Мини-сборник динамических пауз, используемых во время уроков в начальной школе
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мини-сборник динамических пауз, используемых во время уроков в начальной школе | 256 КБ |
Предварительный просмотр:
Мини-сборник динамических пауз, используемых во время уроков в начальной школе Автор-составитель: Шумакова Надежда Александровна Челябинский педагогический колледж №1 2020 |
Динамические паузы для развития мелкой моторики
1. «Замочек». Дети складывают руки в «замок», переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачивают «замок»:
- На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в «замок»)
- Постучали…
(Ритмичное постукивание основаниями ладоней друг о друга, пальцы не расцепляются)
- Покрутили…
(Потягивание одной руки к себе, другой – от себя (с поочерёдной сменой рук); пальцы не расцепляются)
- Потянули…
(Потягивание рук в разные стороны с выпрямлением пальцев, но частичным сохранением фигуры «замка»)
- И открыли!
(Резкое расцепление рук с разведением их в стороны)
2. «Ягодки». Дети приподнимают перед собой руку так, чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики также расслаблены, свисают вниз:
- С ветки ягодки снимаю
(Поглаживание каждого пальчика от основания до самого кончика пальцами другой руки, «как будто снимая воображаемую ягоду)
- И в лукошко собираю
(Обе ладошки складываются перед собой «чашечкой»)
- Будет полное лукошко
(Одна ладошка, сложенная «лодочкой», накрывается другой ладошкой)
- Я попробую немножко
- Я поем ещё чуть-чуть
(Одна ладошка имитирует лукошко, пальчики другой руки – щепотку)
- Лёгким будет к дому путь!
(Имитируя ножки, средний и указательный пальцы каждой руки «бегут»)
3. «Барабанщики». Подушечки пальцев прижаты к столу; нужно попеременно постукивать ими по поверхности, воображая игру на пианино:
- Твои пальчики-барабанщики
Там – там – там,
Тук – тук – тук –
Раздаётся звонкий стук (звук)!
4. «Капуста».
- Мы капусту рубим
(Ритмичные удары ребром ладоней по столу)
- Мы капусту трём
(Трение ладоней друг о друга)
- Мы капусту солим
(Трение указательного и среднего пальцев о большой)
- Мы капусту жмём
(Хватательные движения обеими руками)
- Мы капусту нарубили
(Ритмичные удары ребром каждой ладони по столу)
- Перетёрли
(Трение ладоней друг о друга)
- Посолили
(Трение указательного и среднего пальца о большой)
- И набили плотно в кадку
(Удары обеими руками по столу)
- Всё теперь у нас в порядке!
(Лёгкая встряска кистей рук)
5. «Вертолёт»
- Вверх взлетает вертолёт –
Будь внимательным, пилот!
(Четыре пальца руки, кроме большого, сжимаются в кулак; большим пальцем, поднятым вверх, выполняются круговые движения)
- Вертолёт, лети-лети,
Лопасти быстрей крути
(Пальцы (кроме указательного и большого) обеих рук скрепляются в положении «корзинки»; указательные пальцы выдвигаются вперёд и соединяются подушечками – получается «хвост вертолёта»)
6. «Лапки». Подушечки пальцев правой руки прижимаются к верхней части ладошки, большой палец прижимается к указательному. Затем то же самое проделывается второй рукой, в конце – двумя руками:
- Стоит на задних лапках кот,
И в гости мышек он зовёт.
Показывает лапки,
А лапки – цап-царапки!
7. «Щелчок». Кончик каждого пальца поочерёдно надавливает на подушечку большого пальца:
- Один щелчок,
Другой щелчок,
Я так смогла,
И ты так смог!
8. «Помощники». Движения пальцами выполняются в соответствии с содержанием стихотворения:
- Вот помощники мои,
Как их хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять -
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немного,
Но дадим им отдохнуть!
9. «Удивительно».
- Наши пальцы сжались тесно –
Удивительно интересно!
(Дети сжимают левую руку в кулак)
- Видно, им прохладно стало,
(Ладонь правой руки обхватывает кулак левой руки и сжимает его)
10. «Дружная семейка». Руки сжаты в кулаки; пальцы поочерёдно разгибаются (в соответствии со строчками стихотворения):
- Этот пальчик большой –
Это папа дорогой.
Рядом с папой – наша мама.
Рядом с мамой – брат старшой.
Вслед за ним сестренка –
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш –
Это славный наш малыш.
Дружная семейка!
(Сжимать-разжимать кулаки несколько раз)
Динамические паузы по математике
1. «Отдохни». Движения выполняются под ритмический счёт в соответствии со стихотворением:
- Раз, два, три , четыре, пять,
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим!
2. «Посчитай-ка!». Физические упражнения выполняются в соответствии со стихотворением:
- Сколько видите кружков,
Столько сделайте прыжков.
Сколько ягод насчитаете,
Столько раз вы приседаете.
3. «Красная Королева». Нужно одновременно слушать стихотворение, выполнять физические упражнения, демонстрируемые учителем, и считать по заданию:
- Жила Королева Красная,
Очень-очень властная.
(Дети топают ногами)
- Было у неё семь слуг –
Украшали всё вокруг!
(Ритмичные хлопки ладонями в воздухе)
- Вдруг один вазон разбился –
Королева очень злится!
(Прыжки на месте)
- Одного слугу казнят.
Скольких миловать велят?
(Дети приседают и делают руки «домиком» над головой; после динамической паузы дают ответ – 6 слуг помилуют)
4. «Физминутка».
- Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – присесть и сразу встать.
А когда скажу я «семь» -
На места садиться всем!
5. «Спортивный счёт».
- Два плюс два – ответ каков?
Сколько надо здесь хлопков?
(дети хлопают 4 раза)
- Два плюс три, скажите мне,
Сколько прыгать на ноге?
(Дети прыгают на одной ноге 5 раз)
- Из пяти пять отниму –
Сколько метров пробегу? (Дети стоят на месте, т.к. ответ – 0 метров)
6. «Цифры». Нужно попытаться встать в позе, напоминающей цифру:
- Повторим за цифрой «два» - вся изогнута спина.
(Дети наклоняются вперёд, прогибаются как цифра 2)
- Повторим за единицей – выпрямимся словно спицы.
(Дети тянутся вверх)
- Цифра есть у нас «четыре» - и её мы повторили.
(Дети в полуприсяде (как будто садятся на стул), вытягивая руки вперёд)
- Повторим за цифрой семь и похлопаем мы всем!
(Дети выполняют наклоны в стороны, затем хлопают в ладоши)
7. «Семь гномов». Учитель показывает движения и читает стихотворение. Задача детей – повторить упражнения и дать верный ответ на вопрос:
- Было в сказочке семь гномов:
(Прыжки на месте)
- Грустных два и три весёлых,
(Наклоны в стороны)
- А один любил цветы.
(Приседания)
- Скольких не назвали мы? (Махи руками; правильный ответ: 1)
8. «Примеры». Суть: дети встают около своих парт; учитель демонстрирует на слайде/доске математические примеры и называет ответы. Если ответ к очередному примеру правильный, дети подпрыгивают и хлопают в ладоши. Если ответ не правильный, дети приседают.
9. «Бабочки». Суть: ученики получают карточки – крылья бабочек. У учеников «половинки» с примерами, которые необходимо решить. По кабинету расклеены вторые «половинки» карточек с ответами к примерам. Ученикам необходимо собрать «бабочек». Ученики перемещаются по кабинету в поисках нужной карточки.
10. «Хлоп-топ». Суть: дети стоят около своих мест; учитель каждый раз устанавливает арифметический знак (пример на сложение/вычитание).
1 слагаемое/уменьшаемое – количество хлопков, 2 слагаемое/вычитаемое – количество топаний ногой. Ученики вычисляют значение заданного примера и выражают его количеством прыжков или наклонов.
Динамические паузы по русскому языку
1. «Вновь у нас физкультминутка».
- Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад)
- Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью)
- Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой)
2. «Буквы». Движения выполняются в соответствии со стихотворением:
- А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
(Дети должны стоять с широко расставленными ногами)
- В алфавите, в букваре,
Проживала буква Е.
(Хлопки в ладоши)
- Как-то раз она шагала,
Замечталась и упала,
(Чередование ходьбы на месте и приседаний)
- Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске — руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
3. «Мы по улице гуляем».
-Мы по улице гуляем,
(Дети шагают на месте)
- Сами вывески читаем.
(Наклоны головы влево-вправо)
- Это – «эс», а это – «ка»,
(Повороты туловища влево-вправо)
- «Ж» похожа на жука.
(Хлопок руками спереди-сзади)
- Мы читаем всё подряд:
Вывеска: «Торговый ряд»,
(Прыжки на месте)
- Рядом сладкие слова:
«Фрукты», «Пряники», «Халва».
(Дети шагают на месте)
4. «Ча-ча-ча».
- Ча-ча-ча,
(Три хлопка в ладоши)
- Печка очень горяча
(Четыре полуприседа)
- Чи-чи-чи,
(Три хлопка руками над головой)
- Печёт печка калачи!
(Четыре прыжка на месте)
5. «Игра со слогом «Ква»».
- Чьи там крики у пруда? (Наклоны в стороны)
- КВАсу, КВАсу нам сюда! (Хлопки в ладоши)
- КВА-КВА-КВАсу, простоКВАши, (Дети топают ногами)
- Надоела нам вода! (Прыжки па месте)
6. «Звук «У»».
- Я возьму трубу свою,
Громко, громко запою:
(Восемь раз поднять и опустить пальцы от стола: Тру- у-у, у- у- у)
- Ты, труба, труби, труби,
Отдыхать нас всех зови!
(Прыжки с поворотом туловища направо, затем налево)
7. «Большая буква». Суть: дети стоят около своих мест; учитель называет слова. Если названные слова надо писать с большой буквы, дети должны поднять руки вверх, если с маленькой – присесть. Слова: Барсик, котёнок, город, Воронеж, Никита, третьеклассник, река, Дон, Волга, собака.
8. «Однокоренные слова». Суть: если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова – приседают (маленький – маленькая; маленький – малыш; маленький – мальчик; мальчик – мальчику).
9. «Фонетика». Суть: учитель даёт детям задание: «Приседайте столько раз, сколько звуков в слове «осень»; подпрыгивайте столько раз, сколькими буквами записано это слово».
10. «Как напишем?». Суть: условия – буква «о» (прыжок), буква «а» (присед), буква «е» (хлопок). Учитель диктует словарные слова, а дети
по-особому выражают, как напишут слово (п..нал – пенал – хлопают в ладоши).
Динамические паузы – упражнения для глаз
1. «Зелёный круг». Подготовка: необходимо заранее развесить по стенам (доске или жалюзи) кабинета картонные или бумажные круги (диаметром до 20см) зелёного цвета. Суть: ученики стоят около своих мест. Учитель даёт задание найти все круги глазами, не поворачивая при этом головы. Если ученик замечает круг в том или ином месте, он должен 10 секунд рассматривать его, а затем продолжить поиски.
2. «День-ночь». Суть: ученики сидят за партами. Даётся задание: посмотреть на своего соседа по парте. Затем учитель говорит «ночь», и дети «засыпают» – кладут головы на парты и закрывают глаза, расслабляются. Классу задаются вопросы: «Поднимите руку, у кого сосед сегодня пришёл в белой рубашке?», «У кого соседка по парте сегодня с косичками на голове?» Через некоторое время учитель произносит «день» – ребята открывают глаза и проверяют свои предположения.
3. «Громко тикают часы». Дети встают около своих мест; руки должны быть на поясе; поворачивать голову в стороны не нужно – все смотрят прямо на учителя и выполняют упражнения в соответствии со стихотворением:
- Громко тикают часы –
Тик-так, тик-так.
(Глазное яблоко двигается влево-вправо)
- Дружно отдыхаем мы,
Тик-так, тик-так.
(Глазное яблоко двигается вверх-вниз)
- Заниматься рано стали,
Тик-так, тик-так.
(Дети смотрят на свои учебники, учительские, на учебники соседа)
- Много нового узнали,
Тик-так, тик-так!
(Дети часто-часто моргают)
4. «Релаксация». Дети встают около своих мест, выполняют физминутку в соответствии с указаниями учителя и текстом стихотворения:
- Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте, что птицами вдруг полетели!
(Дети машут руками)
- Налево, направо, вокруг посмотрели,
(Открывают глаза, смотрят по сторонам)
- Затем потянулись, тихонечко сели!
5. «Бабочка». Суть: на слайд выводится подвижная картинка – бабочка, которая перемещается по всему экрану, «вырисовывая» перевёрнутую цифру 8 (знак «бесконечность»). Задача всех учащихся – следить за бабочкой, не двигая при этом головой.
6. «Восьмёрка».
- Рисуй восьмёрку вертикально -
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
За каждой линией следи.
Теперь следи горизонтально,
А в центре здесь остановись;
Зажмурься крепко, не ленись.
И поморгай же, наконец.
Глаза открой. Ты молодец!
7. «Художники».
- Мы глазами поколдуем:
Круг огромный нарисуем!
(Дети «рисуют» глазами круг, не поворачивая головы)
- Нарисуем мы окно
И большущее бревно.
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз и глазки вверх!
Все зажмурились: раз-два!
Отдыхает голова.
Мы глазами поморгали,
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд –
Это мчится самолёт…
Раз моргнули, два моргнули –
Наши глазки отдохнули!
8. «Спал цветок».
- Спал цветок,
(Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)
- И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами)
- Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх. Посмотреть на руки)
- Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты, в стороны)
- Ну а класс за парты сел!
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево, сесть на место)
9. «Зоркие глазки».
- Чтоб глаза твои зоркие были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотри и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся, что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно,
Ну, а дальше будь здоров!
10. «Гимнастика для глаз». Комплекс упражнений выполняется по специальной карточке:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Динамическая пауза на уроках в начальной школе
Физминутка, движения повторяются за героями анимацииПросмотреть и скачать можно здесь http://www.rusedu.ru/detail_16345.html...
Применение динамических пауз в учебное время.
Выступление на областном семинаре....
Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе.
Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным....
Физкультурные минуты, паузы на уроках в начальной школе.
Физкультурные минуты благотворно влияют на восстановление умственной активности, работоспособности, препятствуя нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень обучающихся, снижают статические на...
Динамическая пауза, как необходимость на уроках английского языка в начальной школе
Подводя итоги на моих уроках английского языка в начальной школе, многие дети говорят, что «Don’t stop!” (Не стой! Не останавливайся! Не прекращай! Продолжай!), именно так звучит начало моих физкульту...
социально- психологический климат во время уроков в начальной школе
Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием бла...
Роль динамической паузы на уроках в начальной школе
Внедрение в обучение динамических пауз, как одного из видов здоровье сберегающих технологий, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, сохранению и укреплению их здоровья, улучшение психологи...