Проектирование урока литературы в инклюзивном классе. Статья
статья
Обобщение опыта работы учителя и тьютора в инклюзивном классе на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_ovz._statya._nizhnevartovsk.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Ольга Николаевна Миргалиева,
учитель,
Лиана Радиковна Муратова,
тьютор,
КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»,
г. Нижневартовск
Проектирование урока литературы в инклюзивном классе КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»
Аннотация. Обобщение опыта работы учителя и тьютора в инклюзивном классе на уроках.
Ключевые слова: инклюзивный класс, дети с ограниченными возможностями здоровья, ребёнок с расстройством аутистического спектра, урок, адаптация, неполная интеграция.
Если мы обратимся к Большому Энциклопедическому словарю, то узнаем, что «Проектирование – это процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта».
Более узкое понятие - «педагогическое проектирование – рассматривается как предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов (урок).
Проектирование урока в инклюзивном классе имеет свои особенности. Проектируя, мы создаем детальное описание процесса достижения цели.
При этом Целью создания инклюзивного класса не является сбор всех учащихся в одном месте, выполняющих одну и ту же работу идентичными способами. Главная задача — дать возможность всем в классе достигнуть одних целей, даже если методы их достижения разные. В инклюзивных классах основное внимание уделяется учебной задаче, а не ее оценке.
Проектирование урока в таком классе имеет и должно включать в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционные и развивающие задачи, предусматривать в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств.
При этом мы должны понимать, что практика инклюзивного образования создаётся на основе трех элементов - адаптация детей с ОВЗ к учебным предметам, психофизическая адаптация через условия класса, социальная адаптация. [1, с. 15-16].
Мы работаем в инклюзивном классе второй год. У нас в классе 17 учащихся, из них 2 ученика с ОВЗ – слабовидящий ученик с умственной отсталостью и учащийся с расстройством аутистического спектра.
Обучающийся - ученик с расстройством аутистического спектра, включен в образовательный процесс на основе постоянной неполной интеграции. Такая форма обучения предполагает, что обучающийся занимается по индивидуальному учебному плану, который предусматривает индивидуальное обучение по основным предметам (по математике, русскому языку), и включение в совместное обучение с классом по остальным предметам.
Заключением ЦПМПК для данного ребенка определен вариант адаптированной образовательной программы – 8.2 в сопровождении тьютора.
Ребенок с РАС обучается в классе с 1 сентября 2018 года. До этого он 2 года учился в ресурсном классе, созданном в нашем образовательном учреждении для адаптации и подготовки таких детей к обучению в обычном классе. Нужно отметить, что эффективный подход в инклюзивном образовании детей с аутизмом - ученики ресурсного класса постепенно включаются в работу обычных классов для совместного обучения с нормативными сверстниками.
Таким образом, мы видим, что на этапе его обучения в ресурсном классе, как раз и произошла пролонгация срока обучения, предусмотренная Стандартом, что, в конечном счете, определило его дальнейшую готовность к обучению в обычном классе.
Предварительное обучение в ресурсном классе дало положительный результат - у данного ученика в достаточной степени сформировано учебное поведение, он осваивает адаптированную образовательную программу, разработанную для него в соответствии с его потребностями и возможностями.
Задача учителя - не только успешно социализировать "особенного ребенка», но и дать знания, сформировать умения и навыки.
Любая работа начинается с установления положительного эмоционального контакта с ребенком. У этих детей этап может длиться дольше и занимать большее количество времени. Преградой для общения становится негативизм ребенка, чувство страха, тревога, полевое — спонтанное, нецеленаправленное поведение. В ходе этапа установления контакта мы выясняли, что является для ребенка поощрением, в каких случаях он отказывается общаться. Работать над этим мы стали в прошлом году, когда ребёнок посещал ежедневно один урок.
В начале учебного года мальчик негативно относился к урокам литературы, имел небольшой словарный запас, техника чтения была ниже нормы. Первый месяц обучения шло привыкание к новому тьютору, объёму работы на уроке, шуму во время урока, когда проходит обсуждение или чтение.
При организации режима урока необходимо придерживаться следующих требований:
- Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.
- Каждое задание, которое предлагается «особенным» детям, тоже должно отвечать определенному алгоритму действий.
- Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
- Задание должно быть кратким, конкретным.
- Формулируя задание, необходимо стоять рядом с ребенком.
- Давать возможность ребенку закончить начатое дело.
- При чтении необходимо помочь ребенку открыть учебник, найти нужную страницу, показать, где мы будем читать, во время чтения показать, где мы читаем. Такие моменты встречаются в любом классе, но в инклюзивном классе дети просто не могут следить за ходом урока, поэтому им необходима помощь.
- При ответах на вопросы, отвечающему необходимо дать немного больше времени на обдумывание (реакция детей может быть замедленна).
Учитывать, что письменные работы, тесты занимают гораздо больше времени. [4, с. 24-26].
Урок в инклюзивном классе, где есть дети с РАС, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно – образное мышление. Дети с РАС не могут в полном объёме использовать словесно – логическое мышление, поскольку оно у них нарушено. Если на уроке используется презентация, то её необходимо распечатать и выложить ученику на парте.
При использовании средств наглядности необходимо знать и учитывать:
- роль наглядности в решении учебных задач;
- будут ли понятны данные пособия учащимся;
- функции наглядных пособий в данном учебном процессе;
- возрастные и индивидуальные особенности учащихся: наглядный материал должен быть ярким и интересным, но не должно быть избытка наглядности;
- использовать только те пособия, которые будут детям понятны и только в том объёме, в котором изучена тема;
- наглядный материал должен способствовать познанию, а не просто пассивному разглядыванию картин и предметов.
При использовании видео материала, нужно проконсультироваться с родителями или специалистами, так как не все дети РАС могут спокойно воспринимать данный материал.
Для правильного оценивания ребенка учитываются такие аспекты, как:
- Отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
- Не обращать внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины.
- Быть готовым к тому, что поведение ребенка может быть связано с приемом медикаментов.
Использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс. [3, с. 10-11].
При обучении такого ребёнка в инклюзивном классе без помощи тьютора не обойтись: он адаптирует материал к уроку, готовит наглядность для учащегося с РАС, проговаривает задание ученику, акцентируют его внимание, помогает открыть тетрадь, учебник, найти ручку, снять или погасить агрессию, и т.д.
Но ошибкой было бы все время помогать «особому» ребенку, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией.
Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются изучаемые темы у учеников с разными образовательными потребностями, как они усвоили предыдущую тему, какой этап обучения взят за основу.
У всех учащихся нашего класса тема общая, изучение материала ведется фронтально, и дети получают знания того уровня, который определяется их программой, а закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков строятся на разном дидактическом материале, индивидуально подобранном для каждого ученика (карточки, тексты на доске и т.д.).
Необходимо обратить внимание на то, что все уроки проходят строго по расписанию, замена или перестановка урока может вызвать негатив со стороны ребёнка. Ученик в такой ситуации может просто убежать из класса и спрятаться. Этапы урока также идут в чёткой последовательности.
Урок всегда начинается с сообщения темы урока, его задач. В начале урока рекомендовано включать повторение предыдущего материала. Это является разминкой перед изучением нового материала, она позволяет ученику проявить себя, показать.
Могут быть следующие варианты работы – учащийся с РАС, под наблюдением тьютора, работает по карточкам на закрепление предыдущей темы – сюжетная картинка, деформированный текст, составление плана и т.д. (в это время учитель работает с остальными детьми – пересказ текста, тест, анализ прочитанного текста).
Обязательно затем проходит проверка выполненного задания: учитель может индивидуально проверять задание, подойдя к ребёнку, или учитель просит ребёнка проговорить ответ, остальные сравнивают со своими ответами.
Второй вариант – пока учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы, выполняют тест (т.к. они более самостоятельные), учитель провожу опрос ребёнка с РАС.
При проверке домашнего задания, необходимо уловить момент готовности ребёнка - к выразительному прочтению стихотворения, пересказу небольшого отрывка, к чтению. Опрос такого ученика проводится одним из первых по сигналу тьютора, иногда он сам поднимает руку.
После первичного знакомства с текстом – прослушивания, проводится словарная работа. Каждое задание, которое предлагается детям с РАС, тоже должно отвечать определённому алгоритму действий:
- учитель проговаривает задание (т.е. «что мы будем делать»)
- тьютор повторяет задание ещё раз; можно использовать карточки с опорными словами или предложениями, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схемы, таблицы;
- итоговая проверка выполнения задания, учёт ошибок.
Задание может даваться для работы за партой или использоваться смарт-доска. Учащийся нашего класса тактильный и руки тьютора или учителя нацеливают, успокаивают, настраивают на работу. Постепенно мы увеличиваем расстояние между учителем и учеником при выполнении задания.
Знакомство с текстом чаще на уроке проходит фронтально, но для учащегося РАС даётся адаптированный текст – он может быть с увеличенным шрифтом, разделённым на части, проиллюстрирован, дан в более доступном, сжатом варианте (в первое время обучения, пока техника чтения не достигнет допустимого уровня, а также ученик часто и быстро устаёт). На данном этапе большую роль играет помощь тьютора, который готовит адаптированный материал, помогает ребёнку во время чтения.
Здесь может возникнуть трудность в нежелании читать, ученик может убегать или кричать. Тьютор напоминает ему этапы урока, применяет жетонную систему или, как в нашем случае, в свободное время работа на компьютере. Главная задача – научить читать тексты по учебнику.
При закреплении материала, анализе прочитанного произведения работа может строиться следующим образом - для учащегося с РАС готовятся подсказки, карточки помощницы и т.д., или ученик выполняет индивидуальные задания, связанные с новой темой, а учитель в это время работает с классом.
Необходимо учащемуся с РАС дать возможность показать и рассказать о своей выполненной работе, помочь ему отвечать перед всем классом. Сначала это могут быть небольшие ответы, часть проделанной работы. Постепенно объём ответа-выступления увеличивается и учащейся включается в работу всего класса.
Рассмотрим способы адаптации литературного текста, которые использует тьютор.
Упрощение инструкции к заданию. Данный способ адаптации включает: разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги в виде алгоритма; замену сложных для понимания слов или фраз; дублирование устных инструкций письменными.
Индивидуализация стимульных материалов. У многих обучающихся с РАС есть специфические интересы, которые эффективно использовать при подготовке адаптированных заданий. Например, читать предложение не про маму, которая «мыла раму», а про одного из героев любимого мультфильма.
Способ дополнительной визуализации позволяет лучше понять содержание задания. При возникновении у детей с РАС трудностей понимания текста необходимо использовать не только текст и иллюстрацию в учебнике, но и наглядную реалистичную иллюстрацию или инсценировку с помощью реальных предметов.
Минимизация двойных требований. В процессе обучения важно сконцентрироваться на первостепенной цели и максимально исключить дополнительные требования.
Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности. У детей с РАС часто отмечается замедленный темп работы, они могут не успевать выполнять все задания наравне с другими детьми. В этом случае ученику с РАС можно предложить меньшее количество заданий. При этом уровень их сложности не меняется. Данная адаптация поможет также детям с низкой скоростью письма, с повышенной утомляемостью.
Упрощение содержания задания. Для обучающихся с РАС, уровень развития которых ниже уровня развития сверстников меняется уровень сложности задания. Например, все ученики пересказывают прочитанный текст, а ребенок с РАС подбирает к простым предложениям из этого текста, напечатанным на отдельных листочках, соответствующие картинки.
Таким образом, варианты адаптации задания могут быть совершенно разными и касаться разных его аспектов: инструкции к заданию, его объема, уровня сложности, содержания.
Способ адаптации зависит от особенностей переработки информации, уровня сформированности учебных навыков, интеллектуального развития и от других особенностей обучающегося с РАС.
Степень адаптации заданий должна постепенно ослабляться. И к концу года мы стараемся применять адаптированные задания только по мере необходимости. [5, с. 33-34].
С приходом в общеобразовательную школу детей с особыми образовательными потребностями преподаватели стали осознавать важность общения с каждым ребенком как с личностью. Дети с ограниченными возможностями не заслуживают того, чтобы от них отвернуться.
Инклюзия - это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями.
Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.
Список литературы
1. Интегрированное и инклюзивное обучение в общеобразовательном учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А.А. Наумов, В.Р. Соколова, А.Н. Сегедова. – Волгоград : Учитель, 2012. – 147с.
2. Организация работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения инклюзивного образования: методические материалы / Под научной ред. Н.А Палиевой, д.п.н.. - Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. - 152 с.
3. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012. — 92 с.
4. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования // Инклюзивное образование. Староверова М.С., Ковалев Е.В. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272с.
5. Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов. Методические рекомендации Авторы-составители: Л. М. Беткер, М.И. Еременко, Н.В. Лопаткина. - Ханты-Мансийск 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Проектирование уроков математики в 1 классе общеобразовательной школы на основе системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС"
Проектирование уроков деятельностной направленности с учётом требований ФГОС...
Презентация к проектной работе "Проектирование уроков математики в 1 классе общеобразовательной школы на основе системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС"
Презентация к проектной работе...
Конспект урока математики в инклюзивном классе. 2 класс Тема: « Сложение и вычитание в пределах 20». Закрепление.
Конспект урока математики в инклюзивном классе. 2 класс Тема: « Сложение и вычитание в пределах 20». Закрепление....
Конспект урока математики в инклюзивном классе. 2 класс Тема: « Сложение и вычитание в пределах 20». Закрепление.
конспект урока в инклюзивном классе с применением педагогических технологий и специфика их применения....
Проектирование урока литературы в инклюзивном классе
Требования к проведению урока литературы в классе, где есть ученик с ограниченными возможностями здоровья...
Проектирование урока литературы в инклюзивном классе Статья
Проектирование урока литературы в инклюзивном классе...
Проектирование урока литературы в инклюзивном классе
Требования к проведению урока литературы в классе, где есть ученик с ограниченными возможностями здоровья...