Формирование познавательных интересов
статья
Познавательная деятельность учащихся в большей степени зависит от методов обучения, которые использует учитель на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnyh.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование познавательных интересов у младших школьников.
Познавательная деятельность учащихся в большей степени зависит от методов обучения, которые использует учитель на уроках.
Методы – способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения. В определении метода следует обратить внимание на три момента: первый - деятельность учителя: он объясняет, показывает, инструктирует, поощряет. Второй - действия ученика, который слушает, записывает, читает, выполняет.
Третий метод это взаимодействие учителя и ученика. Она проявляется во внешней деятельности – организации ученика на работу, и во внутренней – управлении развитием школьника: обучение анализу, синтезу, упражнение силы воли, расширение диапазона социально значимых мотивов.
Для формирования познавательной деятельности возможно использование всех методов, которыми располагает современная дидактика. Это и объяснительно-иллюстративные (рассказ, объяснение, опыты, таблицы), репродуктивные (воспроизводящие, содействующие развитию практических умений и навыков), проблемно-поисковые.
Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. А стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Ещё К.Д.Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. Характер младшего школьника имеет свои особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина – возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли ( школьник 7-8 лет ещё не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности); капризность и упрямство ( объясняются недостатками семейного воспитания).
Для разрешения этих проблем и активизации деятельности в своей практике с первых уроков организую внимание детей. Внимательно слушая объяснение на уроке, ученик легче воспринимает, понимает, запоминает содержание нового материала и тем самым облегчает свою дальнейшую работу.
«Внимание!» Как часто этим словом обращаюсь я к своим малышам, побуждая их сосредоточиться на том, что говорю и показываю, чтобы целенаправленно организовать их деятельность. Но одного обращения не всегда бывает достаточно. Поэтому в своей повседневной работе, наряду с решениями многих задач, придаю большое значение воспитанию произвольного внимания учащихся. Для этого включаю в уроки специальные упражнения и задания, нацеленные на формирование внимания, развитие активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.
В учебниках математики (автор Л.Г.Петерсон) предусмотрена специальная работа по развитию внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Вопросы типа: «Что здесь интересного?», «Что вы заметили?» и др. ориентируют на активизацию познавательного интереса. Предлагаются задания, допускающие различные варианты решения, что способствует развитию у детей вариативного мышления.
В математике решение задач используется для стимулирования познавательной деятельности учащихся и само решение арифметической задачи является стимулирующим средством познавательной деятельности. С этой целью использую систему задач, предусматривающую подготовительные элементы и элементы развёрнутого объяснения, а также элементы неожиданности и трудности; подбираю готовые задачи, предлагаю преобразовать их, составить и решить взаимообратные задачи. Например, взяв условие: «На первой полке было 5 книг, на второй – 9 книг. Предлагаю: - Поставьте вопрос, чтобы задача решалась действием сложения. – Как изменить вопрос, чтобы задача решалась действием вычитания? Предлагаю составить или преобразовать задачу. Учащиеся проявляют большой интерес.
Для повышения познавательного интереса использую индивидуальный подход: карточки и перфокарты с индивидуальными заданиями; самоконтроль; дидактически материал; игры на развитие памяти, мышления, воображения.
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Чтобы детям было интересно, увлекательно, я побуждаю их к интересным находкам и открытиям. Учимся сочинять сказки, которые развивают детскую фантазию, воображение, развивают речь и увеличивают словарный запас слов. Обязательно использую загадки, скороговорки, развивающие фонематический слух; правильное произношение звуков, дикцию, темп речи.
При изучении определённых тем на уроках окружающего мира применяю систему познавательных заданий, которая способствует формированию умения применять знания в новой учебной ситуации.
Используя научные данные, дополняю их стихотворными образами, предлагая и повторяя, в сущности те же сведения, но уже в поэтической форме. Стихотворный образ служит для лучшего восприятия и запоминания учащимися сведений о животных. У детей появляется желание самим увидеть зверька или птицу, понаблюдать за ними в их естественной среде, самостоятельно разгадать тайны природы.
Важнейшая задача уроков окружающего мира – формирование знаний об окружающей природе. Чувственный опыт детей совершенствуется и расширяется прежде всего в процессе проведения экскурсий на реку, в парк, на метеостанцию и т. д.Во время экскурсий стараюсь учить видеть природу, чтобы в простом и обыденном они находили ответы на свои многочисленные « почему?». Ну а я не спешу сразу ответить на любое детское «почему?», а учу терпеливому наблюдению, радости открытия нового в знакомом мире. Один из уроков был посвящён «Климату нашего края», завершением которого стала экскурсия на метеостанцию.
Уроки-экскурсии вызывают большой познавательный интерес у школьников.
Чтение – важнейший источник знаний. Книга формирует навык чтения, развивает интерес к чтению и желание читать. На уроках чтения формирую тип правильной читательской деятельности. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту, ключевых слов (написанных на доске) и прогнозирование: о чём этот текст? Ставлю задачу: прочитать текст и проверить свои предположения. Такие задания вызывают интерес и воспитывают в детях внимательных читателей. На каждом уроке провожу работу над лексическим значением, многозначностью слова, что развивает речь и увеличивает словарный запас.
Разнообразная подача материала на уроках вызывает у ребят познавательный интерес, потребность в знаниях, направляет их на творческие поиски, вызывает радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы формирования познавательного интереса
Выступление на районном семинаре...
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках литературного чтения.
В статье раскрываются приемы работы по формированию познавательного интереса на уроках литературного чтения. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказат...
Статья "Формирование познавательного интереса на уроках математики при решении арифметических задач"
Актуальность темы обусловлена обновлением содержания обучения, где одним из ведущих процессов является формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, формирование акти...
Выступление по теме: " Формирование познавательного интереса к уроку окружающего мира". Презентация.
Выступление на МО....
Статья из опыта работы "Формирование познавательных интересов у детей" на уроках русского языка и литературного чтения
Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с...
Статья "Приёмы внедрения в урок игровых форм обучения для формирования познавательного интереса учащихся 2 класса".
Надеюсь, что эта статья поможет учителям в организации познавательной деятельности учащихся с помощью игровых форм для формирования познавательного интереса....
Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках математики.
Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом п...