«Организация системы оценивания и самооценка младших школьников»
материал

Осипова Любовь Васильевна

«Оценка и особенности оценивания  в условиях введения требований ФГОС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Мугунская СОШ»

«Организация системы оценивания и самооценка младших школьников»

Осипова Л.В.

учитель начальных классов

педагогические чтения

«Оценка и особенности оценивания

в условиях введения требований ФГОС»

30.01.2016 г.

Каждый человек хочет быть счастливым. Учительское счастье - это любознательные ученики, которые хотят и умеют учиться. Для того, чтобы это осуществилось, учитель ищет и осваивает новые педагогические технологии, которые станут волшебной палочкой и помогут сделать так, чтобы в глазах наших детей не погас огонек творчества и любознательности. На первый взгляд технология и волшебство – понятия несовместимые, но если обратиться к определению термина «Технология», к его первоначальному значению, то мы узнаем, что «Техно» - от древнегреческого - искусство, мастерство, умение; «Логос» – наука, слово, учение. А там где есть искусство, мастерство, там, где работает Мастер, там и приходит Волшебство. Хочется верить, что использование технологии оценивания позволит на практике повысить уровень школьной подготовки и создать условия, при которых станет возможным развитие творческих способностей, инициативности, самостоятельности, навыков самоконтроля и способов саморазвития наших учеников. За основу своей работы по системе оценивания я взяла Технологию оценки учебных успехов по образовательной системе «Школа России». Данная технология позволяет:

  1. Определить, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть современными целями образования.
  2. Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
  3. Сориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

 Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку? В системе оценивания в начальной школе используется следующая модель оценочной деятельности (она состоит из внешней и внутренней оценки) внешнюю оценку осуществляют государственные службы в виде аттестации выпускника и мониторинговых работ. Внутренняя оценка формируется учителем, учеником, образовательным учреждением, родителями. Внутренняя оценка выставляется за стартовые и итоговые работы, за текущую деятельность. Более подробно я хочу остановиться на технологии оценивания текущей деятельности. Текущий контроль (по крайней мере, в начальной школе) осуществляется с помощью оценки. Он поощряет ученика в его подготовке к тематическому и итоговому контролю. В задачу учителя при оценивании входит поощрение действий ученика. Особенно это важно соблюдать при проблемно-диалоговом методе на этапе решения проблемы,  когда ученики высказывают свои гипотезы, предположения. В этой ситуации отметка явно противоречит творчеству. Кроме того, в процессе оценивания учитель указывает ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить («Молодец! Но…»). Это может быть важной функцией на всех этапах, но особенно на этапах актуализации знаний и применения новых знаний (первичном закреплении). Третья функция оценки при текущем контроле – обучить ученика критериям оценивания собственной работы. Это достигается за счет использования взаимопроверки и самопроверки. При этом очень важно обсудить образец правильного выполнения работы, с помощью сравнения с которым ученик оценивает результаты своей работы. Таким образом, оценка – гибкий инструмент, который учитель использует по своему усмотрению для управления учебной деятельностью. Слабый ученик, который начал заниматься, нуждается в большем подкреплении, чем сильный ученик и т.п. Внутренняя оценка формируется из оценки учителя и самоценки ученика. Согласно технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). В ней представлено семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания. Эти правила дают ответы на все вопросы системы оценивания результатов ФГОС. Но для работы я применяю пока только 4 правила. Поэтому я хочу представить свой опыт по системе оценивания в 1 классе с опорой на данную технологию. Какова процедура оценивания?

 1 правило. Что контролируем и оцениваем? Оцениваем результаты предметные, метапредметные и личностные. Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определѐнной системе).

2 правило. Кто оценивает? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Я как учитель имею право скорректировать оценки и отметку ученика. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

 2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

 4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

3 правило. Как оценивать? Сколько ставить отметок? Когда ставить отметки? Каждая школа оставляет за собой право ставить одну или несколько отметок по  числу решѐнных задач. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка. Мы со своими детьми ставим за урок одну отметку в оценочных листах, т.к. на уроке используем задания разного уровня сложности, где самооценка предшествует отметке учителя.

4 правило. Где накапливать оценки и отметки? И по какой шкале оценивать? По безотметочному обучению в 1 классах, разработаны листы индивидуальных достижений по учебным предметам. А также разработаны оценочные листы для оценивания текущей работы на каждом уроке. Для оценивания применяется прием «Лесенка», «Волшебные линеечки», знаки плюс, неполный плюс и минус, цветные кружки: красный, зеленый и синий». Я для оценивания проверочных работ использую уровни результативности высокий, хороший, средний и низкий. На начальном этапе самооценивания учащимся я ввела только два правила, которые составляют основу оценивания и без опоры, на которые невозможно реализовать все прочие правила и элементы системы оценки.

1 правило (Различие оценки и отметки). Учеников приучаю различать словесную оценку любых действий и отметку − знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной). Ученик у себя в оценочном листе или тетради также ставит «+»

2 правило (Самооценка). Ученики научились самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки», о котором было сказано ранее. На обучение «Алгоритму самооценивания» на первых этапах занимало около 5 минут учебного времени на большинстве уроков. Однако когда этот алгоритм был освоен всеми учениками, сократилось и время, повысилась эффективность работы учеников. Но в каждом классе есть такие дети, которые ещѐ психологически не готовы к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок? С такими детьми я вела и веду следующую работу:

 1-й шаг (на первых уроках). Обозначаем своѐ настроение. Давала возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своѐ настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.

2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся сравнивать цель и результат. Даю детям возможность оценить содержание своей письменной работы. Раздав тетради с проверенными работами, веду диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы: Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать? (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.) Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено?

3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок оценки своей работы. К пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавили пункты 3 («правильно или ошибкой?») и 4 («сам или с чьей-то помощью?»). При этом оцениваются только успешные решения.

4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки. Я предлагаю ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки закрасить кружок в тетради или оценочном листе («награда» за решение задачи)

5-й шаг. Учимся признавать свою неудачу. Далее я помогала ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем можно предложить кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием. В листе или в тетради это может (с согласия ученика) обозначаться не закрашенным кружком.

6-й шаг. Используем умение самооценки. Итогом текущей работы ученика является тематический и итоговый контроль. Тематический и итоговый контроль проверяет не знание, а умение применить знания. На мой взгляд, важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Какими средствами контролируются метапредметные и личностные результаты? Главное средство контроля – специальные диагностические работы:

  1. задания по отдельным универсальным учебным действиям;
  2. . комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.

       «Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учѐба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития. Основные разделы «Портфеля достижений»:

- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);

- показатели метапредметных результатов;

- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).

 Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен, прежде всего, ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно»

Правила оценочной безопасности

ϖ Не скупиться на похвалу (не обязательно словесную: часто достаточно улыбки, одобрительного кивка и т.п.).

-   Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо «Ты сделал три ошибки в этом примере» продуктивней сказать: «Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки».

 - «На ложку дегтя - бочка меда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем. Не обязательно сообщать ученику о его чудовищном неуспехе: «При чтении ты переврал восемь слов!» Гораздо здоровее оценка успеха: «В этом рассказике 20 слов. Ты прочитал верно, 12 слов. Победа уже близка!»

 - Ставить перед ребенком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускать букв» эффективней установка: «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня - только пять. Если завтра ты пропустишь четыре, а послезавтра – три, то к пятнице ты напишешь диктант без ошибок!»

-  «За двумя зайцами...». Не надо перед маленьким школьником ставить более одной задачи одновременно. Если Вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

 -  Формула «опять ты НЕ...» - верный способ выращивания НЕудачника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В. "Организация системы оценивания младших школьников в условиях безотметочного обучения".

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеуче...

Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

В статье рассматривается проблема безотметочного обучения в начальной школе, понятия "оценка" и "контроль". Автор отмечает, что "Дневник моего роста" является эффективным средством оценивания достижен...

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на I ступени начального образования) и учащихся на II и III ступенях обучения.

В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предмета...

Система оценивания образовательных достижений младшего школьника

Структура системы оценки:-оценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов;- оценивание формирования УУД – метапредметных результатов;- оценивание освоения р...

Система оценивания образовательных результатов младших школьников

Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения и  предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку....