КТП по русскому языку 2 класс УМК "Планета знаний"
календарно-тематическое планирование (2 класс)
КТП по русскому языку 2 класс УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_russkiy_yazyk_2-e._fedorenko_t.r.docx | 111.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «ПОЛИТЭК» г. ВОЛГОДОНСКА
(МБОУ «ЛИЦЕЙ «ПОЛИТЭК» Г.ВОЛГОДОНСКА)
Календарно – тематическое планирование
на 2020-2021 учебный год
Предмет: Класс: Учитель: | Русский язык |
2 | |
Федоренко Татьяна Романовна |
Количество часов по учебному плану всего: 168/163
Количество часов по учебному плану в неделю: 5
| Всего | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Количество часов с учетом праздничных и выходных дней | 163 | 39 | 37 | 48 | 39 |
в т.ч.: контрольные работы | 20 | 4 | 4 | 6 | 6 |
творческие работы | 9 | 3 | 2 | 2 | 2 |
Форма промежуточной аттестации: контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)
КТП составлено в соответствии с рабочей учебной программой, утвержденной 27.08.2020г.
КТП рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов (протокол №1 от 21.08.2020г.).
Председатель МО ____________ (М.Г. Кабанихина)
Согласовано ___________ Л.В. Плотникова, заместитель директора по УВ
Календарно-тематическое планирование составлено по рабочей программе «Русский язык» 1-4 классы (ФГОС НОО).
Учебник: Л. Я. Желтовская. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч. — М., ACT, Астрель.
В соответствии с Учебным планом МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска на изучение предмета «Русский язык» во 2-м классе отводится 5 часов в неделю, 168 часов в год.
Фактически будет проведено 163 часа, так как 5 уроков, согласно расписанию в МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска, приходятся на выходные и праздничные дни:
1 час - 04.11.2020 г.,
1 час - 23.02.2021 г.,
1 час – 08.03.2021 г.,
1 час – 03.05.2021 г.,
1 час – 10.05.2021 г.
Эти часы будут компенсированы за счёт уплотнения материала и занятий внеурочной деятельности.
№№ уроков, | Тема урока, страницы учебника | Освоение предметных действий | Дата | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
I четверть - 40 часов | |||||
О даре слова (введение) (5часов) | |||||
Зачем человеку слово дано. Часть 1 С. 3 – 7 | Иметь представление о роли языка слов в жизни человека: уметь общаться, познавать мир, стремиться стать человеком разумным. Знать структуру построения учебника «Русский язык»; основные словари русского языка. Уметь ориентироваться в странице «Содержание»; выполнять практическую работу со словарями. | 01.09 | |||
2 | Родной язык - русский С. 8 - 11 | Иметь представление о русском языке как родном языке русского народа; об образности, точности, краткости, меткости русского языка, художественном и научном текстах. Уметь пользоваться этимологическим словарём; отвечать письменно на вопросы; сочинять загадку с помощью данных слов о картинке. | 02.09 | ||
3-4 | Особенности устной народной речи С. 12 - 13 | Иметь представление о ритмичности, напевности, мелодичности русской народной речи посредством анализа произведений устного народного творчества. | 03.09 04.09 | ||
5 | Вспоминаем о лете | Уметь составлять устные воспоминания о летнем отдыхе по серии картинок. | 07.09 | ||
Слово, предложение, текст (повторение) (26 часов) Слово и его строение (10 часов) | |||||
6 | Звуки и буквы С. 16 - 19 | Уметь выявлять саморазличительную роль звуков / букв, уметь отчётливо произносить звуки в словах; сравнивать звучание слов; записывать предложение по памяти. Иметь представление о палиндромах (одинаково читающиеся слова и предложения с первой и с последней буквы) Знать роль гласных звуков и букв е,ё,ю,я: 1) обозначать два звука в начале слова, перед гласной, после разделительных знаков; 2) обозначать мягкость предшествующих согласных. Уметь читать звуко – буквенные схемы; писать под диктовку; работать с пословицами; различать гласные и согласные звук и. | 08.09 | ||
7 | Входной контрольный диктант | Знать изученные орфограммы Уметь применять полученные навыки на практике | 09.09 | ||
8 | Работа над ошибками С. 50, №1 - 3 | Уметь применять полученные знания и умения на практике (написание проверочной работы) Уметь находить и анализировать допущенные ошибки | 10.09 | ||
9-10 | Алфавит | Представлять практическую значимость знания алфавита. Знать о рождении алфавита, о создании письменности на Руси, Об исторических изменениях в русской азбуке, о важности овладения грамотностью. Уметь выполнять задания в запоминании порядка следования букв в алфавите, в расстановке слов по алфавиту; использовать знания алфавита при работе со словарями; пользоваться толковым словарём; записывать ответы на вопросы; работать с пословицами; объяснять правописание заглавной буквы и мягкого знака; списывать текст. | 11.09 14.09 | ||
11 | Большая буква в словах С. 24 - 25 | Знать и уметь применять правила употребления большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, ряде географических названий (селений, рек, стран) Уметь записывать высказывания о себе, о своём мохнатом или пернатом друге Уметь списывать текст; проводить анализ предложений и текстов. | 15.09 | ||
12 | Слоги. Ударение С. 26 - 27 | Иметь представление о слоговом строении слова, уметь выделять голосом при произнесении слова одного из слогов (ударного слога). Уметь выявлять смыслоразличительную роль ударения в словах (перепел – перепел, замки – замки), ударные слоги с буквой ё. | 16.09 | ||
13 | Перенос слов С. 28 - 31 | Знать и уметь применять основное правило переноса слов по слогам. Уметь работать с более трудными вариантами переноса слов: со слогом, состоящим из одной гласной, с мягким знаком в середине, разделительными знаками, удвоенными согласными; проводить лексический анализ художественного описания цветов; дополнять слово данными слогами; выписывать односложные и двусложные слова. | 17.09 | ||
Обозначение согласных и гласных звуков на письме (6 часов) | |||||
14 | Обозначение парных твёрдых и мягких согласных на письме С. 32 - 33 | Знать способы обозначения твёрдых (с помощью гласных) и мягких (с помощью гласных или ь) согласных. Уметь писать под диктовку и в свободной записи слова по рисункам, загадкам и пр. | 18.09 | ||
15 16 | Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласных С. 34 - 37 | Уметь выявлять группы шипящих, непарных по твёрдости и мягкости: ц, ж, ш – ч,щ; записывать текст по памяти. Наблюдать над употреблением гласных е, и после непарных твёрдых шипящих; над употреблением гласных а,у после непарных мягких шипящих согласных; | 21.09 22.09 | ||
17 | Обозначение парных звонких и глухих согласных С.38 - 39 | Знать пары звонких и глухих согласных. Наблюдать над способностью звонких звуков оглушаться на конце слов и уметь проверять такие звуки Уметь выполнять упражнения в написании в словах чк, чн, щн; писать под диктовку; проводить запись с преобразованием форм слов (в рощу, задачу), с образованием новых слов (ленточка, ночной); проводить наблюдение над способностью звонких звуков оглушаться на конце слов и проверять такие звуки; выполнять упражнения на вставку букв по данным проверочным словам (имя существительное, глагол); | 23.09 | ||
18 19 | Обозначение на письме безударных гласных звуков С. 40 - 43 | Знать правило безударных гласных, проверяемых ударением, уметь выбирать гласную по данным проверочным словам, подбирать проверочные слова с опорой на образец. Уметь работать со словарями при записи слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением; анализировать и писать слова с непроверяемыми гласными Знать словарные слова, изученные в первом классе. | 24.09 25.09 | ||
Слова – названия предметов, признаков, действий (1 час) | |||||
20 | Слова – названия предметов, признаков, действий С. 44 - 45 | Знать основные группы слов – названий предметов, их признаков, действий. Уметь пользоваться тематической таблицей. Употреблять в речи синонимические глаголы – «называть», «обозначать» Использовать разные признаки при группировке слов лексическое значение, общее значение) Выполнять упражнения в угадывании предметов по описанию названий их признаков, действий; Использовать разные признаки при группировке слов (лексическое значение, общее значение) | 28.09 | ||
Слово и предложение (3 часа) | |||||
21 | Слово и предложение С. 46 - 47 | Уметь систематизировать признаки предложения с разной интонацией Знать признаки предложения (выражение мысли, интонационная законченность, особое оформление на письме) Уметь составлять предложения с опорой на разного типа схемы, уметь произносить предложения с разной интонацией в зависимости от речевой задачи, Употреблять большую букву в начале и знаки препинания в конце предложения.Уметь связывать слова с помощью предлогов | 29.09 | ||
22 23 | Диктант по теме «Слово и предложение» Проверка усвоения материала, анализ С. 50, 52 | Знать изученные орфограммы Уметь записывать текст под диктовку. Уметь грамотно выполнять работу над ошибками с использованием тренинговых упражнений («Школа Грамотея») | 30.09 01. 10 | ||
Предложение и текст (6 часов) | |||||
24 25 | Предложение и текст С. 48 – 49 С. 51, № 6 | Знать признаки текста в отличие от набора отдельных предложений. Уметь делить текст на предложения, составлять текст из предложений, восстанавливать их логическую последовательность с опорой на план – рисунок (устно). Уметь редактировать текст. Уметь создавать текст | 02.10 05.10 | ||
26- 27 | Изложение «Отлёт журавлей» и его анализ С. 56 | Уметь письменно излагать содержание авторского текста по готовому плану – вопроснику; проводить анализ изложений с точки зрения раскрытия содержания, речевого изложения, грамотности; составлять концовку текста к данному началу Уметь анализировать и редактировать изложение | 06.10 07.10 | ||
28 29 | Сочинение «Дед Мороз и дети» и его анализ С. 57 | Уметь составлять текст об осени (устно и письменно) на основе наблюдения, воображения (по аналогии с сюжетом мультфильма «Дед Мороз и дети». Уметь создать презентацию своей творческой работы. Уметь замечать речевые недочёты и пробовать их устранять | 08.10 09.10 | ||
30 | Контрольный словарный диктант. Закрепление. | Контроль уровня результатов | 12. 10 | ||
Язык, Речь и Общение (мотивационный блок) (5 часов) | |||||
Если хочешь понимать и быть понятым (2 часа) | |||||
31 32 | Правила общения С. 60 - 63 | Уметь анализировать ситуации, выявлять причины непонимания людьми информации при устном и письменном общении. Знать определённые правила общения проявлять интерес к познанию особенностей средств русского языка | 13.10 14.10 | ||
Ежели вы вежливы… (3 часа) | |||||
33 | Диктант «Правописание безударных гласных» | Знать изученные правила Уметь применять их на практике | 15.10 | ||
34 | Работа над ошибками | Уметь находить, анализировать, проверять и исправлять допущенные ошибки | 16.10 | ||
35 | Правила этикета С. 64 - 65 | Знать правила (слова, жесты) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности Уметь работать с пословицами: «Коротко и ясно, оттого и прекрасно», «Не пером пишут, а умом»; рассказывать о своём любимом фильме; подбирать подходящие пропущенные слова в тексте; отвечать на вопросы; писать письма; пользоваться толковыми и этимологическими словарями. | 19.10 | ||
Слово и его значение (9 часов) | |||||
Какими бывают лексические значения слова (4 часа) | |||||
36 37 38 39 | Лексическое значение слова С. 64. - 73 | Знать общее понятие о лексическом значении слова и его особенностях посредством анализа вводной (презентативной) таблицы. Познакомиться с толковым словарями, в которых разъясняется лексическое значение слова, в частности, со словарём В, И. Даля. Иметь представление о пословицах как «лучших примерах живой мудрой народной речи» (по Далю) Уметь выявлять особенности значения русского слова: многозначности, переносного значения, синонимов, антонимов, омонимов. Иметь представление о словах – синонимах, словах – антонимах Уметь объяснять значения простых и многозначных слов Знать особенности значения русского слова (материала таблицы): многозначности, переносного значения, синонимов, антонимов, омонимов; записывать текст по памятке; работать с пословицами; записывать деформированные предложения | 20.10 21.10 22.10 23.10 | ||
II четверть - 39 часов | |||||
Группы слов с общим значением (части речи) (2 часа) | |||||
40 | Группы слов с общим значением С. 74 - 75 | Иметь представление о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол Знать роль имён числительных, наречий (по вопросам) | 05.11 | ||
41 | Части речи С. 76 - 77 | Уметь группировать слова по частям речи, определять части речи в составе предложений. Уметь составлять текст загадки о капусте; определять части речи в составе предложений; различать однокоренные части речи; записывать деформированные предложения | 06.11 | ||
Учимся пересказывать и создавать тексты (3 часа) | |||||
42 | Выборочный пересказ текста С. 78, №1 | Уметь анализировать и воспроизводить текст; пользоваться толковым и этимологическим словарями; Иметь представление о разнообразии языковых средств, выражающих сравнительные отношения: похожий на, сходен с, подобен, словно, точно, как, метафора (употребление в переносном значении) | 09.11 | ||
43 44 | Сочинение «На что похожи облака» и его анализ С. 79, № 5 | Уметь проводить наблюдение над языком загадок и стихов об облаках; составлять загадки или стихи (прозы) об облаках; проводить презентацию творческих работ одноклассникам. Проба пера Уметь анализировать и редактировать сочинения | 10.11 11.11 | ||
Слово и его значимые части (8 часов) | |||||
Родственные слова. Корень слова (6 часов) | |||||
45 | Корень слова С. 82 – 85 | Иметь представление о родственных словах, наличии в них общей смысловой части, о строении слова со стороны наличия в нём морфем – значимых частей слова, на основе которых складывается лексическое значение слова. Владеть такими терминами как «корень», «однокоренные слова» Уметь определять однокоренные слова по двум признакам – общая часть (внешняя0 и общность смысла. Отличать однокоренные слова от слов с омонимичными корнями (водица, водиться) | 12.11 | ||
46 | Однокоренные слова С. 82 - 85 | Знать, что корни в родственных словах пишутся одинаково; родственные слова могут быть разными частями речи Уметь находить, группировать, образовывать однокоренные слова, различать однокоренные слова разных частей речи и слова – синонимы. Иметь общее представление об историческом корне слова посредством этимологической справки Уметь пользоваться этимологическим словарём; записывать пословицы по памяти; писать ответы на вопросы | 13.11 | ||
47 | Приставка С. 88 - 89 | Знать понятие «приставка»; что приставки образуют однокоренные слова с новым лексическим значением Уметь определять значащую роль приставок в словах, их словообразовательную роль в образовании однокоренных слов; образовывать слова с помощью приставок; выписывать глаголы и обозначать в них приставки | 16.11 | ||
48 | Закрепление С. 90 - 91 | Уметь образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов, приставок (отдельно и одновременно); различать приставки и предлоги; пользоваться толковым и этимологическим словарями | 17.11 | ||
49 | Контрольный диктант. | Знать изученные правила Уметь применять их на практике | 18.11 | ||
50 | Работа над ошибками | Уметь находить, анализировать, проверять и исправлять допущенные ошибки | 19.11 | ||
Окончание слова (2 часа) | |||||
51 | Окончание слова С. 92 - 95 | Иметь представление об окончании как изменяемой части слова. Наблюдать над значением окончания – указывать на части речи и их формы. (числа, падежа, лица и др.) Знать роль окончания - вместе с предлогами связывать слова в предложении Уметь изменять слова по вопросам; подбирать проверочные слова; определять часть речи по данным окончаниям; исправлять грамматические ошибки в предложении; определять значимые части слова; составлять схему связи слов в предложении. | 20.11 | ||
52 | Анализ слов по составу (морфемный разбор) С. 96 – 97) | Знать алгоритм разбора слова по составу Уметь анализировать слово (осуществлять разбор) с точки зрения его значащих частей – корня, суффикса, приставки, окончания; работать с памятками по устному и графическому разбору слов | 23.11 | ||
Правописание гласных и согласных в корне слова (21 час) | |||||
Орфограммы в корне слова (2 часа) | |||||
53 | Понятие об орфограмме С. 98 - 99 | Знать известные орфограммы в корне слова. Уметь выделять слабую и сильную позиции (местоположения) звуков в словах; обозначать звуки, находящиеся в слабых позициях, буквами (орфограммами) | 24.11 | ||
54 | Орфограмма в корне слова С. 100 - 101 | Уметь решать орфографические задачи (обнаруживать звуки в слабых позициях и выбирать буквы для их обозначения) с опорой на памятку; Уметь решать орфографические задачи при записи слов по слуху (диктовке, записи слов по рисункам, отгадок) | 25.11 | ||
Безударные гласные в корне слова (6часов) | |||||
55 56 | Ознакомление со способом проверки безударных гласных – подбором однокоренных слов С. 102 - 105 | Знать способы подбора проверочных слов:
Знать формулировку общего правила проверки безударных гласных. Уметь наблюдать над единообразием написания корней однокоренных слов. Уметь легко подбирать проверочные слова среди разных частей речи, графически обосновывая (доказывая) свой выбор именно данного слова как проверочного Уметь читать текст по ролям | 26.11 27.11 | ||
57 | Проверка безударной е – гласной ё С. 106 - 107 | Уметь проверять слова с безударной е в корне однокоренными словами с гласной ё. Использовать способ поиска исторического корня проверке. Уметь проверять безударные гласные и, е в корне после шипящих и ц.; подбирать и записывать однокоренные прилагательные; пользоваться толковым и этимологическим словарями. | 30.11 | ||
58 | Проверка гласных в корне после шипящих С. 108 - 109 | Иметь графический навык правописания гласных в корне после шипящих. Дифференцировать использование правил в выборе и - е, и – ы (после ж, ш, , ц)Уметь восстанавливать предложения | 01.12 | ||
59 60 | Изложение текста «Картинки ожили» и его анализ С. 109, № 22 | Уметь излагать текст (две микротемы) по готовому плану с последующим анализом; записывать текст по правилам | 02.12 03.12 | ||
Согласные в корне слова (5 часов) | |||||
61 | Проверка парных звонких и глухих согласных в середине слова С. 110 - 111 | Иметь представление об оглушении парных согласных в словах: не только в конце слов, но и в середине – перед глухими согласными. Знать способы проверки: не только с помощью гласных, но и с помощью согласных м, н, р, л, в | 04.12 | ||
62 | Контрольный словарный диктант. Закрепление. С. 112 - 113 | Уметь проверять слова с разными орфограммами | 07.12 | ||
63 64 65 | Слова с непроизносимыми согласными в корне слова С. 114 - 119 | Знать о наличии в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, н, в и др. на месте звукосочетаний [сн], [зн], [рц],[нц], [ств],Анализировать слова радостный, чудесный, в которых непроизносимые согласные на стыке суффиксов. Находить «опасное звучание» в словах и проверять для выбора правильного написания | 08.12 09.12 10.12 | ||
Проверяемые окончания в корне слова (обобщение) (8часов) | |||||
66 67 | Проверяемые орфограммы в корне слова (обобщение) С. 120 - 123 | Систематизировать материал о разных проверяемых орфограммах в корне слова с помощью таблицы с пропущенными смысловыми частями. Уметь использовать разные способы и приёмы проверки орфограмм. | 11.12 14.12 | ||
68 69 70 71 | Изложение «Ель» и его анализ С. 123,126 Полугодовой контрольный диктант и его анализ С. 124 - 125 | Воспринимать содержание текста по его заголовку, плану, содержанию с помощью ответов на вопросы. ( При анализе работ можно использовать текст №5 из «Проверочных работ») | 15.12 16.12 17.12 18.12 | ||
72 | Повторение | Показать сформированность знаний, умений и навыков (на материале разворота «Школа Грамотея») | 21.12 | ||
73 | Контрольное списывание | Знать изученные правила. Уметь применять их на практике при списывании и проверке текста. | 22.12 | ||
Учимся пересказывать и создавать тексты (13 часов) | |||||
Работа над проектом «Текст поздравления» (3 часа) | |||||
74 – 75 | Создание текста поздравления. С. 127 | Уметь составлять тексты поздравительных открыток с Новым Годом с использованием разных языковых средств поздравлений и пожеланий. | 23.12 24.12 | ||
76 | Инструктаж по проектным работам, презентации работ | Предложить темы проектных работ. Выбрать групповые и индивидуальные виды. Обсудить возможные результаты, их полезность, возможность организовать коллективный праздник | 25.12 | ||
Тема и заголовок (3 часа) | |||||
77 | Тема текста. Заголовок Часть2 С. 6 - 7 | Иметь представление о теме текста (на описательном тексте о январе) Угадывать название месяца по ключевым словам, фразам. Уметь озаглавливать текст по его теме. Иметь общее представление о широких и узких темах (вариации темы «Зима»). | 11.01 | ||
78 | Тема текста. Заголовок Часть2 С. 6 - 7 | Иметь представление о теме текста (на описательном тексте о январе) Угадывать название месяца по ключевым словам, фразам. Уметь озаглавливать текст по его теме. Иметь общее представление о широких и узких темах (вариации темы «Зима»). | 12.01 | ||
3 четверть – 48 часов | |||||
79 | Тема текста и его название С. 8 - 9 | Иметь представление о теме текста (на произведениях устного народного творчества) Уметь выбирать более точный заголовок Уметь элементарно устно рассуждать по поводу содержания пословиц. Иметь навык работы с энциклопедиями | 13.01 | ||
Важное умение – понимать текст (2 часа) | |||||
80 | Тема текста с двумя микротемами С. 10 - 11 | Уметь добывать информацию (понимать содержание) по ориентировочной основе: по заголовку, плану, ключевым словам, иллюстрациям, рисункам (на базе текстов о рождении книги на Руси). Уметь определять части текста и их микротемы Уметь высказывать мнение по поводу пословиц о книге. | 14.01 | ||
81 | Тема текста и средства её раскрытия С. 12 - 13 | Понимать темы текстов по опорным материалам. Акцентировать внимание на познавательной и воспитательной роли книги, Проявлять интерес к чтению книг, справочников, энциклопедий, к обмену информацией, почерпнутой из них. Через словарные слова и рисунки иметь представление о хранении информации в книгах, как их систематизируют, как ведут поиск книг. Уметь правильно записывать названия книг и их авторов | 15.01 | ||
Учимся читать и создавать тексты (5 часов) | |||||
82 | Сообщение о любимой книге С. 14 – 15 | Уметь: читать и анализировать языковые средства текстов, выражающих одинаковое и разное отношение авторов к одним и тем же явлениям, событиям; с помощью плана – вопросника делать сообщение о любимой прочитанной книге и редактировать его | 18.01 | ||
83 -84 | Сочинение о зимних забавах, историях С. 15, № 4 Анализ творческих и контрольных работ | Уметь письменно рассказывать о событиях зимних каникул, Выражая своё отношение к предмету речи. | 19.01 20.01 | ||
85 | Контрольный диктант «Проверяемые орфограммы в корне слова» | Уметь записывать текст по диктовку, анализируя все орфограммы | 21.01 | ||
86 | Работа над ошибками | Уметь находить, анализировать, объяснять и исправлять допущенные ошибки. | 22.01 | ||
Правописание гласных и согласных в корне слова (продолжение) (37 часов) | |||||
Проверяемые орфограммы в корне (повторение) (5 часов) | |||||
87 | Правила записи слов С. 16 - 17 | Знать разные способы действий при записи слов: 1) пишу как слышу; 2) слышу, но пишу по нормам (орфоэпическим); 3) слышу и /но пишу, выбирая букву. | 25.01 | ||
88 -89 | Повторение способов и приёмов проверки орфограмм С. 18 - 21 | Знать три правила, которые «учат писать корень»: о безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Решать орфографические задачи, графически обосновывать орфограммы и проверочные слова | 26.01 27.01 | ||
90 -91 | Изложение «Клестята» и его анализ С. 21, № 19 | Уметь извлекать информацию о содержании текста из заголовка и плана, частей текста и воспроизводить содержание близко к тексту по готовому плану | 28.01 29.01 | ||
Непроверяемые орфограммы в корне слова (20 часов) | |||||
92 | Введение в тему С. 22 - 23 | Знать разные случаи появления в словах непроверяемых гласных и согласных. Ознакомиться с орфографическими словарями непроверяемых слов, с этимологическими словарями, возможностью проверить слово с помощью исторического корня. | 01.02 | ||
93 | Безударные гласные, непроверяемые ударением. Написание названий птиц С.24 - 25 | Повторить и выучить новые слова – названия птиц, написание которых можно объяснить подражание звукам, которые производят птицы («вор - вор – вор», «синь –синь») | 02.02 | ||
94 | Введение слов с труднопроверяемыми гласными С. 26 -27 | Совершенствовать навык правописания труднопроверяемых слов с помощью этимологического анализа. Уметь употреблять слова с изучаемыми орфограммами в предложениях и тексте | 03.02 | ||
95 | Введение слов с непроверяемыми гласными С. 28 - 29 | Уметь записывать слова с непроверяемыми гласными. Иметь общее представление о разных путях пополнения слов в языке (анализ таблицы 2 «Откуда вы приходите, слова?») | 04.02 | ||
96 | Непроверяемые непроизносимые согласные С. 30 - 31 | Уметь писать слова с непроверяемыми непроизносимыми согласными | 05.02 | ||
97 | Непроверяемые звонкие и глухие согласные С. 32 -33 | Уметь записывать слова иноязычного происхождения с непроверяемыми звонкими и глухими согласными (по темам «Транспорт», «Туризм») Уметь описывать собственный рюкзак. | 08.02 | ||
98 | Двойные согласные в русских словах С.34 -35 | Познакомиться со словами, в которых есть двойные (удвоенные) согласные. Различать:
| 09.02 | ||
99 100 | Двойные согласные в словах иноязычного происхождение С. 36 - 39 | Запомнить написание удвоенных согласных в словах иностранного происхождения Уметь употреблять в речи и записывать слова с удвоенными согласными | 10.02 11.02 | ||
101 102 | Закрепление написания слов с двойными согласными С. 40 - 43 | Уметь записывать слова с двойными согласными на тему «Спорт», уметь составлять небольшие тексты на эту тему | 12.02 15.02 | ||
103 104 | Обобщение по теме «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова» С.44 - 47 | Совершенствовать орфографический навык правописания непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Уметь группировать слова по наличию в них двойных согласных. Безошибочно писать под диктовку и в свободном письме при составлении связных высказываний на основе личных впечатлений | 16.02 17.02 | ||
105 106 107 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова С. 48 -51 | Овладение орфографическим навыком правописания непроверяемых гласных и согласных в корне слова | 18.02 19.02 22.02 | ||
108 | Контрольный диктант «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова» | Уметь записывать текст по диктовку, анализируя все орфограммы | 24.02 | ||
109 | Работа над ошибками | Уметь находить, объяснять, анализировать и исправлять свои ошибки. | 25.02 | ||
110 | Контрольное списывание | Уметь списать печатный текст | 26.02 | ||
111 | Учимся пересказывать и создавать тексты С. 52 - 53 | Уметь составлять элементарные письма родным. Уметь записывать различными вариантами названия праздника (при необходимости): С 8 Марта! С Восьмым марта! | 01.03 | ||
Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков (5 часов) | |||||
112 | Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков С. 54 - 59 | Знать способы обозначения мягкости согласных: с помощью гласных и мягкого знака. Уметь производить звуковую запись слов. Знать нормативное произношение слов с е: музей. Крем, рейс (мягкий согласный перед буквой е); антенна, пюре, свитер, шоссе, стенд, модель, тест( твёрдый согласный перед е) | 02.03 | ||
113 | Употребление гласных после шипящих и буквы ц Написание сочетаний чк,чн, щн С. 63 - 65 | Наблюдение над фактами письма, когда после непарных твёрдых шипящих и ц употребляются гласные и, е,ё, ю,яи наоборот. Знать написание буквенных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Знать написание сочетаний чк, чн, щн. Иметь представление о многозначности слова ручка | 03.03 | ||
114 | Контрольное списывание | Уметь списывать текст, анализируя орфограммы. | 04.03 | ||
115 116 | Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков С. 66 - 69 | Знать употребление мягкого знака на конце и в середине слова, перенос слов с мягким знаком. Уметь использовать мягкий знак после л (перед твёрдыми и перед мягкими согласными | 05.03 09.03 | ||
Разделительный мягкий знак и обобщение (7 часов) | |||||
117 118 | Разделительный мягкий знак С.70 - 75 | Уметь употреблять разделительный мягкий знак в словах. Уметь употреблять разделительный мягкий знак перед и в притяжательных прилагательных (олени – оленьи), отвечающих на вопрос чьи?, в отчествах. Знать об употреблении мягкого знака перед о (ьо) в словах французского происхождения: почтальон, павильон, шампиньон | 10.03 11.03 | ||
119 120 | Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах. С. 76 – 77, 80 - 81 | Знать все роли мягкого знака в словах | 12.03 15.03 | ||
121 122 | Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак» и его анализ | Уметь записывать текст по диктовку, анализируя все орфограммы | 16.03 17.03 | ||
123 | Контрольный словарный диктант. Обобщение – тренинг С.78 - 79 | Знать способы обозначения гласных и согласных звуков буквами | 18.03 | ||
Части речи (28 часов) | |||||
124 | Общие значения частей речи С. 84 - 87 | Иметь представление о частях речи как языковой модели реального мира (по тексту Л. Тростенцовой). Знать алгоритм распознавания (общее значение, вопрос) | 19.03 | ||
Имя существительное (10 часов) | |||||
125 | Имя существительное С. 88 - 89 | Уметь определять имена существительные среди других частей речи | 29.03 | ||
126 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные С. 90 - 97 | Иметь представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных (вопросы, термины). | 30.03 | ||
4 четверть - 36 часов | |||||
127 128 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные С. 90 - 97 | Иметь представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных (вопросы, термины). | 31.03 01.04 | ||
129 130 131 132 | Собственные имена существительные С. 98 - 105 | Знать правило употребления большой буквы в кличках животных, именах, отчествах, фамилия людей. Иметь представление об именах собственных как наименованиях единичных предметов (лиц). | 02.04 05.04 06.04 07.04 | ||
133 | Контрольный диктант «Собственные имена существительные» | Знать изученные орфограммы Уметь использовать полученные навыки на практике | 08.04 | ||
134 | Работа над ошибками | Уметь находить, анализировать, исправлять допущенные ошибки | 09.04 | ||
Имя прилагательное (5 часов) | |||||
135 136 | Повторение. Признаки имён прилагательных С. 106 - 107 | Знать признаки имён прилагательных (общее значение, вопросы). Наблюдать над значением имён прилагательных Использование прилагательных для характеристики человека (персонажа) | 12.04 13.04 | ||
137 138 139 | Имя прилагательное С. 108 - 111 Грамматические задания | Иметь представление об употреблении в речи полных и кратких форм имён прилагательных, сопоставление вопросов какой?, каков? И т.п. Уметь правильно записывать окончания имён прилагательных. | 14.04 15.04 16.04 | ||
Глагол (4 часа) | |||||
140 141 142 | Глагол С. 112 - 115 | Знать признаки отличия глаголов от других частей речи. Уметь вычленять глаголы в речи. Определять важность роли глаголов в речи (динамизм фразы, информативность) при анализе текстов. Наблюдать над функционированием глаголов в формах разных времён, разных наклонений (без терминов). Иметь представление о переносном значении глаголов | 19.04 20.04 21.04 | ||
143 | Контрольный диктант «Глагол» | Знать изученные орфограммы Уметь использовать полученные навыки на практике | 22.04 | ||
144 | Работа над ошибками | Уметь находить, анализировать, исправлять допущенные ошибки | 23.04 | ||
Изменение частей речи по числам (обобщение) 1 час | |||||
145-146 | Изменение частей речи по числам С. 116 - 119 | Наблюдать над формами изменения по числам имён существительных. Уметь определять формы единственного и множественного числа существительных, употреблённых в формах косвенных падежей. Наблюдать над изменением по числам имён прилагательных и глаголов (в форме прошедшего времени), вариативностью окончаний форм множественного числа (ы- и, а -я). | 26.04 27.04 | ||
Предлоги и союзы – слова – связки (2 часа) | |||||
147 | Предлоги и союзы – слова – связки С. 120 - 123 | Иметь представление о словах – связках как служебных частей речи. Наблюдать над смысловыми оттенками предлогов и союзов. Уметь выбирать предлоги, устанавливать синонимичность значений предлогов, составлять предложения и тексты по рисункам с указанием пространственных отношений между предметами (лицами) | 28.04 | ||
148 | Проверочная работа «Части речи» С.126 - 127 | Знать отличительные признаки синтаксических единиц – предложения, текста | 29.04 | ||
Строим предложения, тексты (5 часов) | |||||
149 | Предложение. Текст. Подготовка к изложению С. 124 - 125 | Наблюдать за «работой» частей речи в синтаксических единицах на основе анализа текстов по теме «Победа». Уметь восстанавливать логичность текста (последовательность частей) | 30.04 | ||
150 151 | Учимся пересказывать и создавать тексты. Изложение «Золотой луг» С.130 | Уметь анализировать языковые особенности и строение текста («Золотой луг» И.С. Тургенев). Восстанавливать его содержание на основе выписанных образных слов и выражений | 04.05 05.05 | ||
152153 | Сочинение и его презентация С. 131 | Уметь выполнять творческую работу по описанию одуванчика. Использовать разные изобразительные языковые средства Уметь давать оценку, советы по улучшению описания предмета | 06.05 07.05 | ||
154 | Контрольное списывание | Уметь списывать текст | 11.05 | ||
Повторяя, проверяем себя (общее повторение курса) (11 часов) | |||||
155 | Слово. Предложение. Текст. С. 132 - 133 | Знать отличительные признаки основных средств языка, иметь представление об образности русского слова, богатстве русского языка | 12.05 | ||
156 | Части речи С. 134 - 135 | Знать части речи. Уметь решать орфографические задачи, применять знания на практике | 13.05 | ||
157 | Речь С138 - 139 | Уметь объяснять по рисунку назначение языка и речи. Уметь грамотно оформлять свои мысли. Уметь грамотно порассуждать о предстоящем летнем отдыхе | 14.05 | ||
158 | Контрольное списывание | Уметь списывать текст, анализируя орфограммы | 17.05 | ||
159 160 | Годовая контрольная работа Работа над ошибками | Уметь решать орфографические задачи, применять знания на практике | 18.05 19.05 | ||
161 | Обобщение по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова» | Контрольный диктант и его анализ. Уметь анализировать и исправлять допущенные ошибки | 20.05 | ||
162 163 | Контрольный словарный диктант. Обобщение по теме «Части речи». | Обобщать и систематизировать изученные языковые явления – части речи. Знать отличительные признаки частей речи, иметь представление об образности русского слова, богатстве русского языка. | 21.05 24.05 |
Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы
I четверть
Входной контрольный диктант №1
Мурзик.
У Славы жил кот Мурзик. Мурзик любил играть в кустах. Однажды Слава долго искал кота. А кот сидел на окне.
Слова для справок: сидел, на окне.
Диктант №2 «Слово и предложение»
Рыбаки.
Дедушка Пётр с внуком Юрой идут на речку ловить рыбу. Верный пёс Амур бежит рядом. Около реки находят любимые места и развёртывают удочки.
Успешной ловли вам, рыбаки! (27 слов)
Диктант №3 (итоговый за 1 четверть)
В сентябре.
Сентябрь часто называют листопадником. Шуршит под ногами ковер из листьев. У животных много забот. Нужно запасать пищу. Белки прячут орешки под листвой берез. Ласточки и стрижи улетают на юг. (30 слов)
II четверть
Диктант №4 «Проверяемые орфограммы в корне слова»
Хорош лес зимой! Воздух чист и свеж. Деревья в причудливых нарядах. Большие сугробы блестят на солнце. А пеньки в снеговых шапках. Чудесный наряд на еловых ветках. Под ними прячутся птицы. Лесные хоромы ждут гостей. (39 слов.)
Грамматические задания
Разбери по составу слова: 1 вар. лесные, гостей;
2вар. снеговых, пеньки
Подчеркни предложение, которое построено так:
I вар. прил. сущ. гл. предлог сущ.
II вар. прил. сущ. глаг. сущ.
Продолжи ряд слов с орфограммами:
Деревья, зимой, ………………….
Свеж, хорош, …………………
Солнце, чудесный, ………………
Диктант №5 «Правописание гласных и согласных в корне слова»
Ребята долго ждали весёлого праздника. В комнату внесли пушистую ёлку. В доме запахло смолой и свежестью.
Стали наряжать лесную красавицу. Вскоре ёлка ожила и засверкала различными игрушками, золотыми огнями. (29 слов)
Дополнительные задания.
Озаглавь текст.
Выпиши три слова с орфограммой в корне (на выбор). Покажи орфограммы графически.
Какое предложение в тексте соответствует схеме?
I_____ _______ ______ ______ .
Поставь в конце предложения значок *.
III четверть
Диктант №6 «Проверяемые орфограммы в корне»
Весь день идёт снег. Все деревья и скамейки в городском парке занесло пушистыми хлопьями. Илья и Юля встали на лыжи. Что за причудливый зверёк? Похож на белого медвежонка! А вот на ветке сосны застыла белочка. Ласковое солнце посеребрило снежинки. Удивительная красота!(42 слова)
Диктант №7«Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова»
Лучи.
В дальний путь ушли лучи солнышка. Они несли тепло листьям, цветам и травам. Вот луч упал в сад. На деревьях лопнули почки и бутоны. Маленький лучик играл с ребятами во дворе. Там гуляли Анна и Даша. (36 слов)
Слова для справок: несли, тепло, луч.
Диктант №8«Разделительный мягкий знак»
После медного звона осени наступает пора ожидания холодов.
Падают в лужицу капли с рябины. По веткам снуют дрозды. Скоро всё забелеет.
Россыпью гвоздей лежат в воде колючки от ёлок. Берёзка сбросила листья.
Только кукушкин лён бодро зеленеет в березняке.(38 слов)
IV четверть
Диктант №9 «Имя существительное»
Наш огород.
От тёплых лучей ожила земля . вот и первая травка. У дома наш огород.
На грядках Ольга Александровна с дочкой Дарьей посадили лук, укроп, морковь.
Поливать помогал маленький Юра. Он носил в игрушечном ведёрке воду. (34слова)
Диктант №10 «Части речи»
У реки.
Борис жил у реки. Широка и красива река Ока. Борис с друзьями часто катался на лодке. Они любили рыбачить. В реке водились судаки, ерши и окуни. Раз мальчики поймали большого леща. Дома бабушка сварила вкусную уху. (36 слов)
Диктант №11 (итоговый)
Вишенка.
Вот наш сад. В саду зреют вишни и сливы. Рядом со старой вишней выросла маленькая тонкая вишенка. Она вышла из косточки. Алла и Илья стали ухаживать за малюткой. Они каждый день рыхлили землю. Вишенка распустила веточки. Теперь она радует глаз. (40 слов)
Слова для справок: вишенка, ухаживать, радует.
Приложение 2
Система и нормы оценивания знаний обучающихся
Оценивание знаний обучающихся производится на основе положения о системе и нормах оценивания знаний обучающихся, разработанного в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» и Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска.
Главными целями оценивания знаний обучающихся являются:
- установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся, их практических умений и навыков по предметам учебного плана;
- контроль выполнения учебных программ и календарно - тематического графика изучения учебных предметов.
- установление единых требований к выставлению отметок и оценок учебных достижений обучающихся;
- повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных достижений обучающихся.
- Система оценивания знаний обучающихся включает в себя: текущее (поурочное) оценивание, оценивание за четверть (полугодие), оценивание за год, итоговую аттестацию.
Текущее оценивание
Учреждение осуществляет текущий контроль успеваемости обучающихся.
Знания, умения и навыки обучающихся оцениваются по пятибалльной системе. В 1 классе балльное оценивание не применяется, используется качественная система оценки знаний. Промежуточные итоговые оценки в баллах выставляются за четверти. В конце учебного года выставляются годовые оценки.
Текущая аттестация обучающихся 1-х классов в течение учебного года осуществляется качественно без фиксации их достижений в журналах на основе Положения об организации и проведении мониторинговых исследований в 1 классах
Во 2-11 классах по предметам учебного плана применяется 5-ти балльное оценивание знаний учащихся от 2 до 5 (отметка):
2 - неудовлетворительно;
3 -удовлетворительно;
4 - хорошо;
5 - отлично.
Нормы оценок по русскому языку в начальной школе.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного материала по каждому из предметов начального цикла на уровне, требуемом программами.
Эти нормы позволяют осуществить систематический контроль за успешностью обучения учащихся, принимать меры к устранению пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся. Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем с первой четверти второго класса.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение отметки.
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изученные правила по орфографии; ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).
За одну ошибку в диктанте считаются:
а) два исправления;
б) две пунктуационные ошибки;
в) повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы»,
г) две негрубые ошибки.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
а) повторение одной и той же буквы в слове (например, картофель);
б) при переносе слова, одна часть которого написана на одной стороне, а вторая опущена;
в) дважды написано одно и то же слово в предложении;
г) недописанное слово.
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие красной строки;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
За ошибку в диктанте не считают:
а) ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
в) единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).
Объем диктанта:
1-й класс -15-17 слов
2-й класс - 1-2 четверть - 25-35 слов.
3-4 четверть - 35-52 слова.
3-й класс - 1-2 четверть - 45-53 слова.
3-4 четверть - 53-73 слова
4-й класс - 1-2 четверть - 58-77 слов
3-4 четверть - 76-93 слова
Организация и проведение диктанта.
Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8 слов повторяются учителем в процессе записи еще раз.
После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения.
Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится 2 - 3 вида грамматического разбора.
Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 35-40 минут, в 1-м классе - не более 35 минут.
Оценка ”5” ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).
В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.
Отметка ”4” ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.
Отметка ”3” ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.
Отметка "2" ставится за диктант, в котором более 5 и более ошибок; работа написана неряшливо.
Отметка «1» ставится за диктант, в котором более 8 и более ошибок; работа написана неряшливо.
При оценке текущих и итоговых проверочных письменных работ, представляющих собой списывание текста (с учебника, доски и т.д.), применяются следующие нормы:
ОТМЕТКИ | Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок, при которых выставляются оценки | ||
2 класс | 3 класс | 4 класс | |
"5" | Ошибки отсутствуют | Ошибки отсутствуют | 1 исправление, без ошибок |
«4» | 1 ошибка и 1 исправление или 2 орфографических | 1 ошибка и 1 исправление или 2 орфографических | 1 ошибка и 1 исправление или 2 орфографических |
"3" | 3-5 ошибки и 1 | 3-5 ошибки и 1 | 3-5 ошибки и 1 |
исправление | исправление | исправление | |
"2" | 6 ошибок | 6 ошибок | 6 ошибок |
При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:
- главными критериями оценки являются обнаруженное учеником усвоение правил и определений;
- умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;
- умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Отметка ”5” ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
Отметка ”4” ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).
Отметка ”3” ставится, если ученик обнаруживает усвоение определений части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 - 5 ошибки).
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 6 и более ошибок).
Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в четверть). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.
Объем словарных диктантов:
- класс 8 - 10 слов,
- класс 10 - 12слов,
- класс 12 -15 слов.
Оценивание словарных диктантов:
Отметка ”5” ставится за безошибочное выполнение работы;
Отметка ”4” ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление или 2 ошибки
Отметка ”3” ставится, если допущено 3-5 ошибок, 1 исправление;
Отметка ”2” ставится, если допущено 6 и более ошибок.
В 1 -4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного урока. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера - примерно один раз в 10-15 дней.
Объем текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объема текстов диктантов.
В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.
Основными критериями оценки изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность. При проверке изложений и сочинений выводится 2 оценки: за содержание и грамотность.
Отметка ”5” ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочеты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1 -2 исправления).
Отметка ”4” ставится, если в работе правильно, достаточно полно передается авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 -2) фактические и речевые неточности, а также 1 -2 ошибки в правописании, 1 -2 исправления.
Отметка ”3” ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.
Отметка ”2” ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.
Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).
Оценка устных ответов.
Устный ответ является важным способом учета знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по данным разделам.
При оценке устных ответов во внимание принимаются следующие критерии:
- полнота и правильность ответа;
- степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
- последовательность изложения и культура речи.
Полный ответ ученика, особенно 2-го, 3-го классов, должен представлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ (правила, определения) своими
примерами, опознавать в тексте по заданию учителя те или иные грамматические категории (члены предложения, части речи, части слова, склонение, падеж, род, число и др.), слова на определенные правила, умения объяснять их написание, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений и прежде всего при проведении разного рода разборов слов (звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений. Уже на начальной стадии формирования речи младших школьников устные ответы их должны быть доказательными, в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении (соблюдена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в употреблении слов, построении предложений и словосочетаний).
Отметка ”5” ставится, если ученик:
- дает полный и правильный ответ;
- обнаруживает осознанное усвоение программного материала;
- подтверждает ответ своими примерами;
- самостоятельно и правильно применяет знания при проведении разборов слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания;
- отвечает связно, последовательно, без недочетов в речи.
Отметка ”4” ставится, если ученик:
- дает ответ, близкий к требованиям, установленным для оценки "5", но допускает 1-2 неточности в речевом оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила примерами, при работе над текстом и разборе слов и предложений, которые легко исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
Отметка ”3” ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но:
- отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя;
- затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами;
- допускает ошибки при работе с текстом и разборе слов и предложений, которые исправляет только с помощью учителя;
- излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.
Отметка ”2” ставится, если ученик:
- обнаруживает незнание ведущих положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в разборе слов и предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов учителя; речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой (диктантом с грамматическим заданием) и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.
Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.
Базовый уровень 0 - 60% | 60 - 77% | 77 - 90% | 90 - 100% |
менее 17 баллов | 18 - 22 балла | 23 -26 баллов | 27-30 баллов |
"2" | "3" | "4" | "5" |
Итоговая оценка знаний, умений и навыков
Итоговая оценка выставляется в конце каждой четверти и конце учебного года. Она выводится с учетом результатов устной и письменной проверок уровня грамотности, степени усвоения элементов грамматики и овладения умениями связно излагать мысли в устной и письменной форме. Особую значимость при выведении итоговых оценок имеет оценка письменных работ. Итоговая оценка должна отражать фактическую подготовку ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Обобщение знаний по разделу "Звуки и буквы" 2 класс.
План - конспект урока по русскому языку с использованием игровых моментов. Программа "Школа России" 2 класс....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением
Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс с приложением...
Конспект урока по русскому языку. УМК "Планета знаний", 2 класс. Тема: "Конкретные и общие значения слов "
Урок по ФГОС, с презентацией....
рабочая программа по русскому языку (УМК"планета знаний) 1 класс
рабочая программа по технологии (УМК"планета знаний) 1 класс...
Проверочная работа по русскому языку УМК "Планета знаний" 2 класс
Дается на весь урок с целью проверки знаний учащихся за 1 полугодие 2 класса....
Конспект урока русского языка освоения новых знаний в 3 классе Тема урока «Обозначение звука [ы] после звука [ц]».
Урок русского языка в 3 классе образовательная система 21 век под редакцией Н.Ф.Виноградовой...
урок русского языка УМК "Планета Знаний" тема "Род имён существительных" 3 класс
В презентации дана словарная работа, закрепление по теме "Род имён существительных"...