Комплекс экспериментальных заданий по математике на развитие логического мышления младших школьников
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Трунова Равия Зиннятулловна

Человеку свойственно думать – это его нормальное состояние. Мышление помогает нам строить собственное поведение, конкретные действия. Такие компоненты играют важную роль в вопросе достижения целей. То есть, для того чтобы достичь результата, следует тратить большое время на принятие тех или иных решений. Изучив искусство анализа, вы сможете за считанные секунды выходить из сложных ситуаций, принимать важные решения и просчитывать собственные действия на долгосрочный период времени. В жизни такие навыки очень важны и обычно помогают чувствовать себя комфортно в любой среде, как на работе, так и дома.

Большое внимание общество в этот трудный период должно уделять воспитанию подрастающего поколения. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой; делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс экспериментальных заданий по математике на развитие логического мышления младших школьников

а) Задания на развитие операций сравнения. Сравнивать пары понятий – это значит найти в них общие признаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие в паре, выделить существенные признаки каждого понятии, сравнить существенные признаки анализируемой пары понятий.

1) Задание: чем похожи числа:

7 и 71;                         3 и 13;

31 и 38;                        84 и 14.

2) Задание: чем различаются числа:

77 и 17;                        24 и 624;

12 и 21;                        5 и 15.

3) Задание: чем похожи числа; чем отличаются числа:

8 и 18;         5 и 50;     20 и 10;     17 и 170.

4) Задание: найти общие признаки следующих чисел:

8 и 18;            20 и 10.

5) Задание: чем похожи числа каждой пары:

5 и 50;            17 и 170?

б) Задания на развитие умения устанавливать закономерности.

1) Задание: дан ряд чисел. Отметь особенности составления ряда и запиши следующее число:

16; 14; 12; 10; … .

2) Сравни числа и найди лишнее в каждом ряду (зачеркни его):

2, 3, 6, 7, 11, 8.

18, 12, 3, 29, 45, 28.

10, 20, 30, 36, 40, 50.

172, 162, 152, 145, 132, 182.

124, 129, 122, 137, 125, 128.

3) Найдите закономерность и заполните ряды чисел:

16, 17, 18, 26, 27, 28. 36, 37, 38, …, …, … .

12, 13. 14, 22, 23, 24, 32, 33, 34, …, …, … .

27, 34, 41, 48, …, …, …, … .

4) Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду. Инструкция: «Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности».

в) Логические задачи - особый раздел по развитию логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений.

Развивая логическое мышление через решение логических задач, необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему), дедуктивного (от общего к единичному) и традуктивного (от единичного к единичному или от общего к общему, когда посылки и заключение являются суждениями одинаковой общности) умозаключения.

 1) Термометр показывает 100 тепла. Сколько градусов показывают два таких термометра?

 2) Ребята сидели на скамейке. В каком порядке они сидели, если известно, Маша сидела справа от Сережи, а Сережа справа от Иры? (см. приложение 5)

г) Магический квадрат.

 

1

 

1

 

 

 

1

 

 

  

Задание: разместить числа 2 и 3 так, чтобы по всем линиям получить в сумме 6.

д) Ребусы. Разгадайте 4 имени: 

http://www.coolreferat.com/ref-2_1681257462-8892.coolpic
     (Сева, Серёжа, Настя, Вова)

е) Геометрические задания. Эффективным средством формирования приемов умственных действий выступает геометрический материал.

1) Найди лишнюю фигуру. Почему она лишняя? Чем похожи все остальные фигуры?

развитие математических способностей

2) Найди и покажи 3 спрятанных треугольника. Проведи в треугольнике 1 отрезок так, чтобы треугольник был разделен на 2 треугольника. Проведи отрезок так, чтобы большой треугольник был разделен на треугольник и четырехугольник. Проведи в большом треугольнике столько отрезков, чтобы получилось как можно больше треугольников.

развитие математических способностей

3) Внимательно посмотрите на фигуру. Из каких геометрических фигур она состоит? Сколько треугольников? Сколько прямоугольников? Как по-другому можно назвать прямоугольник?

ж) Задачи на смекалку.

1) На груше росло 37 груш, а на иве меньше. Сколько груш росло на иве?

2) Сколько часов вместе длятся ночь и день?

3) Последний дом на одной из сторон улицы имеет номер 27. Сколько всего  домов на этой стороне улицы?

4) Два лыжника выехали одновременно навстречу друг другу. Первый ехал до встречи 2 часа. Сколько времени ехал до встречи второй лыжник?

5) Две девочки идут из школы домой, а навстречу им три мальчика. Сколько всего детей идёт домой?

6) На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на земле?

и) Выделение признаков предметов:

1) Из каких цифр состоит число: 27?

2) С какой цифры начинаются числа:14,18,25,46,37,56?

3) Какую форму имеет фигура?

4) Назовите какие-нибудь три признака этой фигуры.

5) Укажите признаки чисел: 2,24,241

6) Назовите признаки треугольника, квадрата, пятиугольника.

7) Укажите признаки чисел: 5, 55, 555.

8) Назовите признаки следующей геометрической фигуры.

9) С какой цифры начинаются числа: 21,215,23,242?

10) Почему данная фигура называется треугольником?

к) Узнавание предметов по заданным признакам.

1) Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:

- имеет 4 стороны и 4 угла;

- имеет 3 стороны и 3 угла.

2) Сколько у фигуры вершин, из скольких отрезков она состоит? Как  называется эта фигура?

л) Формирование  способности выделять существенные признаки предметов.

1) Треугольник (углы, стороны, чертеж, фанера, картон, площадь). Ответ: (Углы, стороны);

2) Куб (углы, чертеж, камень, сторона). Ответ: (углы, сторона).

Существенные признаки – это такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных.

м) Развитие умения обобщать.

1) Задание: Назвать группу чисел общим словом:

2; 4; 6; 8 __________________.

1; 3; 5; 7; 9 ________________.

2) Задание: Назвать группу чисел одним словом:

2; 4; 7; 9; 6 ________________.

18; 25; 33; 48; 57 ___________.

231; 564; 872; 954 __________.

н) Задачи на сравнение. В основе этого типа задач лежит такое свойство отношения величин объектов, как транзитивность, состоящее в том, что если первый член отношения сравним со вторым, а второй с третьим, то первый сравним с третьим.

Начинать обучение решению таких задач можно с самых простых, в которых требуется ответить на один вопрос и которые опираются на наглядные представления.

1) Галя веселее Оли, а Оля веселее Иры. Нарисуй рот Иры. Раскрась красным карандашом рот самой веселой девочки.


развитие мышления у детей  

Кто из девочек самый грустный?

2) Толя выше Игоря, Игорь выше Коли. Кто выше всех? Покажи рост каждого мальчика.

3) «В чем сходство и различие фигур?»

п) Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.  «Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата». (см. приложение 6)

р) «Геометрическое лото». 

Здесь продолжается работа с детьми, закрепляются их знания, формы, величины и цвета предметов.

Большой наблюдательности требуют от учащихся логические цепочки, которые нужно продолжить вправо и влево, если такое возможно. Чтобы выполнить задание, необходимо установить закономерность в записи чисел:

Ответы:
……5 7 9…… (1 3 5 7 9 11 13)

…..5 6 9 10….. (1 2 5 6 9 10 13 14)

…..21 17 13….. (29 25 21 17 13 9 51)

6 12 18………. (6 12 18 24 30 36..)

…..6 12 24…… (36 12 24 48 96…)

0 1 4 5 8 9…….. (014589 12 13 16 17)

0 1 4 9 16……… (0149 16 25 36 49..)

с) Интересная игра «Лишнее число».

1) Даны числа: 1,10,6.  Какое из них лишнее? Лишним может быть 1 (нечетное). Лишним может быть 10 (двузначное). Лишним может быть 6 (1 и 10 использована 1).

2) Даны числа:6,18,81 Какое число лишнее? Сравнение можно провести по четности, нечетности, однозначности, двузначности, участие цифр 1 и 8 в написании. Но кроме того их можно сравнить и по наличию одинаковых делителей.

3) Сравнивать можно и математические выражения:

3+4 и 1+6

Что общего?

На первый взгляд ничего общего, кроме знака действий, однако, первые слагаемые меньше вторых, первые слагаемые – нечетные, а вторые четные. Да и сумма одинаковая.

т) Развитию логического мышления способствуют задания, которые можно назвать «Ошибки - невидимки».

На доске записывается несколько математических выражений, содержащих явную ошибку. Задача учеников, ничего не стирая и не исправляя, сделать ошибку невидимой. Дети могут дать разные варианты исправления ошибки.

Задания и варианты исправления ошибок:

10 < 10 8=7 6+3=10

10 < 100 15-8=7 6+3=10-1

10 < 10+1 8=7+1 1+6+3=10

12-10 < 10

Представленные задания, игры, упражнения вызывают у детей большой интерес. А ведь именно он должен лежать в основе обучения младшего школьника. Интерес поддерживает высокий уровень познавательной активности, что в свою очередь способствует развитию интеллектуальных способностей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСТ.

В статье представлен теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. На основе анализа литературы описаны виды мышления, особенности мыш...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"

Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....

Задания на развитие логического мышления младших школьников

Задания на развитие логического мышления у младших школьников. В первом классе предлагаю задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами логическ...

Программа самообразования «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»

Программа профессионального самообразования учителя начальных классов "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"...

Педагогический проект на тему: "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в рамках УМК "Планета знаний"

УМК "Планета знаний" привлекает меня чёткостью построения содержания курса, направленного не только на обработку знаний, умений и навыков, но прежде всего на развитие логического мышления....

Особая роль математики в развитии логического мышления младших школьников.

Особая роль математики в развитии логического мышления младших школьников. Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных им знаний, а высоким уровнем логического мышления...