Практики формирования функциональной грамотности
статья
За последние несколько лет проблема формирования функциональной грамотности младшего школьника стала одной из самых обсуждаемых. В своем выступлении я делюсь, что же такое функциональная грамотность и практики ее формирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Сукочева А.В. И я представляю кафедру начальных классов.
За последние несколько лет проблема формирования функциональной грамотности младшего школьника стала одной из самых обсуждаемых.
Что же такое функциональная грамотность?
СЛАЙД 2. Этот термин введен в оборот в 1957 году ЮНЕСКО. Понималась функциональная грамотность как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».
СЛАЙД 3. Функциональная грамотность сегодня –это базовое образование личности, которое представлено определенными показателями. Ребенок, который завершает обучение в первом школьном звене, должен обладать:
- готовностью человека к успешному взаимодействию с окружающим миром и с самим собой,
- способностью решать различные учебные и жизненные задачи в процессе разнообразной деятельности;
- совокупностью умений строить социальные отношения в соответствии с нравственными ценностями социума;
- совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности.
СЛАЙД 4 Сущность грамотности – не сами знания, а четыре позиции, которые определяют сегодня, что такое развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Т.е. четыре главных результата обучения: это применять полученные знания, добывать новые знания и оценивать свое знание-незнание, готовность к самообразованию. И все это и входит в характеристику понятия ВЛАДЕЮ ЗНАНИЯМИ
СЛАЙД 5. ФГ рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы. Интегративные же сопровождают любой предметный компонент ФГ.
Приведу рад упражнений, направленных на формирование интегративных компонентов ФГ
СЛАЙД 6.
Начну с коммуникативной грамотности, так как первая проблема, с которой встречается учитель нач.шк. – это плохое владение детьми речью.
Упражнение на формирование диалога: «Цепляющиеся реплики» Детям предлагаются разные картинки с действиями одного и того же объекта. Суть упр. в том, что дети учатся слышать и слушать друг друга. Диалог между детьми строится так: Петя-Один котенок спит, а другой? Оля-Один котенок спит, а другой играет. Один котенок играет, а другой?... Итак, цепляя одну реплику за другую, ребята учатся участвовать в диалоге, держать цель диалога, держать последовательность диалогических действий.
СЛАЙД 7. Следующее упражнение можно предложить детям на уроке лит. чтения как речевую разминку. Упражнения, построенные на воображаемых ситуациях.
«Правила этикета с людьми разного статуса»
- Ты ведешь беседу со случайным собеседником;
- Поздравляешь бабушку (соседку, подругу мамы, приятеля) с днем рождения;
- Приветствуешь: учителя, директора школы, друга, соседа, одноклассника.
СЛАЙД 8. Читательскую грамотность необходимо формировать в процессе работы с любым текстом. Приведу пример работы с текстом задачи.
3класс. Задание. Прочитай все задания. Что у них общего? Верно ли, что при ответе на вопрос каждого задания будет найдена одна и та же величина?
1)Чему равна сумма длин всех сторон данного прямоугольника?
25 см |
60 см
2) Коля сложил из проволоки рамку квадратной формы с длиной стороны 25 см. Какова длина проволоки, которую он использовал?
3) Перед соревнованием край бассейна, имеющего форму прямоугольника со сторонами 25 и 10 м, по периметру украсили лентой. Какую длину имеет эта лента?
Прочитав задания, третьеклассники придут к выводу, что для решения всех задач нужно находить периметр. В первом задании фраза «сумма длин всех сторон данного прямоугольника»- это правило нахождения периметра. Во втором задании предлагается найти длину ломаной. В третьем задании есть подсказка - «украсили по периметру». Но для того чтобы увидеть все это, нужно полностью и правильно прочитать инструктивный текст и тексты математических задач в нем. 4.20
СЛАЙД 9. Вклад в социальное развитие младшего школьника осуществляет любой предмет учебного плана. На уроках математики идет эффективный процесс овладения финансовой грамотностью, а музыка и из.иск-во вносят существенный вклад в становление общекультурной грамотности. Особое же внимание хочу обратить на уроки Окружающего мира, т.к. содержание курса создает особые условия для формирования СГ младшего школьника. Способность мл.школьников адаптироваться в изменяющихся социальных условиях развивается при изучении многих тем в каждом классе – «Кто ты такой», «Твое здоровье», «Кто живет рядом с тобой» На конкретных примерах, которые случаются в жизни, рассматриваются случаи, когда ребенок должен научиться справляться с возникшими трудностями.
Например, дети решают такую проблему «Как приспособиться к такой ситуации: у соседей идет ремонт, стучит отбойный молоток, шумит электродрель, а тебе нужно делать уроки». В процессе обсуждения дети предлагают целесообразные способы разрешения создавщейся трудности: можно уйти в другую комнату, надеть наушники, по возможности переехать к родственникам, и наконец, попросить соседей делать перерыв на какое-то время.
СЛАЙД 10. Создание условий для постоянной ориентировке в информационном поле – это задача, которая решается на каждом уроке. Целесообразно, чтобы в классе был уголок справочной книги, где в случае необходимости ученик может по предложению учителя или по собственной инициативе взять справочную литературу для решения учебной задачи. Например, в 3 классе изучается тема «Развитие ремесел в России в 18-19 веках». На уроке учитель спрашивает, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Дети затрудняются точно ответить, хотя какие-то сведения они имеют. Педагог предлагает проверить значение этих слов по толковому словарю, по энциклопедии.
СЛАЙД Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/07/picture-1204022-1578411591.jpg)
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/07/picture-1204022-1578411591.jpg)
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/07/picture-1204022-1578411591.jpg)
Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"
Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки по диагностике функциональной гр...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/25/picture-1111861-1666689239.jpg)
« Интеграция современных подходов в практику преподавания в начальной школе как средство формирования функциональной грамотности чтения обучающихся»
Выступление на районном семинаре....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/04/picture-268540-1443957677.jpg)
Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/29/picture-1273141-1601363430.jpg)
Выступление на РМО Формирование функциональной грамотности на внеурочной деятельности "По ступенькам финансовой грамотности"
Авторская разработка доклада и презентации!!!...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/06/picture-653140-1625580900.jpg)
Обобщение и представление педагогом опыта позитивных практик формирования функциональной грамотности. Пять ключевых тезисов.
Выступление на педсовете. Пять ключевых тезисов о функциональной грамотности....