Доклад
занимательные факты
ШМО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация работы со слабоуспевающими детьми.
Выступление на ШМО
учителя начальных классов Батуриной Ю.В
г. Еманжелинск. МБОУ «СОШ №4»
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. И как отмечалось на предыдущем педсовете, в нашей школе есть слабоуспевающие учащиеся. Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?
Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.
Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три вопроса: Кого учить? Чему учить? Как учить?
Кого учить?
Давайте посмотрим ещё раз на особенности неуспевающих учащихся.
Это: 1. Низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития.
2.Отсутствие познавательного интереса.
3.Не сформированы элементарные организационные навыки.
4.Учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения.
5. Нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника
6.Дети, в основном, из асоциальных семей.
7.Отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся.
8. Частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.
Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:
1. Низкий уровень умственного развития.
Причины:--- педагогическая запущенность.
---частые заболевания.
--- пропуски занятий.
--- органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
Как проявляется?
Ребенок не умеет учиться:1.Работать с текстом;
2.Выделять главное, существенное;
3. Не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.
Почему? Да потому что у таких обучающихся дефицит внимания с гиперактивностью. Он характеризуется: --отвлекаемостью;
-- подвижностью;
-- неусидчивостью и т. д.
У слабоуспевающих ребят отсутствует познавательный интереса.
Это обусловлено тем, что с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности. Ему мало что интересно: он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.
Несформированность произвольной сферы проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
Часто такие ребята конфликтуют со сверстниками, с учителями, отказываются от усилий в учебной деятельности. Поэтому у детей низкий познавательный интерес. В данном случае не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.) Ребенок нуждается в поддержке, показе того, что он состоятелен в других видах деятельности.
Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.
Еще один из признаков – это низкий уровень развития словесно-логического мышления. Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.
Низкая работоспособность: утомляемость, истощаемость, медленный темп работы .
Чтобы начать чему – то учить, я обязательно выясняю причину отставания, определяю действительный уровень его знаний, после чего “возвращаю его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.
Для обучения я продумываю и осуществляю индивидуальный план обучения.
Во – первых, чтобы предотвратить неуспеваемость, я, как учитель, выявляю образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовываю своевременную ликвидацию этих пробелов.
Во – вторых, устанавливаю правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректирую эти способы. Стараюсь систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам. Далее стараюсь организовать так учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Как же я помогаю слабоуспевающему ученику?
-- Для закрепления я уделяю более длительное время и даю больший объем решаемых задач. Потому что учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
Для повышения работоспособности я разноображу виды деятельности, проветриваю классную комнату, провожу физминутки. Всегда помню о соблюдении принципа необходимости и достаточности.
Для работы со слабоуспевающими учениками применяю карточки для индивидуальной работы, подбираю задания с выбором ответа, деформированные задания, перфокарты, творческие задания, “карточки-информаторы”,“карточки-с образцами решения”, “карточки-конспекты”.
Я стараюсь изучить психическое развитие ребёнка, создаю спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке и на перемене, проявляю разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика. Стараюсь вырабатывать умение вставать на позиции ученика, вести непринужденный диалог, стремлюсь к внешней занимательности, использую средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, схемы, таблицы, план ), учу работать со словарями и другим справочным материалом. В своей практике применяю опережающее обучение, различные формы групповой работы, взаимоопрос и самоконтроль. При планировании урока рационально распределяю учебный материал ( сначала --сложное !), применяю частую смену видов деятельности на уроке, многократно проговариваем и закрепляем материал урока, стремлюсь к алгоритмизации деятельности. Я также слежу за своей интонацией и интонацией детей, чтобы не было насмешливого тона!
В работе со слабыми учащимися я опираюсь на следующие правила, разработанные психологами:
1.Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
4.Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
5.Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и словами «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях при сдаче экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
6.Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Для этого необходимо создать на уроке ситуацию успеха: слабому дать для выполнения посильный объем работы.
Предварительный просмотр:
Тема: Роль учителя в формировании творческой личности младшего школьника
Выступление на ШМО
учителя начальных классов Батуриной Ю.В
г. Еманжелинск. МБОУ «СОШ №4»
Одним из важнейших путей совершенствования процесса обучения является использование активной модели обучения, применение методов, технологий, приемов, комплекса элементов или отдельных элементов, которые бы способствовали формированию творческой, мыслящей личности.
Учитель учит детей рассуждать, анализировать, делать выводы, получать глубокие, прочные знания, применять их. Ученик при этом выступает не объектом, а субъектом обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Определяющей направленностью такой работы является развитие самостоятельности учащихся, их познавательно-исследовательской деятельности, систематическое формирование у них критического мышления, умения вырабатывать собственную точку зрения, понимание, что они делают, рефлексию по поводу того, что они знают, умеют и осуществляют.
Эффективность и сила воздействия на эмоции и сознание учащихся в большой степени зависит от умений, стиля работы учителя. Стараюсь строить уроки так, чтобы они увлекали учеников, были радостными, пробуждать в них интерес к жизни.
Готовясь к урокам, стараюсь пользоваться новыми технологиями моделирования уроков, использовать такие методы, приемы, которые бы воспитывали навыки общения, сотрудничества, которые бы помогали создавать творческую атмосферу и способствовали активному привлечению учеников к обучению.
Большое значение придаю мотивации учебной деятельности, поэтому в начале урока провожу серию педагогических приемов под общим названием "Интересно". Интерес в обучении является своеобразным эпицентром активизации обучения, развитию познавательной активности школьников, формированию у них положительного отношения к процессу результатов своего труда, умение что-то увидеть, удивиться, восхититься, захотеть немедленно понять: что, почему и как происходит.
Работу по воспитанию познавательных интересов на уроках строю в последовательности «интересно – знаю – умею».
Для развития познавательного интереса в процессе обучения применяю различные типы нестандартных задач: составление и развешивание задач на материале окружающей среды и народных знаний украинцев, рассмотрение упражнений на развитие умения высказываться догадка, доказывать справедливость; обогащение учебного материала задачами комбинаторного типа и задач с логическим нагрузкой, выполнение интегрированных заданий – комплексов.
Использую загадки, фантастические элементы, музыкальные элементы, театральный момент. Можно использовать, в зависимости от предмета, психологический тренинг, математическую разминку, подготовку речевого аппарата и дыхания к чтению.
Дети должны установить уровень собственного знания, к которому можно добавить что-то новое. Можно вспомнить все, что известно по данной теме, записать на доске, классифицировать, провести групповую "мозговую атаку" с темы.
Во время организации учебно-познавательной деятельности пользуюсь такими приемами:
■ Актуальная цель. Например, при изучении темы "Килограмм" в первом классе можно предложить разыграть ситуацию в магазине.
■ Интрига. На уроке природоведения при изучении темы "Птицы" предлагается решить вопрос "Летучие мыши - птицы?"
■ Фантастическая ситуация. Рассмотреть учебную ситуацию с необычной точки зрения.
■ Устное рисование. Когда ученики выполняют определенные задания учителя, используя цветные и эмоциональные средства.
Во время работы с текстами пользуюсь такими приемами:
■ Чтение с пометками. Знакомясь с текстом, учащиеся делают определенные пометки карандашом: восклицательный знак, если информация интересная и полезная; знак вопроса, если информация удивила, вызывает отрицание, знак "плюс", если информация новая, обозначения "птичка", если информация известна.
■ Чтение текста с остановками. Распределяется текст на части, после прочтения каждой части осуществляется рефлексия деятельности ученика с применением такого приема, как прогнозирование. Учащиеся должны уметь предвидеть некоторые выводы или следствия из текста уже проработанного ими.
■ Чтение текста по частям. Такой вид деятельности целесообразно осуществлять в группах, когда каждый получает только свою часть текста. После прочитанного организуется пересказ учащимися содержания прочитанного другим участником группы.
■ Чтение текста с последующим составлением краткого плана к нему или составление вопросов к нему;
■ Чтение текста с целью поиска ошибок, сделанных в нем умышленно. Во время усвоения знаний, формирования умений и навыков использую такие
методы как учебно-познавательная игра, создание ситуаций успеха, ситуаций взаимопомощи, выполнение творческих заданий, поощрение. Пользуюсь такими приемами:
■ Сделай перефраз – предложить продолжить начатое предложение и сказать тоже самое другими словами.
■ Свяжи узелок – подготовить карточки со словами и предложить связанные со смыслом предложения. Можно проводить викторины, например "Познай художественный образ", конкурсы выразительного чтения, путешествие в устное народное творчество или нарисовать одного из героя, воссоздать с помощью мимики какой-то отрывок, который остальные детей должен отгадать, "зажечь звезду".
На этом этапе использую самостоятельную работу в парах или в группах с различными задачами:
■ решить примеры на карточках и составить рисунок с условными обозначениями;
■ составить интересное приключение с вымышленными героями;
■ инсценировать один из отрывков.
В первом классе больше преобладает работа в парах, а также групповая работа при создании воображаемых ситуаций. А в 2–4 классах самостоятельную работу в группах использую для решения познавательных задач, создания поисковой деятельности. Дети получают задания и вместе выполняют его, при этом ученики, у которых с определенные пробелы в знаниях, имеют возможность заполнить их с помощью товарищей. Дети высказывают свое мнение, предположения, результаты исследований, делают обобщения, поддерживают друг друга, развиваются самостоятельность, речь, формируется положительная мотивация к сотрудничеству, желание учиться.
Эффективным способом организации сотрудничества на уроке является создание ситуаций свободного выбора учащимися учебного задания. Ценность их в том, что педагогическое учебное задание ученик воспринимает как выбранное самостоятельно. Идея свободного выбора учащимися учебного задания осуществляется различными способами его постановки:
1) Выбор учащимися задания среди вариантов во время самостоятельной работы тренировочного характера.
2) Выбор задача среди тех, которые имеют определение уровней сложности: легкое, тяжелое, тяжелее.
3) Выбор задач с подтекстом.
На этапе урока "Контроль, коррекция и оценка знаний" учу детей осуществлять самоконтроль, самоанализ и самооценивание.
Использую групповую и парную форму взаимоконтроля и взаємоаналізу, рефлексивного анализа и контроля. Обращаюсь к таблицам "Должны знать", "Должны уметь", к планированию урока и проверки, все ли запланированное удалось сделать, все ли задачи урока выполнены.
Такое моделирование урока возможно только при комбинировании различных методов и приемов обучения. А это открывает путь к творчеству, дает возможность проводить разные виды уроков. Основой их проведения есть интересный содержание, самостоятельный выбор, неординарный подход и интеллектуально-игровая ситуация. Последней управляю так, чтобы она по возможности проходила через две стадии: опытно-наблюдательную и combinatorially-конструктивную. Как следствие, сразу, как только создаются внешние игровые условия, значительно повышается внимание и активность детей. Это позволяет легко формировать мыслительные операции. Те же игровые условия позволяют алгоритмизировать учебную деятельность детей. Они прекрасно ориентируются в логике задач, которые перед ними ставятся. В правильной последовательности осуществляют анализ, сравнение, абстрагирование, порой, и обобщения.
В центре внимания всегда ставлю проблему интеллектуального развития и умение учиться.
Готовя задание на выбор или задача действие групповой работы, учитываю уровень сложности по индивидуальным возможностями, меру своей помощи. Это дает возможность создать условия действие развития каждого ребенка, не допустить отставания слабых детей и одновременно не сдерживать темпа роста сильных учеников.
В своей работе руководствуюсь принципами:
1) Каждому ребенку, даже слабому, дать прочные знания.
2) В каждом ребенке видеть неповторимую личность, индивидуальность.
3) Каждую минуту пребывания ребенка в классе превращать в радость.
Во время выполнения самостоятельных работ предлагаю задания трех вариантов.
Ученики цветными карточками сигнализируют о выбранном варианте, что дает возможность увидеть каждого ученика, определить уровень помощи каждому.
Виды помощи такие:
• дополнение к заданию в виде рисунка, схемы;
• решения аналогичного задания, выполненного ранее;
• ссылка на правило, на котором базируется данное упражнение;
• использование условных записей, образцов, опорных схем;
• предупреждение учащихся о типичных ошибках.
Во время закрепления материала самостоятельную работу провожу по схеме:
І вариант работает так:
основная задача – самостоятельно
творческое задание – самостоятельно
интересное задание – самостоятельно
общая задача – самостоятельно.
П вариант – меры помощи (опорные схемы, образцы)
основная задача — самостоятельно
творческое задание – самостоятельно
общая задача – самостоятельно.
III вариант – с учителем; уровень пособия (опорные схемы, образцы)
основная задача – самостоятельно
общая задача – самостоятельно.
Большое внимание уделяю развитию речевых умений, чтобы учащиеся на основе новой информации и собственного опыта умели формировать свое мнение, не сидели пассивно на уроках, а рассуждали, делали предположения. Когда дети верят, что их мысли и то, что они говорят, думают является важным, и каждому из них разрешено сказать "Я согласен", "Я думаю иначе", тогда они могут включаться в процесс критического мышления. От таких уроков учащиеся получают удовольствие.
Таже большое значение в своей работе придаю таким критериям как мобилизация внимания, доброжелательность и требовательность, предвидение трудностей и направленности на их преодоление.
Учебно-воспитательную работу строю на основе достижений педагогики и психологии, диагностической работы с учащимися, изучения их психологических особенностей. Своей системой работы проявляю интерес и наклонности детей, стимулирующие их познавательную активность, определяя путь для получения основательных знаний, умений и навыков."
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"
Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....
доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...
конспекты уроков, доклады на темы самообразования
Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...
Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».
Семья - один из шедевров природы (Дж. Сантаяна, философ)Семья - основанная на брак...
Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.
Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....
Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу
Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....
ДОКЛАД "Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения" . ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА МКОУ «АРТЕЗИАНСКАЯ СОШ №2»
ДОКЛАД НА ТЕМУ : « Системно–деятельност...