.
С учетом выходных и праздничных дней программа будет реализована полностью в количестве 28 часов, так как 5 часов приходятся на выходные и праздничные дни:
1 час - 04.11.2019г.
1 час – 24.02.2020г.
1 час – 09.03.2020г.
1 час – 04.05.2020г.
1 час – 11.05.2020г.
Планируемые результаты
Личностные:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, При поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Наличие учебно –познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Развитие творческого потенциала ребенка.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Осознавать границысобственных знаний и понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять познавательные задачи на усвоение новых знаний.
Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану.
планировать свои учебные действия (самостоятельно, с одноклассниками, с помощью учителя) для решения учебно-познавательных, учебно-практических задач.
Проверять правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в ходе решения поставленных задач.
Определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога.
Оценивать совместно с педагогом и другими обучающимися успехи своего учебного труда и труда одноклассников.
Познавательные УУД:
Понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, схематической, условно-знаковой.
Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога.
обывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога.
Делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
Находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), учиться слышать, слушать и понимать партнера; уметь договариваться, вести дискуссию.
Планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Предметные:
К концу первого года обученияобучающиеся должны знать:
- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно помещать шахматную доску между партнерами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать (делать рокировку);
- объявлять шах;
- ставить мат;
- решать элементарные задачи на мат в один ход.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
В соответствии с планом внеурочной деятельности на изучение программы кружка «Я- гражданин России» в 1-м классе отводится 33 часа в год, 1час в неделю. С учетом выходных и праздничных дней, программа будет реализована полностью в количестве 33 часов
Учебно-тематический план внеурочной деятельности по курсу «Шахматы»
№ урока | дата | Тема занятия | Содержание | Деятельность обучающихся | Результат |
1 | 02.09 | Знакомство с шахматной доской | Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные ноля квадратные | Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки» | Уметь правильно называть шахматные фигуры |
2 | 09.09 | Шахматная доска | Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали | Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль" | Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр |
3-4 | 16.09 23.09 | Знакомство с шахматными фигурами | Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король | Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадай-ка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая" | Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король |
5 | 30.09 | Начальное положение | Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур | Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч" | Уметь правильно расставлять шахматы в начале игры |
6 | 07.10 | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья | Место ладьи в начальном положении | Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь" | Знать где положение ладьи |
7 | 14.10 | Ладья в игре | Ход ладьи. Взятие. «Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух). "Ограничение подвижности" | Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля" | Уметь правильно ходить и бить ладьей |
8. | 21.10 | Знакомство с шахматной фигурой. Слон | Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество | Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь" | Знать где положение слона и как он ходит |
9 | 11.11 | Слон в игре | Легкая и тяжелая фигура. "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух). "Ограничение подвижности" | Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Зашитаконтрольного поля" | Уметь правильно ходить |
10 | 18.11 | Ладья против слона | Игра на уничтожение: (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения). Ограничение подвижности. Термин "стоять под боем" | Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля»,"Защита контрольного поля" | Уметь правильно ходить и бить слоном |
11 | 25.11 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь | Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь -тяжелая фигура | Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные | Знать положение ферзя |
12 | 02.11 | Ферзь в игре | "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя). Ограничение подвижности | шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля" | Уметь правильно ходить |
13 | 09.12 | Ферзь против ладьи и слона | «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения). "Ограничение подвижности". | Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля" | Уметь правильно ходить и бить ферзем |
14 | 16.12 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь | Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие | Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», "Один в поле воин", "Кратчайший путь" | Уметь правильно расставлять коней |
15 | 23.12 | Конь в игре | Конь - легкая фигура."Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух). "Ограничение подвижности" | Дидактические игры "Захват контрольного поля" | Уметь правильно ходить буквой «Г» |
16 | 13.01 | Конь против ферзя, ладьи, слона | "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения). "Ограничение подвижности" | Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактическая игра "Захват контрольного поля" | Уметь правильно ходить и бить конем |
17 | 20.01 | Знакомство с пешкой | Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие | Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин» | Знать положение пешки и как она ходит |
18 | 27.01 | Пешка в игре | Взятие на проходе. Превращение пешки. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения | Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин» | Уметь правильно бить пешкой |
19 | 03.02 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона | "Игра на уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения). "Ограничение подвижности" | Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита" | Уметь правильно ходить и бить пешкой, превращение пешки |
20 | 17.02 | Знакомство с шахматной фигурой. Король | Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя | Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в иоле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля). Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга" | Знать положение короля |
21 | 02.03 | Король против других фигур | "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король " против коня, король против пешки). "Ограничение подвижности" | Дидактические задания "Перехитри часовых1', "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля" | Уметь правильно ходить и бить королем, сила короля |
22 | 16.03 | Шах | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах | Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах" | Шах – нападение на короля |
23 | 30.03 | Мат | Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры) | Дидактическое задание "Мат или не мат" | Мат – завершение игры |
24 | 06.04 | Ставим мат | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур | Дидактическое задание "Мат в один ход".Дидактическое задание "Дай мат в один ход" | Уметь ставить мат в один ход |
25 | 13.04 | Ничья, пат | Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат | Дидактическое задание «Пат или не пат» | Предложение ничьи или попасть в пат |
26 | 20.04 | Рокировка. | Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки | Дидактическое задание "Рокировка" | Уметь делать рокировку |
27 | 27.04 | Игра всеми фигурами из начального положения | Дидактическая игра "Два хода". | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. | Уметь играть всеми фигурами из начального положения |
28 | 18.05 | Повторение изученного материала | Шахматный турнир | Обучающиеся играют попарно | Выявление лучшихобучающихся, усвоивших материал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеурочная деятельность 1 класс шахматы
данный материал составлен для проведения внеурочной деятельности в 1 классе. шахматы развивают логическое мышление детей....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 классы
Программа для младших школьников «Шахматы» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шахматы. 2 класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шахматы. 2 класс....
Внеурочная деятельность. 1 класс. Шахматы. Шахматная фигура. Ладья.
Разработка занятия....
Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» 1 класс
Программа внеурочной деятельности «Шахматы в школе» 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы". 1 - 4 класс.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волево...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Шахматы» в 1 классе
Рабочая программа курса «Шахматы» составлена на основе:Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; реализует общеинтеллектуаль...