Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе
учебно-методический материал (3 класс) по теме
Методическое объединение нашей школы работает над темой: «Современные образовательные технологии обучения в начальных классах – залог успешной работы по ФГОС второго поколения».
Цель : Совершенствование педагогического мастерства, путем внедрения в учебно – воспитательный процесс образовательных педагогических технологий.
Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя технологию проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnoe_obuchenie_kurochkina_nn.docx | 19.55 КБ |
probemnoe_obuchenie_kurochkina_nn.ppt | 93.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе
В период реализации ФГОС второго поколения актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно применять учителю, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в начальной школе.
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, владеющий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.
Работая в условиях сельской школы, часто сталкиваешься с проблемой.
Класс сельских школьников не бывает однородным, кто-то пришел в школу бегло читающим, а кто-то не знает даже букв. У одного обучающегося богатая фантазия и хорошая речь, а другой двух слов связать не может. Один легко вступает в общение, другой испытывает большие трудности в этом процессе. Поэтому каждому учителю сегодня необходимо уметь моделировать уроки в различных технологиях. Как показала практика это - дело не простое, но сегодня это требование времени.
Методическое объединение нашей школы работает над темой: «Современные образовательные технологии обучения в начальных классах – залог успешной работы по ФГОС второго поколения»
Цель : Совершенствование педагогического мастерства, путем внедрения в учебно – воспитательный процесс образовательных педагогических технологий.
Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя технологию проблемного обучения.
На любом современном уроке нельзя обойтись без этой технологии или ее элементов. Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.
М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения:
1. Проблемное изложение знаний.
2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.
3. Исследовательский метод обучения.
Цель проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.
Применять технологию проблемного обучения, очень широко, можно при обучении детей исследовательской деятельности, так как она способствует становлению и развитию личности, а именно настойчивости, целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности.
Исследовательской деятельностью мои ребята занимаются очень давно. Неоднократно занимали призовые места в районных и межрайонных конференциях. Пишут работы с большим желанием и интересом.
А вот на методах и приемах проблемного обучения, которые можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе, мне бы хотелось остановиться подробно.
Существует несколько приемов и методов проблемного обучения на уроке.
- Метод постановки учебной проблемы.
(Урок математики. На доске выражения, учитель задает вопросы, которые заставляют ученика думать вспоминать, сравнивать, анализировать, доказывать)
- Диалог, подводящий к теме урока.
(Проводится диалог, который заставляет думать, сравнивать.)
- Сообщение темы с мотивирующим приёмом «яркое пятно».
- Метод поиска решения учебной проблемы.
- Проблемно - диалоговое обучение.
Каждый новый урок – это элемент сложной системы взаимодействия учителя и ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.
Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить урок по любым предметам. Конечно, работа трудоёмкая, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые упражнения для создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.
На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение, либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.
Из всего вышесказанного мы пришли к выводу:
На данном этапе развития общества, требования времени, и новых ФГОСов обучение должно быть проблемным. Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.
Так как именно так формируется творческая личность, способная логически мыслить, находить решение в разных проблемных ситуациях. Личность способная к в самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе
Использование проблемного диалога на уроках изучения нового материала....
Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе.
В презентации на основе увлечения учеников моего класса был изложен материал "Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе." ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИ ЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ представлены в виде...
Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе.
В настоящее время отмечается усиление внимания к совершенствованию организации и содержания развивающего обучения. Главная задача образовательного процесса в совреме...
Тема: "Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе".
Технология проблемного обучения привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а ...
Применение технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе
В статье описывается применение технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе...
Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе
Урок с использованием проблемной ситуации оказывает благоприятное воздействие на эмоциональную сферу детей, увлекает их, дети перестают бояться проблем, стремятся их разрешить, убеждаются в том, что к...