Современный урок
учебно-методический материал

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok.docx59.03 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

      1. Ведущий лозунг прошлых лет «Образование для жизни»

2. Лозунг  сегодня в соответствии с требованиями ФГОС

«Образование на протяжении всей жизни».     

  3.   Ориентиры стандартов:

- результаты освоения основных образовательных  программ;

- умение применять эти знания в практической деятельности.    

Результаты обучения – это умения:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; 
•отличаться мобильностью;
•быть способны к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.         

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? 
-Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.

-демократические отношения между учителем и учеником.


Какие требования предъявляются к современному уроку:
•    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
•    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
•    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
•     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
•    вывод делают сами учащиеся;
•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
•    времясбережение и здоровьесбережение;
•    в центре внимания урока - дети;
•    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
•     умение демонстрировать методическое искусство учителя;
•    планирование обратной связи;
•     урок должен быть добрым.


Соблюдение принципов педагогической техники:
•    свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
•    открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
•    деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
•    идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
•    обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Действующее лицо на уроке - ученик!


 
«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока.

Дидактические  требования   к   современному   уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
•    требований  к результатам освоения основной образовательной программы;
•    требований  к структуре основной образовательной программы общего образования;
•    требований  к  условиям  реализации основной образовательной программы общего образования.


Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 
1. Урок изучения нового. 
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний 
2. Урок закрепления знаний.
 Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. 
3. Урок комплексного применения знаний.
 Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 
4. Урок обобщения и систематизации знаний. 
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. 
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. 
         

 Принципиально новые дидактические подходы к  уроку:

 – акценты на цели и задачи урока;

- системно-деятельностный подход;

- формирование универсальных учебных действий

Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.

Задания традиционных учебников и учебников по ФГОС. 

http://www.gia3.ru/tabliza.jpg

        ФГОС  вводят новое понятие – учебная ситуация.

Это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя :

обнаруживают предмет своего действия,

исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,

 преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,

частично – запоминают.

В связи с новыми  требованиями  перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. 


Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: 
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся. 


Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
•    предъявить противоречивые факты, теории;
•    обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
•    использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».


     Учебной ситуацией может стать задание составить:

- таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, --- - алгоритм по определенному правилу

- выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса

-практическая работа и т.д. 

При этом ученик осваивает новые действия:
  -работает со справочной литературой,

-анализирует текст,

-находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы

Приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.


Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
•    проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый  ФГОС  существенно изменить портрет выпускника начальной школы.
•    если ученик будет обладать качествами, заложенными в  ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.
•    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".

В ходе выступления рассматриваются следующие вопросы: что такое "деятельность", какова её структура, отличительные особенности комбинированного урока в традиционной форме и в соответствии с ФГОС....

Доклад для выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".

Статья используется как дополнение к презентации "Современный урок - современный учитель"....

«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».

Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя  на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...

Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием  современного  подхода...

«Рецепт» современного урока» (в рамках темы «Способы повышения эффективности современного урока»)

В данном материале представлены те изюминки, которые я использую в своей работы на различных этапах современного урока....

"Современный урок современного учителя для современных детей"

Урок - это уникальная форма педагогического общения. В нынешних условиях современный урок – это, прежде все­го, уникальная форма организации познавательной деятельно­сти учащи...